Занятие с детьми подготовительной группы по формированию целостной картины мира «Сретение»

Валерия Шихова
Занятие с детьми подготовительной группы по формированию целостной картины мира «Сретение»

Цель: приобщать детей к культуре русского народа; воспитывать интерес к народным праздникам и учить понимать их смысл; воспитывать нравственные чувства путём приобщения детей к культуре русского народа.

Задачи:

Образовательные:

Формировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте.

Расширять знания детей о народных праздниках, их значении, времени празднования.

Развивающие:

Развивать интерес к народным праздникам и учить понимать их смысл.

Воспитательные:

Воспитывать у детей чувство любви и уважение к культурным ценностям и традициям русского народа.

Воспитывать у детей желание быть причастным к отечественным традициям.

Материалы и оборудование:

Картины с изображением крестьянских весенних работ, картинки с изображением орудий труда, игровой набор «Домашние животные и их детёныши», календарь погоды.

Предварительная работа:

Пение и слушание русских народных песен, сказок, рассматривание картин, разучивание пословиц, беседы о народных праздниках, разучивание стихов.

Ход НОД.

1. Организационная часть.

Воспитатель: Уже пронеслись веселые зимние праздники, длиннее становится день. Со светлой надеждой мы ждем весну. Но как робки,как неуверенны ее шаги: то и дело дает о себе знать зимушка – зима, никак не хочет уходить!

И, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди давным – давно уже придумали веселые и праздничные обряды, с которыми мы сегодня с вами познакомимся. Готовы, ребята?

Дети: Да!

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, а какой по счёту месяц зимы – февраль?

Дети: Третий, последний.

Воспитатель: Если февраль – последний месяц зимы, какое же потом время года наступит?

Дети: Весна!

Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята. Сейчас как раз середина февраля - 15 февраля,в этот день в народе обычно говорили: «Зима с весной встречается». И называли этот день «Сретение», что означает встреча.

А про февраль в народе говорили так: «Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит». Как вы понимаете это выражение, ребята?

Дети: В феврале погода разная бывает. То ветерок тёплый, почти весенний подует, то мороз сильный на окошках узоры рисует.

Воспитатель: Молодцы, всё правильно говорите, переменчивый февраль. Ребята, а знаете,почему говорят: «Зима с весной встречается?»

Дети: Потому что весна приближается, и должна встретиться с зимой.

Воспитатель: Да. А ещё, именно с этого дня русские крестьяне начинали готовиться к весенним работам. А как вы думаете, чем крестьяне занимались весной? У вас у многих есть дачи, ваши мамы, папы, дедушки, бабушки работают там. Скоро наступит весна, что они там будут делать, какие выполнять весенние работы?

Дети: Нужно будет обрабатывать землю, чтобы можно было посеять семена для будущего урожая.

Воспитатель показывает картинки крестьянских весенних работ. Дети рассматривают картинки.

Воспитатель: Умницы, ребята. Вы рассказали, чем ваши мамы, папы, бабушки и дедушки землю обрабатывают, а вот с помощью каких приспособлений, орудии труда велись работы раньше?

Педагог показывает картинки с орудиями труда, но не называет их.

Воспитатель: Послушайте, ребята, загадки, а ответ постарайтесь на картинке найти:

• Два рога, одна нога (Соха).

• Загуляла корова, всё поле рогами переполола (Соха).

• Пятеро десен на четыре зуба (Борона).

Воспитатель: Да, ребята, именно с середины февраля крестьяне шли в свои сараи, где лежат инструменты. Какие инструменты поломались –их надо ремонтировать: где надо забить гвоздь, закрепить что-нибудь, т. е. они занимались починкой и обновлением рабочих инструментов. Особенно много работы было у кузнецов и у колёсников, которые налаживали ходовую часть телеги, чтобы не скрипела, не прыгала, а катилась легко и быстро.

Отгадайте ещёодну загадку:

• Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе (колёса).

Воспитатель: Правильно, ребята, это колёса. А ещё, ближе к весне рождались у коровы, у козы, у овцы, у свиньи).

Дети помогают педагогу закончить словосочетание, в то время, как педагог выставляет животных на стол.

Воспитатель: Чтобы животные не замёрзли, их держали за печкой или в тёплом закутке. А также появляются котята, щенки. Все они рождаются очень беззащитными животными, и человек заботится о них. Кур начинали прикармливать овсом, чтобы больше несли яиц.Послушайте прибаутку:

Дуня, моя Дуня,

Милая Авдотья.

Как у нашей Дуни

Что было скотины:

Кобыла Ненила,

Жеребец Гаврила,

Корова Алёна,

Бык был Ерёма,

ГусихаАгаха,

Селезень Игнаха,

Курица Варвара,

Петух был Макара,

Кошка Матрёшка,

Кот был Алёшка,

Овечка Манька,

А баранчик Ванька.

Воспитатель: Перечислите всех животных в этой забавной прибаутке.

Дети: Кобыла, жеребец, корова, бык, гусиха, селезень, курица, петух, кошка, кот, овечка, баранчик.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень внимательные. А кто может посчитать, сколько всего у Дуни было животных?

Дети считают вместе с педагогом.

Воспитатель: Лошадь была самым ценным животным в каждом крестьянском дворе, основной тягловой силой крестьян, на которой держалось благополучие сельской семьи.Хозяин особо тщательно следил за ней: чистил, купал. Для лошадей и «звание» придумали, в зависимости от того,где лошадь используется: «Кляча воду возит, лошадь землю пашет, конь под седлом». Однако мало кто из крестьян держал верховых лошадей. В основном использовали лошадей для хозяйских нужд. По состоянию коня судили о хозяине.

Воспитатель: Но до настоящей весны ещё далеко, зима ещё холодная. По сегодняшнему дню раньше определяли, какой будет урожай. Давайте посмотрим, какая погода сегодня (разговор о погоде, с предположениями о будущем урожае по народным приметам).

Пословицы:

• В Сретение капель – урожай пшеницы.

• Ясная погода в Сретение – к плохому урожаю. Травы будет много, а хлеба мало.

• В Сретение метель дорогу переметает – к неурожаю.

3. Заключительная часть. Итог НОД.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы славно сегодня потрудились. Скажите ещё раз, пожалуйста, кто сегодня с кем повстречался?

Дети: Зима с весной повстречались.

Воспитатель: Как этот день встречи зимы с весной в народе называют?

Дети:Сретенье.

Воспитатель: Вот она весна – красна (педагог показывает куколку в образе весны). Что вы можете, дети, сказать о весне? Какая она?

Дети: Молодая, красивая, улыбчивая, милая.

Воспитатель: А как вы думаете, что Зима с Весной сказали друг другу при встрече?

Ответы детей.

Воспитатель: Ну что ж, подождём Весну-красну ещё немножко. Что она нам принесёт?

Ответы детей.

Воспитатель: А ещё она нам радость принесёт, хорошее настроение, а когда хорошее, радостное настроение, то всем весело и все улыбаются. Давайте и мы друг другу улыбнёмся, подарим своё солнечное, лучистое настроение!

Дети и воспитатель улыбаются друг другу, слегка потягиваются, представляя, что светит тёплое, ясное солнышко, хлопают в ладошки.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию целостной картины мира «Армия России»Дидактическая игра по формированию целостной картины мира «Армия России» Анонс: Данная игра может быть использована как непосредственно игровой материал, так и при проведении режимных моментов (утро, вечер,.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «К зайке в гости мы пойдем» 1 младшая группа Цель: Выявить уровень сформированности представлений у детей по образовательной области ФЦКМ. Программное содержание: Формировать.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира для подготовительной группы детского сада «День матери»Конспект НОД по формированию целостной картины мира для подготовительной группы детского сада «День матери» Цели занятия:- выражение любви и уважения к матери; - поддержать бережное отношение детей к своей маме; Задачи:-формировать уважительное.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группеКонспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе Тема: Достопримечательности Салаватского района Республики Башкортостан. Цель: - познакомить с достопримечательностями Салаватского района,.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Полетим, поедем, поплывем» Социально-коммуникативное развитие, познание: - формировать понятия наземный, воздушный и водный виды транспорта; - закрепить знания о правилах.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Земля — наш общий дом»Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Земля — наш общий дом» Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: Ознакомление с социальным миром Тема: «Земля – наш общий дом» Цель: Формирование.

Занятие по формированию целостной картины мира с детьми 6–7 лет «Озеро Байкал. Легенды о его возникновении»Занятие по формированию целостной картины мира с детьми 6–7 лет «Озеро Байкал. Легенды о его возникновении» Цель: создать условия для знакомства детей с главной достопримечательностью родного края - озером Байкал. Задачи: Образовательные: -Формировать.

Перспективное планирование по формированию целостной картины мира и расширению кругозора Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. СЕНТЯБРЬ 1. Тема Детский сад. (Предметное окружение. Явления общественной.

Занятие по формированию целостной картины мира «История Новогодней игрушки»Занятие по формированию целостной картины мира «История Новогодней игрушки» Цель: - формировать у детей интерес и стремление узнавать новое; - развивать у детей творческие способности. Задачи: - знакомить детей.

Занятие по формированию целостной картины мира «Наш друг — светофор» в младшей группеЗанятие по формированию целостной картины мира «Наш друг — светофор» в младшей группе Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира и лепке. Цели: Дать детям представление о работе светофора, о.

Автор публикации:
Занятие с детьми подготовительной группы по формированию целостной картины мира «Сретение»
Опубликовано: 12 марта 2020 в 22:08
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День Архимеда

Празднование Дня физика / Дня Архимеда, который в 1960 году придумали студенты МГУ, положило начало молодёжной самодеятельности, которая вылилась в популярнейшую игру КВН. Предлагаем вспомнить об этом...

6 мая. День посадки семян на МААМ

 «Один день год кормит» — говорят про весенние посевные работы, которым посвящен наш очередной тематический день. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про семена и...


Горячие темочки