Папки-передвижки

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Одежда наших прабабушек: чувашский национальный орнамент»

Анна Курникова
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Одежда наших прабабушек: чувашский национальный орнамент»

Цель: Расширение представлений детей о традиционной чувашской одежде, национальном чувашском орнаменте.

Задачи:

1. Развивать у детей толерантное отношение к людям других национальностей.

2. Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.

3. Развивать у детей умения создавать элементы чувашского орнамента; развивать мелкую моторику рук.

Публикация «Занятие с детьми старшего дошкольного возраста „Одежда наших прабабушек: чувашский национальный орнамент“» размещена в разделах

4. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности; способствовать их индивидуальному самовыражению в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности.

5. Развивать социально-коммуникативные навыки детей посредствам игровой деятельности.

Методы и приемы: демонстрация наглядных пособий, вопросы поискового характера, рассказ воспитателя, показ способов действия, индивидуальные указания и пояснения, анализ детских работ.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребятки. Предлагаю вам немного поиграть. Я знаю интересную игру (разъясняет правила игры).

Игра на объединение «Дружные сердца»

Разложить обручи (по количеству детей). Под звуки музыки дети начинают резвиться, скакать по площадке. При остановке музыки дети встают в обручи. При каждой остановке музыки ведущий убирает 1-2 обруча. В конце игры остается два обруча, а дети, обнявшись, стараются не падать за пределы обручей.

Гость: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Роза Сергеевна Павлова, я бабушка Насти Корниловой. Мы приехали в Воротынец не так давно из города Чебоксары чувашской республики. Я проходила, мимо вашего детского сада и мне захотелось, посмотреть как вы живёте.

Воспитатель: Здравствуйте, добро пожаловать, мы рады вас видеть у нас в гостях. Ребята, а вы заметили какой красивый наряд у Розы Сергеевны.

Роза Сергеевна: Это наш национальный чувашский костюм.

Женский костюм состоит из холщевой рубашки «кепе» показывает кусочек холста.

Передняя и задняя ее части состоят из одного полотнища, перегнутого в плечах пополам. Ворот разрез и плечевой шов декорируется узкими полосками орнамента. Нагрудную часть украшает узор сунтх и кске. Узор сунтах имеет форму ромба. Розетки кеске вышивались попарно по обеим сторонам грудного разреза женской рубашки.

Роза Сергеевна: Рубашка подпоясана плетеным поясом с крупными кистями, полосками кумача, покрытыми вышивкой, аппликацией. С пояса свисает набедренные украшения «яркач» и поясные украшения «сара». Их носят как в праздничные дни, так и в будни. При движении они оживляли весь костюм женщины.

Воспитатель: Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. Они покрывали голову полоской белого холста, концы которого украшали тканым узором, кружевами.

Воспитатель: Ребята, кто подскажет, как называется это головная полоска? Показывает иллюстрацию.

Дети: Сурпан.

Воспитатель: Правильно. А как называется повязка с помощью, которой закреплялась полоска?

Дети: Масмак.

Роза Сергеевна: Молодцы, правильно отвечаете. А ещё ребята также есть праздничная шапочка замужней женщины и называется «хушпу». Она имеет форму конуса с наушниками и пришитой сзади полосой, спускавшейся на спину. Головным убором девушки называется «тухъя» – шлемовидная шапочка, которую иногда делали с шишаком наверху. Тухъя плотно облегала голову и закрывала лоб, иногда до самых бровей.

Оба головных убора обильно украшают монетами, мелкими раковинами. Они играют роль не столько украшений, сколько оберегов (т. е. защищали, оберегали). Монеты крепятся в несколько рядов. К остову их пришивают плотно, а по краям и к наушникам – свободно, чтобы при движении они издавали мелодичный звон. Для этого используют разные монеты – и крупные, и мелкие. Предпочтение отдавали серебру, но если достаток не позволял, использовали их имитацию, круглые металлические бляшки – нухратки.

Воспитатель: Очень интересно. Давайте повторим названия головных уборов.

Дети: «Хушпу», «Тухья»

Воспитатель: Правильно. А как называются металлические бляшки?

Дети: Нухратки.

Роза Сергеевна: Молодцы, как вы быстро запомнили. Может быть, вы мне расскажите, чем ещё славиться наша чувашская республика.

Воспитатель: Конечно, расскажем. Ребята поделимся нашими знаниями?

Дети: Да

Воспитатель: Кто хотел бы рассказать?

Дети: Дуб считается – чувашским национальным деревом.

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что чуваши сильные и стойкие как могучий дуб.

Воспитатель: Я согласна с вами, ребята. Чем ещё славится чувашская республика?

Дети: Хмелем. Его выращивают в колхозах.

Роза Сергеевна: Как вы думаете, где его можно использовать?

Дети: В приготовлении лекарственных препаратов, косметики, духов, шампуней.

Роза Сергеевна: А ещё в древние время, когда царствовал Петр 1, он строил Русский флот, для этого ему нужен был строительный материал. И этот материал был найден в Чувашии. Это дерево - сосна.

Ребята, спасибо вам большое, за ваши знания. Я рада, что вы знакомитесь с культурой других народов.

Роза Сергеевна: Я хочу предложить вам, ребята, нарисовать чувашский орнамент. Основной узор чувашской вышивки – узор «кеске». В основе орнамента лежат геометрические фигуры: квадраты, ромбы и треугольники, круги, овалы, разные углы и т. д.

Воспитатель: Вы знаете, Роза Сергеевна, наши ребята уже знакомы с этим орнаментом. И сейчас мы вам это продемонстрируем.

Дети: рассаживаются по своим местам. Выполнение работы.

Воспитатель: вывешивает детские работы в центре художественно- творческой деятельности. Посмотрите, какие чудесные работы получились у нас. Рассматривает работы детей и анализирует их.

Рефлексия занятия.

Роза Сергеевна: Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Были активны и внимательны. Роза Сергеевна предлагает детям взять свои работы домой и показать их своим родителям, бабушками, дедушкам. Рассказать, что нового и интересного они узнали о чувашской республике, чем она славиться.

Воспитатель: Спасибо вам, Роза Сергеевна, за интересный рассказ. Ждем вас ещё в гости. Дети прощаются с Розой Сергеевной.

Дети: До свидания, Роза Сергеевна. Приходите к нам в гости.

Публикации по теме:

«Сезонная одежда». Конспект комплексного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с нарушенным слуховым восприятием Программное содержание: > Способствовать развитию остаточного слуха в процессе занятия; > Развивать слухозрительную основу восприятия.

Игра для для детей старшего дошкольного возраста «Выложи орнамент»Игра для для детей старшего дошкольного возраста «Выложи орнамент» Программное содержание: 1. Учить детей создавать не сложный орнамент, из геометрических фигур. 2. Учить детей красиво подбирать цвета для.

Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Ощущение запахов» Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Ощущение запахов». Цель: Развивать творческий потенциал детей.

Конспект НОД по формированию математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Путешествие в Москву» МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 57» Конспект НОД по формированию математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста на тему.

Конспект занятия по декоративной живописи с детьми старшего дошкольного возраста «Заколдованные красавицы» Цель занятия: познакомить дошкольников с возможностями и приёмами декоративной живописиЗадачи:* Сформировать умение самостоятельно выбирать.

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Игры зимой» Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Составление рассказов «Игры зимой»». Задачи:.

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Игры зимой» Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Составление рассказов «Игры зимой»». Задачи:.

НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему знакомство с эмоцией радости Гусева Елена Ивановна Воспитатель Эмоции - это язык самого организма. Эмоции, - считает Э. Шостром, - это средство, с помощью которого.

Занятие на тему: «Без билета по белу свету» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: 1. обобщить знания детей о глобусе и карте; 2. формировать представления о том, что существуют разные области земли,.

Занятие на тему: «Речевая Олимпиада» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Закрепление навыков словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи: 1. Закрепить умение детей рассказывать стихи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Одежда наших прабабушек: чувашский национальный орнамент»
Опубликовано: 8 июля 2015 в 11:02
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД