Овчаренко Маргарита Павловна
Занятие по экспериментально-научной деятельности «Невидимка-воздух» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие в средней группе по познавательному развитию на тему:
«Невидимка – воздух» (эксперименты)
Задачи:
Образовательные:
- дать представление о воздухе и его свойствах (невидим, лёгкий, не имеет запаха);
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
Публикация «Занятие по экспериментально-научной деятельности „Невидимка-воздух“ для средней группы» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- продолжать закреплять навыки проведения опытов;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- создавать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания;
- способствовать развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
бережное отношение к окружающей среде;
- воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам;
- воспитывать интерес к экспериментированию;
- воспитывать аккуратность;
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Оборудование: проектор, полиэтиленовые мешочки, пластиковые стаканчики с водой, трубочки для коктейля, кораблики, кусок полиэтиленовой плёнки, гуашь, кисти, салфетки, иллюстрации о свойствах воздуха, воздушные шары, мыльные пузыри.
Гипотезы:
- Воздух постоянно нас окружает.
- Способ обнаружения воздуха: «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.
- Воздух легче воды.
- Воздух есть внутри людей.
- Воздух имеет вес.
- Воздух не имеет запаха.
- Без воздуха невозможна жизнь.
Ход занятия:
На экране Слайд 1 (Шары)
Воспитатель приглашает детей войти в зал:
- Проходите, ребятишки,
И девчонки, и мальчишки!
Прошу в круг всех встать,
За руки друг друга взять.
Друг на друга посмотрите
И улыбки подарите!
- Я пришла к вам не одна –
Гостей в группу привела!
Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками.
Музыкальное приветствие «Зашагали ножки».
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чём мы с вами сегодня будем говорить, нужно отгадать загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух!
Обучающий мультфильм о воздухе.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные эксперименты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:
(Слайды с правилами)
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило №4. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Наша лаборатория не простая, а чуточку волшебная, и чтобы попасть в неё, нам надо сказать заклинание. Повторяйте за мной:
Хлопни, топни, повернись
И в учёных превратись!
Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: нет, не видим.
Воспитатель: Если мы его не видим, то он какой?
Дети: Воздух прозрачный, невидимый.
Воспитатель: Я вот тоже воздух не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас!
А чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите я
научу вас ловить воздух? Давайте пройдём в нашу лабораторию.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом. (Слайд)
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.
-Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? Давайте проверим?
Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. (Слайд)
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух.
Загадка про парашют. (Слайд)
Тучек нет на горизонте
Но раскрылся в небе зонтик
Через несколько минут
Опустился … (парашют)
- Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовой плёнки.
Она, какая? Лёгкая воздушная, воздуху послушная.
- Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом конечно же воздух (воспитатель предлагает стать в круг и взяться за края плёнки).
Игра с воздухом «Парашют». (Слайд)
Дружно мы все стали в круг (встают)
Будем делать парашют (берутся за плёнку)
Друг за другом мы идём
Парашют в руках несём (идут по кругу)
Руки вверх мы поднимаем (поднимают руки)
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут (опускают на пол).
- Понравилось вам играть с воздухом?
Дети возвращаются на свои места.
Воспитатель: Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Опыт 3. С салфеткой. (Слайд)
Воспитатель: А если мы подуем на салфетку, мы увидим его? Давайте попробуем? (Дети дуют на салфетку)
Воспитатель: Вы заметили, что, когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Дети: Да!
Игра с корабликами. (Слайд)
В нашей лаборатории есть кораблики, давайте пускать их по воде.
А как же они поплывут?
Дети: Нужно на них подуть.
Воспитатель:
Давайте сначала на кораблики подуем потихоньку!
(Дети дуют на кораблики)
А теперь ветер подул сильнее, ещё сильнее.
Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух движется - получается ветерок, и кораблики плывут. Значит, воздух может передвигать предметы.
Опыт 4. С апельсином и чесноком. (Слайд)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. Воспитатель: А для чего нам нужен воздух?
(ответы детей)
Воспитатель: Без воздуха люди, животные и растения погибнут!
А ещё воздухом можно рисовать.
Опыт 6. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).
Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится?
Ну а сейчас нам пора превратиться из учёных опять в ребят. Повторяйте за мной:
Хлопни, топни, повернись
И в детишек превратись!
Рассматриваем картинки и закрепляем знания о воздухе:
Воздух бесцветный, поэтому мы его не видим.
Чтоб увидеть воздух, его надо поймать;
Воздух находится даже внутри людей;
Ветер – это движение воздуха.
Без воздуха ничто живое не может жить.
Но иногда случается так, что воздух загрязняют и людям становиться трудно дышать. Скажите, что может загрязнять воздух? (отвечают, рассматривают иллюстрации).
- А что нужно сделать, чтобы не загрязнять воздух?
Ребята, что вам больше всего понравилось и запомнилось на занятии?
Видео: https://www.youtube.com/embed/Q67Xvnvn2wk