Анастасия Кубрякова
Занятие «Путешествие в старину»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в старину»
Цель: Ознакомление с внутренним убранством старинной крестьянской избы.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с убранством русской избы, старинной русской мебелью., домашней утварью,элементами одежды.
Развивающие:
- развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством избы.
- расширять словарный запас по теме.
Публикация «Занятие „Путешествие в старину“» размещена в разделах
- обогащать словарь детей словами:печь,балалайка,старина,изба,прялка,самовар.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.
- приобщать к культуре своего народа.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Сегодня на занятие к нам пришли гости, Давайте с ними поздороваемся. А меня зовут-Анастасия Андреевна и я пришла чтобы рассказать вам какие чудеса творятся в вашей группе,хотите узнать?
Ответы детей
Воспитатель: Смотрите-ка,ребята,пришла к нам в гости избушка,но избушка не простая,а какая?
Ответы детей
Воспитатель:все верно,это избушка из прошлого,но посмотрите-ка,она ведь совсем пустая стоит,ребята,а вы знаете что в старину было много предметов помощников?
Ответы детей
Воспитатель: молодцы,все верно назвали,а для того чтобы найти все убранство избы я предлагаю вам отправиться в путешествие,вы согласны?
Ответы детей
Воспитатель:подходите ребята,что же за предмет перед нами?
Ответы детей
Воспитатель: Все верно,это прялка,но сегодня для нас она станет самым настоящим колесом времени,которое отправит нас в прошлое.
Воспитатель:
И так отправляемся в путешествие! Для этого нам надо повернуть колесо времени. Повторяйте за мной: «Время, время, остановись! К нашим предкам повернись!» (крутят колесо прялки,звучит музыка. открывают глаза в пршлом)
Воспитатель: Ребята,посмотрите-ка,мы оказались с вами в древней Руси,что вы знаете о жилище наших предков?
Ответы детей
Воспитатель: А чтобы нам понять что именно необходимо собрать,угадайте-ка загадку,которая и укажет нам путь
Большая, белая,
В избе главная,
Кормит, греет
Все местечки,
Угадали это… печка
Воспитатель:Печь это сердце дома. Печь кормила,обогревала дом,на ней спали старики и малые дети. Итак, я приглашаю вас в гости к русской печке и расскажу вам,какое же задание она нам приготовила.
Про печку не только придумывали загадки, но и слагали легенды и сказки.
Назовите сказку, в которой говорится про печку?
1. Бежала девочка, бежала, видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда птицы полетели?». Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, скажу». (Гуси-лебеди)
2. Подошли они к избушке: «Поди, лиса, вон!». А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» (Заюшкина избушка).
3.«Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла к царю прямо по улице». (По щучьему велению).
4. «Я по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен» («Колобок»).
5. «Был царский бал на отходе. Поехал Иван-царевич домой наперед, нашел там женину кожу, да сжег ее в печи». (Царевна-лягушка)
Воспитатель:Молодцы,ребята,с этим заданием справились,а за наши старания печь подарила нам свою карточку,чтобы в конце путешествия мы разместили ее в избе.
А чтобы понять,куда же мы отправимся дальше,слушаем следующую загадку
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает
Воспитатель:Все верно ребята,дальше мы отправимся в гости к красавцу самовару,который тоже приготовил для нас чтото интересное
Дидактическая игра «Назови наоборот»
Воспитатель:Ребята,я предлагаю вам поиграть в игрускажи наоборот. например,новый,а наоборот-старый,справимся?
Ответы детей
Красивый,а наоборот-
Блестящий,А наоборот,
Толстый-
Горячий-
Чистый-
Тяжелый-
Воспитатель:Ну чтож и с этим заданием ребята справились и получили красивую карточку,отправляемся путешествовать дальше.
Давайте третий раз послушаем загадку и узнаем куда отправимся дальше.
Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит,
А всего – то три струны ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка! Ну, конечно …
Воспитатель:Ни один праздник на Руси не обходился без музыки и я вам предлагаю немного поиграть с нашей балалайкой.
Игра «Наш платочек голубой»
Дети стоят в кругу, передают по кругу платок (можно 2 или 3 платочка) и поют:
Наш платочек голубой, поиграть хотим с тобой.
Ты беги платок по кругу, выбирай скорее друга.
Покружись, попляши и платочек покажи!
У кого платок окажется, тот выходит в круг и пляшет.
Воспитатель:Играй играй,а дело знай!
Воспитатель:Молодцы ребята,справились,спасибо балалайка,а мы отправляемся дальше,а подарок нам обязательно пригодится.
И вновь давайте внимательно послушаем нашу загадку.
Есть у бабушки-старушки
Очень маленький секрет:
Платья, книжки и игрушки,
Занавески, погремушки,
Кукол и велосипед –
Все она упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки на даче Ветхий старенький…
Воспитатель:Друзья,а ведь сундук тоже приготовил для нас задание.
Проходим за столы. Как вы думаете,что задумал наш сундук?
Ответы детей
Воспитатель:Наш сундучок предагалат выяснить как же изменилась наша одежда со временем и соединить предметы одежды старины и одежду какой мы ее привыкли видеть.
Воспитатель:Какие вы умные ребята,и это задание выполнили
Сундучок подарил нам маленькую карточку сундука.
И последний раз ребята,готовим свои ушки и слушаем загадку,интересно куда же теперь она отправит нас. Как вы думаете,друзья?
Ответы детей
Деревянные подружки звонко бьются друг о дружку,
Расписные, как матрешки. Угадали? Это… (ложки).
Воспитатель:Но и тут мы не остались без задания, в старину семьи были большие и самая большая ложка доставалась главе семьи-папе и дальше по убыванию,самая маленькая ложка-малышу. Я предалагаю вам развесиь на нашей доске ложки от самой большой-папиной,до самой маленькой,той из которой кушали малыши. Давайте проговорим кому же какая ложка досталась?
Ответы детей
Воспитатель:Молодцы ребята и с этим заданием мы прекрасно справились,а не пора ли нам возвращаться в детский сад?
Ответы детей
Воспитатель:Давайте в последний раз прокрутим нашу прялку и вернемся домой,чтобы помочь нашей избушке.
Дети:прялка,прялка,повернись-в сад обратно ты вернись.
Воспитатель:Друзья,в нашем путешествии мы выполнили все задания за что и получили значки,давайте вместе обустроим нашу избушку.
В народе говорят кончил дело-гуляй смело,но я для вас подготовила еще один сюрприз,хотите узнать какой?
Ответы детей
Воспитатель:Давным давно у деток не было игрушек и делали куколок из палочек,тряпок и ниток. Считалось,что кукла является оберегом для ребенка,защищает его от бед и неприятностей и я хочу чтобы у каждого из вас был такой оберег напоминание о нашем путешествии,Поэтому я предлагаю вам выбрать себе куколку,но с одним условием
Ребята которым было весело и очень понравилось наше занятие возьмут красную куклу
Те,кому понравилось наше путешествие,но было немного трудно и непонятно возьмут- желтую
А кому было совсем неинтересно и грустно возьмут серую куколку.
Спасибо ребята,а теперь я могу с вами попрощаться чтобы вы рассмотрели своих куколок и поиграли с ними.