Занятие с детьми с нарушениями речи на тему «Моя страна. Мой город»

Наталья Езжалова
Занятие с детьми с нарушениями речи на тему «Моя страна. Мой город»

Технологическая карта ОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: «Моя страна. Мой город»

Возрастная группа: старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Учитель -логопед: Езжалова Наталья Николаевна

Образовательная область: Познавательное развитие, речевое развитие.

Тема НОД: «Мой город. Моя страна».

Цель: закрепить знания детей о своей стране России и о своём родном городе и уметь использовать эти знания в свободном речевом общении.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

1. Уточнять и расширять представления о России, её значении для каждого ребёнка; закрепление слов, символизирующих нашу страну.

2. Совершенствовать знания детей о родном городе.

3. Упражнять в подборе прилагательных, в словообразовании, в назывании слов «неприятелей»(антонимов,расширять словарный запас.

4. Учить детей делит слова на слоги.

5. Познакомить детей с элементами тайнописи (с помощью свечи).

Коррекционно -развивающие:

1. Развивать связную речь детей.

2. Развивать диалогическую речь, зрительное внимание и восприятие, мышление, тонкую моторику.

3. Формировать навыки самоконтроля.

4. Развивать познавательную активность в течение образовательной деятельности, умение сравнивать и делать правильные выводы, суждения.

5. Учить детей устанавливать причино – следственные связи.

6. Обогащать словарный запас детей.

Коррекционно -воспитательные:

1. Воспитывать у детей патриотизм, чувство гордости за свою страну и свой родной город.

2. Воспитывать интерес к своей стране и своему городу, эмоциональную отзывчивость, радость предстоящего познания.

3. Продолжать воспитывать умение детей работать сообща.

4. Воспитывать внимательное и уважительное отношение к взрослым и друг к другу.

Планируемые результаты: дети знают, в какой стране они живут, ориентируются на глобусе, имеют представления о символике России; имеют представления о своём родном городе, могут рассказать о том, что есть в их городе; дети владеют навыками словообразования, подбирают прилагательные, называют антонимы, умеют делить слова на слоги, могут говорить предложениями.

Организация пространства:

-глобус;

-картинки-открытки с видами родного города;

-символика России;

-послание от инопланетянина;

-искусственные цветы по количеству детей;

-ваза;

-мяч;

-мультимедийный проектор;

-краски;

-широкие кисти;

-листы бумаги;

-материал для рефлексии (два зонтика);

Основные понятия темы: глобус, модель Земли, Россия, флаг, герб, гимн, столица, президент, город Шебекино, улица, дом, житель другой планеты (пришелец, летающая тарелка

Подготовительная работа: рассматривание глобуса, определение границ России; знакомство с символикой России, рассматривание открыток и фотографий с видами города Шебекино, называние домашнего адреса

Технология изучения указанной темы

№ Этап занятия Ход непосредственно образовательной деятельности

Деятельность педагога Деятельность детей Время

1 Организационный этап

Приветствие:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!»друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем: «Привет!» и «Добрый день!»,

Если каждый улыбнётся-

Утро доброе начнётся.

Ладошки-вверх (ладошки поворачиваем «вверх»,

Ладошки –вниз (ладошки поворачиваем «вниз»,

И сжали в кулачок (сжимаем пальчики).

Ладошки вверх подняли (сжимая и разжимая пальчики, поднимаем руки «вверх»)

И «здравствуйте» сказали.

Дети становятся в круг.

Дети повторяют движения руками вслед за педагогом.

Дети здороваются. 1 мин.

2 Мотивационно- ориентировочный этап

- Ребята, вчера вечером мне удалось снять на видео нечто интересное в небе. Хотите посмотреть? (Демонстрация видео (летит «космическая тарелка»)

-И совершенно неожиданно прямо с неба прямо на снег упала вот эта звёздочка.

- Ой, ребята, да это не просто звёздочка, здесь что-то есть. Здесь послание. Давайте посмотрим.

Педагог берёт послание -звездочку и читает послание

(изображение пришельца и текст)

-Дорогие ребята, я житель другой планеты. Меня зовут Ирсик. Путешествую по миру. Пролетаю над планетой Земля. Я боюсь запутаться и потеряться среди множества стран и городов. Я пролетаю над вашей страной и над вашим городом. Но как называются страна и город, я совершенно не знаю. Помогите мне пожалуйста.

Дети находятся вокруг педагога и рассматривают звёздочку- послание

2 мин

3 Проблемно-

поисковый этап

-Ребята, вы сможете помочь Ирсику?

-Ребята, а как же вы это сделаете?

- Я хочу предложить вам вот такой схематический план.

Педагог показывает детям план- схему.

План.

1. Рассмотреть глобус (модель Земли, определить границы нашей страны – России.

2. Рассмотреть и рассказать о флаге, гербе. гимне, столице, президенте России.

3. Показать фото города Шебекино и рассказать, какой наш город.

4. Рассказать о том, какие общественные места есть в нашем городе и что может вдруг пригодиться пришельцу.

5. Рассказать о том, какие улицы бывают и названия каких улиц есть в нашем городе.

6. Рассказать, какие бывают дома.

-Ребята, чтобы Ирсик всё увидел и услышал, я включу сейчас видеозапись, и мы после сможем отправить ему послание. Дети: Да, мы сможем помочь.

Дети: Мы постараемся показать и рассказать о нашей стране и о нашем городе.

Дети предлагают отправить пришельцу послание. 2 мин.

4 Практический

этап

-Дети, вы знаете, что это такое (педагог показывает глобус)

-На глобусе много разных стран, морей, океанов, гор. А как называется страна, в которой живём мы?

-Россия – самая большая страна в мире. Посмотрите, какую огромную территорию занимает Россия.

-Как и у каждой страны мира, у России есть отличительные символы. Какие символы России вы знаете (педагог открывает коробку, в которой находятся предметы символики нашей страны и показывает детям)

- Ребята, я вам хочу предложить проговорить слова, обозначающие символы нашей страны, и поделить их на слоги (прохлопать). Так пришелец с другой планеты лучще запомнит всё, что связано с Россией.

Россия-это наш большой общий дом. Но у каждого человека есть свой дом. Дом, где живут близкие, родственники, семья. Наш с вами дом- Белгородская область, а именно какой город?

Педагог демонстрирует на экране фото с видами Шебекино. Дети берут в руки цветочки. Рядом стоит ваза.

-Ребята, давайте соберём в вазу букет красивых слов о нашем городе Шебекино. Вы возьмёте каждый по цветочку, выберете себе открытку с изображением вида города Шебекино и назовёте каждый слово- какой же город? И поставите цветочек в вазу.

Дидактическая речевая игра по подбору прилагательных «Букет красивых слов»

- Ребята, посмотрите, сколько хороших и добрых слова мы сказали о нашем городе. У нас получился букет красивых слов.

Педагог с детьми проходят на ковёр. Здесь же разложены картинки с изображением общественных мест.

-Ребята, скажите, а какие общественные места есть в нашем городе? -Так, давайте, ребята, вы расскажете и покажете, что же есть в нашем городе и для чего это нужно.

Дети берут картинки с изображениями аптеки, библиотеки, школы, поликлиники, почты, парикмахерской, кинотеатра, ателье.

Дидактическая игра по картинкам «Расскажи про свой город».

ФИЗМИНУТКА «Земля –наш общий дом»

Вот Земля – наш общий дом.

Много есть соседей в нём.

И мохнатые козлята,

И пушистые котята,

И извилистые речки,

И кудрявые овечки.

Травка, птички и цветы.

И, конечно, я и ты.

-Какой замечательный у нас город. Есть и школы, и детские сады, парки. Можно целый день гулять по любимому городу и любоваться его красотой. Ребята, вы согласны со мной?

- А когда мы будем гулять по городу, мы, конечно, будем ходим по разным улицам города. Мы все живём на разных улица города Шебекино. Я живу на улице Московская. Ребята, а вы? Вы сможете назвать улицу, на которой каждый из вас живёт?

Речевое упражнение «Назови улицу, на которой ты живёшь»

- А какие ещё улицы города Шебекино вы знаете?

Улицы действительно бывают разными по названию. А ещё они обозначаются разными словами. Поиграем в игру с мячом

«Наоборот».

Игра на называние противоположных по значению слов

(антонимов) с мячом.

Длинная улица -…., узкая улица -…., чистая улица -…., старинная улица-…., зимняя улица-….

-На разных улицах всегда есть разные что?

- Правильно, дома. Они могут быть разными. Посмотрите.

На экране изображения домов из разного материала (кирпичный, деревянный, каменный, панельный, соломенный, ледяной)

-Ребята, дом из кирпича-…., из дерева-,из камня-,из панелей-, из соломы., изо льда-….

Дидактическая игра «Какой дом»(на словообразование)

- Ребята, а ещё я хочу вам предложить передать Ирсику подарки от вас, которые вы сделаете своими руками. Сейчас вы закрасите красками белые листы бумаги, на которых ничего нет. А потом мы посмотрим, что же получится. Возможно, на ваших листы бумаги волшебным образом что – то появится. Вы хотите посмотреть, что же получится? Вам интересно? Тогда скорее приступайте, закрашивайте свои листы бумаги.

Педагог раздаёт детям чистые белые листы бумаги и просит закрасить листы любой краской.

Применение тайнописи (с помощи свечи).

- На листах волшебным образом у вас проявились буквы. Вы знаете эти буквы?

- Мы отправим ваши подарки Ирсику, и он тоже познакомится с этими буквами.

- Ребята, я заканчиваю съёмку. Теперь, просмотрев наше послание, Ирсик всё увидит и узнает.

Дети: Это глобус- модель Земли.

Дети: Мы живём в стране, которая называется Россия.

Каждый ребёнок обводит пальцем границы России на глобусе.

Дети: Россия имеет свой флаг, герб, гимн. Столица России- город Москва. В России есть свой президент. В столице нашей страны в городе Москве есть Кремль

Дети делят на слоги

(прохлопывают) следующие слова: флаг, столица, Москва, гимн, герб, президент.

.

Дети: Город Шебекино.

Каждый ребёнок берёт цветочек в руки с видом города Шебекино и подбирают слова – прилагательные, начиная своё предложение словами: «Мой город Шебекино (какой)» (просматривая фото на экране)

Дети: В нашем городе Шебекино есть магазины, аптеки, поликлиники, парикмахерские.

Дети рассказывают каждый по своей картинке, что есть у нас в городе и для чего это предназначено.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Дети:Да.

Дети называют улицу, на которой они живут.

Дети называют улицы.

Дети: Короткая улица, широкая улица, грязная улица, современная улица, летняя улица

Дети: Дома.

Дети смотрят на картинки на экране и отвечают.

Дети: Кирпичный, деревянный, каменный, панельный, соломенный, ледяной.

Дети: Да, хотим.

Дети закрашивают красками с помощью широкой кисти листы бумаги и на них проявляются написанные предварительно

(свечкой) гласные буквы А, У, И.

Дети: Да, знаем. Это гласные буквы А, И, У. 13 мин

5 Рефлексивно-оценочный этап -Ребята, как вы думаете, помогли вы Ирсику?

- Скажите, а как вы помогли?

Педагог с детьми просматривают план-схему, по которому строилась работа.

Педагог вместе с детьми анализирует выполнение плана и решение проблемы.

-Очень хорошо, ребята, что вы смогли оказать помощь жителю другой планеты. Вы молодцы!

Рефлексия «Зонтики».

-Посмотрите, у меня есть два зонтика.

Педагог раскрывает два зонтика (один – чёрный, другой- цветной).

- Ребята, посмотрите, какие это зонтики?

- Если кто считает, что он справился, сумел рассказать о своей стране, о своём городе и у него всё получилось, было интересно, весело и занимательно, спрячьтесь под ярким цветным зонтиком. А, если кто думает, что у него не получилось, было трудно, волнительно, и он не смог помочь пришельцу, станет под чёрный зонтик.

Дети: Да, помогли.

Дети отвечают: чёрный и цветной.

Дети становятся под соответствующим зонтиком и объясняют свой выбор. 2 мин

6 Последующая работа. -Ребята, наша встреча подошла к концу. Вместе с воспитателем нарисуйте рисунки города Шебекино, своей страны России. А я, когда буду отправлять Ирсику послание, обязательно передам ему и ваши рисунки.

Дети:До свидания. Мы обязательно нарисуем свой город и свою страну.

Публикации по теме:

Проект «Страна красивой речи». Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи и родителями «Страна красивой речи» Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи и их родителям на основе индивидуального подхода Раздел.

Ежедневное планирование в средней группе «Мой город, моя страна» Тема проекта: «Мой город, моя страна». С 13 ноября по 17 ноября 2017 г Цель проекта: знакомить детей с родным городом (поселком) Задачи.

Итоги тематической недели «Мой дом, мой город, моя страна»Итоги тематической недели «Мой дом, мой город, моя страна» Миасс ты мой, Миасс, Город пышный, город светлый, Дух неволен, стройный вид. Его люблю я очень За красоту природы. За горы, за леса, за.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию педагога с детьми старшей группы на тему «Мой город Луганск» Конспект НОД педагога с детьми старшей группы на тему: «Мой город Луганск» Цель: Воспитательная: - формировать у детей чувство любви к Луганску;.

Конспект занятия «Моя страна, мой город» (младшая группа) Тема: «Моя страна, мой город» Цель: формировать у детей представление о России и о родном городе. Задачи: Образовательная: расширять представления.

Планирование тематической недели в подготовительной к школе группе «Мой город, моя страна»Планирование тематической недели в подготовительной к школе группе «Мой город, моя страна» Тема: «Мой город, моя страна»Цель: формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, воспитание любви к малой родине,гордости.

Проект «Мой дом, моя улица, мой город родной» Край родной, ты с малых лет всегда со мной, Милый край, лесной, сиреневый, грибной, Для меня поют здесь песни соловьи, И для меня журчат.

Проект «Мой город, моя страна!»Проект «Мой город, моя страна!» ород, страна - это, то с чем связаны впечатления, представления ребенка об окружающем мире, это родные и близкие ребенка, его защита, его.

Проект познавательно-творческий «Мой дом, моя улица, мой город» Актуальность: каждый человек имеет свою малую Родину. Наши дети мало знают о родном городе и их родители сами имеют недостаточное представление.

Конспект занятия «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета» Программное содержание: 1. Расширение представлений детей о родной стране, знакомство с историей России. 2. Формирование представлений.

Автор публикации:
Занятие с детьми с нарушениями речи на тему «Моя страна. Мой город»
Опубликовано: 30 августа 2018 в 10:48
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 сентября. Всемирный день без автомобиля

В начале 90-х мы и представить себе не могли, что на улицах наших городов будет такое огромное количество автомобилей. Но вот пресловутая «чрезмерная автомобилизация» стала реальностью. В крупных городах...

22 сентября. Всемирный день защиты слонов

По инициативе экологов и природоохранных организаций был учрежден экологический праздник – Всемирный день защиты слонов. Ежегодно его отмечают 22 сентября во многих странах. Оказывается и слоны нуждаются...

Творческий отчёт «Различные виды самодельных театров»
Театрализованная деятельность в детском саду позволяет вовлечь детей в творческую активность, связанную с воплощением сюжетов на сцене. Представляю вашему...
Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста
Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста. Здравствуйте уважаемые коллеги. Я уже с вами делилась своим опытом и своей...
Фотоотчет о проведении мероприятия «Клубный час»
Добрый день, уважаемые коллеги! В сентябре 2019 года в нашем детском саду педагоги активно используют новые формы работы с детьми. Одной из таких форм...