Занятие по этикету «Вежливая сказка» для детей старшего дошкольного возраста

Ольга Третьякова
Занятие по этикету «Вежливая сказка» для детей старшего дошкольного возраста

Обучающая задача:

Совершенствовать себя как личность через общение с людьми; закрепить зна-ния об основных правилах, по которым живут люди, дать понятие что главное - правила не знать, а выполнять; способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги – точное копирование рисунка.

Умственная задача:

Развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей; раз-вивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависи-мости; подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желае-мого результата; стимулировать активность детей для решения проблемной ситуа-ции; расширять словарный запас в области чувств и эмоций.

Воспитательная задача:

Формировать коммуникативные навыки; учить умению контролировать свое поведение, сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; учить согласовы-вать свои действия с действиями партнера при выполнении работы вдвоем; воспи-тывать чувство взаимопомощи; учить быть честными, мужественными; формиро-вать высшие моральные качества личности: доброту, честность, мужество, стой-кость перед искушениями, критическое отношение к своему «я»; умение самостоятельно совершенствовать черты своего детского характера.

Демонстрационный материал:

Символы: тучка, тучка из-за солнца, тучка с дождем. Открытки с изображени-ем некоторых государственных праздников. Рисунки волшебных предметов: шап-ки-невидимки, ковра-самолета, туфлей скороходов, меча кладенца, пера жар-птицы, волшебного клубка. Книга со сказкой О. Уайльда «Мальчик - звезда». Ри-сунки к сказке «Мальчик-звезда»: нищенка, мальчик, королева, принц. Иллюстра-ция русской избы, изображения пахаря, гончара, дружинника, ткачихи, кузнеца, охотника.

Раздаточный материал:

Пиктограммы: радость, спокойствие, грусть, удивление. Розовые сердечки; Листья для дуба мудрости. Цифры для игры «Найди пару». Листы белой и копиро-вальной бумаги, ручка. Цветы для обводки. Кольца для пирамидки. Принадлежно-сти для сервировки стола (скатерти, тарелки, столовые приборы, стаканы, чайные пары, бокалы на выбор; элементы праздничного убранства: свеча в подсвечнике, цветочки, пайетки, конфеты, корабль с пиратами, ваза с цветами.) Вазы с конфета-ми и кусочками хлеба.

Музыкальное сопровождение:

Отрывки из сказок: «Дюймовочка» Г. -Х. Андерсена, «Сказка о попе и о работ-нике его Балде» А. С. Пушкина, «Кошкин дом» С. Я, Маршака, «Оловянный солда-тик» Г. -Х. Андерсена, «Айболит» К. И. Чуковского. Русская народная музыка для танца Фоновая музыка на начало, конец занятия и во время работы с копироваль-ной бумагой и сервировки столов.

Ход занятия:

- Ребята, когда вы шли в детский сад, вы заметили, какое сегодня утро? Какой воздух? Воздух прозрачный, свежий и чистый. Какое солнце? Солнце яркое и лу-чистое. Какое небо? Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас в это чудес-ное утро?

- Настроение это то, на какое эмоциональное состояние вы настроены. Оно может быть радостное, солнечное, когда хочется смеяться, улыбаться всем вокруг. И когда настроение похоже на (солнце) – показ воспитателя. Пиктограмма «весе-лый человек».

- А может настроение быть очень грустное, хмурое, на глаза сами собой, слов-но капельки дождя, набегают слезы. И похоже такое настроение на «тучку с до-ждем». Пиктограмма «грустный человечек»

- А иногда настроение бывает не очень радостное и не очень грустное, а так с серединки на половинку. Спокойное. Смеяться не хочется и слезы лить тоже. А хочется посидеть спокойно, подумать о чем-то о своем, тихо поиграть, почитать или порисовать. И настроение похоже на «солнце из-за тучки» Пиктограмма «спокойный человек».

- Ребята, каждый из вас может почувствовать свое настроение. Давайте поиг-раем в игру «Угадай, какое настроение». Воспитатель читает ситуацию, а дети по-казывают настроение пиктограммой

- С каким настроением ты:…

Встречаешь маму;

Идешь по парку

Гладишь кошку

Упал в лужу

Рисуешь в альбоме

Идешь к зубному врачу

Разговариваешь с другом

Смотришь на испачканную одежду

Читаешь книгу

Танцуешь на празднике

Любуешься природой

Мажешь зеленкой разбитую коленку

Покупаешь мороженой?

- Ребята, наше настроение постоянно меняется от радостных или грустных событий. А вы хотели бы попасть в сказку? В этом нам могут помочь волшебные предметы. Какие волшебные предметы вы знаете? (Ковер-самолет, меч - кладенец, шапка невидимка, лампа Алладина, волшебный клубок, туфли скороходы). С по-мощью волшебного клубка мы отправимся в сказку.

Сейчас я пущу клубок, а вы будете отгадывать какое настроение было у героев сказки. Если будет веселое настроение, то вы будете хлопать в ладоши, а если грустное, то топать ногами.

Звучат музыкальные отрывки сказок «Дюймовочка» Г. -Х. Андерсена, «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина, «Кошкин дом» С. Я, Маршака, «Оловянный солдатик» Г. -Х. Андерсена, «Айболит» К. И. Чуковского.

- Ребята, вы хорошо справились с этим заданием. Многие русские народные сказки начинаются так: «Жили-были старик со старухой. И было у них три сына». Крестьянские семьи на Руси были большими, вся семья жила в одной избе, но у каждого человека было свое занятие.

Ткачиха – ткала на ткацком станке холсты.

Гончар - изготавливал глиняную посуду.

Пахарь – пахал сохой землю

Охотник – занимался добычей зверей

Кузнец – ковал железо

Дружинник – защищал свою семью и деревню.

Русский народ был очень мудрым. Недаром говорят: «В сказке ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Давайте вспомним пословицы и поговорки, которые сочинил русский народ и составим пирамиду из них.

Бояться ненастья – и счастья не будет

Сердце веселиться и лицо цветет

Весело поется – весело прядется

Всякая ссора красна мировою

Гнев – плохой советчик

Кончил дело – гуляй смело

С людьми браниться – никуда не годится

Горе, не горе – лишь бы не было боле

За хлебом, солью – всякая минутка хороша

Молодцы! Не только пословицы и поговорки передают настроение человека но и музыка. Послушайте заиграла музыка. Что хочется делать? (танцевать) Давайте потанцуем.

Хорошо танцевали, а теперь давайте вспомним названия цифр от одного до десяти. А теперь поиграем в игру «Найди пару» каждый ищет себе пару и они вместе идут за стол, на котором стоит такая же цифра.

А когда у нас ещё бывает отличное настроение? На праздники. Какие праздники вы знаете? (дети перечисляют знакомые праздники). Трое из ответивших детей выбирают себе пару и идут сервировать столы к праздникам: 8-е марта, день рожденья, новый год.

Вы все любите праздники. А с чем нужно ходить на праздники? (с подарками). Лучший подарок – цветы.

- У вас много друзей, с помощью чего можно быстро сделать много подарков? (с помощью копировальной бумаги)

- А для чего она нужна? (чтобы получить копию, повторить рисунок)

- Берем два листа белой бумаги. Между ними кладем лист копировальной бу-маги. Какой стороной вниз? (жирной, на ней краска). Ваша задача обвести цветок ручкой, а кто хочет дорисуйте ему стебелек и листочки. Старайтесь, чтобы рисунки были одинаковыми нельзя сдвигать листы с копиркой в другое место. Молодцы, вы справились с заданием, а теперь обменяйтесь друг с другом копиями. Теперь наши подарки готовы и мы идем в гости, посмотрим как ребята справились с заданием. Подарим им подарки.

Продолжим наше путешествие. Садитесь на свои места.

Вы через год расстанетесь с детским садом и будете ходить в школу, но надол-го в вашей памяти останутся игрушки, друзья, вы будете помнить как мы вас вос-питывали, учили правилам, по которым нужно жить.

- Какие же правила вы запомнили?

- Чтобы их лучше запомнить, давайте повесим чудесные листья на дерево. Это у нас необыкновенное дерево. Это дуб мудрости.

Будь щедрым

Будь бережливым

Будь трудолюбивым

Будь аккуратным

Люби животных и растения

Будь любознательным и наблюдательным

Помогай маленьким и слабым

Уважай взрослых

Не обижай людей

Будь вежливым и гостеприимным

Будь честным

Слушай старших

- Посмотрите внимательно на дуб мудрости и запомните эти правила на всю жизнь.

- Кто запомнит, тот будет умным, а кто запомнит и будет выполнять, тот будет мудрым. Правила нужны нам не только в детском саду, они пригодятся вам в школе, институте, когда вы будете взрослыми, станете папами и мамами, вы научите этим правилам своих детей.

Продолжим наше путешествие. Сейчас вы услышите отрывок из сказки Оска-ра Уайльда «Мальчик - звезда»

1 отрывок

Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они обнаружили не звезду, а маленького ребенка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод принес его в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селе-ние пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить что женщина – нищенка его мать.

- Кому понравился мальчик – звезда? Почему?

- Кому понравилась нищенка?

- Подарите свои сердечки тому герою, который вам нравиться (Дети дарят ро-зовые сердечки)

Воспитатель молча анализирует ситуацию, какие дети, какому герою подарили сердечки. Затем выставляет две вазочки с конфетами и кусочками хлеба.

- Ребята, герои сказки тоже хотят сделать вам подарки. Возьмите себе тот гос-тинец, который сами захотите, но только у того героя, который вам очень понра-вился. Мальчик – звезда угощает вас конфетами. А у бедной женщины нет денег, но она хочет угостить вас хлебом. (Дети самостоятельно берут гостинец. Они подарили сердечки тому, кто нравится и гостинец взяли у понравившегося героя).

1 вариант

- Ребята, ведь вы же подарили свои сердечки женщине нищенке, а почему же решили взять сердечки у жестокого мальчика-звезды? Понятно, вы еще дети и вам очень хочется конфет, трудно не поддаться соблазну. Но все равно надо учиться терпеть и не поддаваться, сохранять искренние чувства.

2 вариант

- Какие вы ребята молодцы! Ведь конфеты вкуснее хлеба, но вы все же выбра-ли хлеб нищенки и поступили честно, не покривили душой, у вас есть сила воли.

Вам интересно, что произошло дальше? Послушайте продолжение сказки

2 отрывок.

Но после того, как нищенка – мать ушла из селения, мальчик-звезда вдруг превратился в чудовище. Тогда он понял, что поступил плохо и три года искал по свету свою мать. Много злоключений испытал он, пока опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Неожиданно нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедли-вым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.

- Ребята, вам теперь нравиться мальчик-звезда?

У нас было условие, что гостинцы можно брать у того, кто тебе очень нравиться. Теперь, если хотите, возьмите конфеты у мальчика-звезды.

- Запомните ребята:

Для всех на планете живущих существ

Я верю в закон сохраненья веществ:

Ничто не проходит бесследно…

И, значит, добро – это то вещество –

Уж если ты ближнему отдал его –

К тебе возвратится ответно.

Н. К. Доризо

Публикации по теме:

Перспективное планирование кружка «Азбука безопасности» (средняя группа) Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманиюперспективное планирование кружка «Азбука безопасности»(средняя группа, первый год обучения,.

Презентация к занятию по ФЭМП в старшей группе на тему: «Число и цифра 8» Занятие по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста, на тему: "Число и цифра 8". Занятие.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Занятие по этикету «Вежливая сказка» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 марта 2013 в 18:47
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Фотозарисовка осенней прогулки на Покров
Сквозь объектив я вижу мир иным. В нём что-то есть от кисти и холста. Он может быть и сложным, и простым. Мелькают кадры: жизнь и красота. Felk...
Конспект занятия по лепке с детьми подготовительной группы «Девочка играет в мяч»
Интеграция ОО: " Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", Речевое развитие", Художественно-эстетическое развитие". Задачи:...
Фотоотчёт «Экскурсия в сбербанк»
Фотоотчёт "Экскурсия в сбербанк" Чтоб надёжно капитал свой сохранить, Нужно в банк его скорей вложить. Там его не только сберегут, Но и все проценты...