Получи документы

Занятие с родителями детей с ОВЗ «Семья и ее роль в развитии и воспитании особого ребенка»

Татьяна Редькина
Занятие с родителями детей с ОВЗ «Семья и ее роль в развитии и воспитании особого ребенка»

Занятие с родителями детей с ОВЗ на тему «Семья и ее роль в развитии и воспитании особого ребенка»

Целевая аудитория: родители несовершеннолетних с ограниченными возможностями.

Публикация «Занятие с родителями детей с ОВЗ „Семья и ее роль в развитии и воспитании особого ребенка“» размещена в разделах

Цель: обучение родителей адекватным и эффективным формам поведения с детьми с ограниченными возможностями, привлечение родителей к коррекционно - абилитационному и воспитательному процессу.

Задачи:

1. Формирование у родителей позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний.

2. Формирование интереса к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей.

Ход заседания

Теоретическая часть:

Семья — один из древнейших социальных институтов, переживших разные формы своего развития. Долговечность семейного института основана на том, что семья позволяет человеку во все времена более уверенно чувствовать себя в обществе. Она формирует в человеке чувство Родины, патриотизма.

По признанию ученых, семья — одна из величайших социокультурных ценностей, которую человечество создало за всю историю своего существования. В прочной надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.

Родителям необходимо уяснить для себя, что нет ничего важнее, чем воспитание ребенка, и только в семейной домашней благоприятной обстановке можно достичь успешных результатов в этом благородном деле.

Гармоничной атмосферы в семье нельзя создать лишь материнскими усилиями, отец должен стать настоящим другом ребенка и помощником в его воспитании.

Важно знать, что воспитание ребенка начинается с самого рождения и нельзя терять ни минуты в таком трудном и длительном процессе.

Семья, в которой есть ребенок с ограниченными возможностями здо-ровья - это особый объект внимания специалистов и педагогов, которые могут оказать специализированную помощь родителям.

Нужно помнить о том, что ребенок беззащитен перед взрослыми, он безгранично верит и подражает вам, ждет от вас поддержки, защиты, опоры и понимания.

Помимо обычных повседневных забот, дети с ОВЗ требуют особого внимания и ответственности родителей по уходу за ребенком. Дети часто развиваются гораздо медленнее, чем обычные дети, поэтому нуждаются в особой специализированной помощи со стороны государства, дошкольных и школьных учреждений, социальной защиты и прежде всего в психологической поддержке семьи.

Не редко родители изолируют своего ребенка от посторонних людей, не понимая, что его наоборот необходимо вводить в окружающий мир, включать в жизнь социума.

Для этого важно знать, что такие дети могут посещать детские сады, и специализированные центры, где они помогут приобрести необходимые навыки и умения.

Родители также должны принимать активное участие в комплексной помощи особым детям интегрироваться в мир сверстников и взрослых.

Не стоит ждать от ребенка, имеющего нарушения в развитии, того, что он не может сделать в силу объективных причин, но стоит приучать его к выносливости, выполнению несложной работы по дому, других реально возможных действий.

Нужно терпеливо и кропотливо формировать у своего ребенка самые необходимые навыки и умения, окружать его заботой и вниманием со стороны всех членов семьи, чтобы он чувствовал их любовь и поддержку. Стараться приучать ребенка к соблюдению режима дня: питание, сон, прогулка, занятия должны проводиться в определенное время, что способствует снижению капризов малыша, организует его, формирует личностные качества.

Чтобы развить добрые, дружеские взаимоотношения в семье, укрепить уверенность ребенка в том, что все члены семьи — это самые близкие и родные люди, принимающие его таким, каков он есть, независимо от состояния его здоровья и развития.

Нужно помнить самим и внушать ребенку, что его болезнь — лишь одна из сторон его личности, что у него есть другие достоинства и качества, которые необходимо развивать.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребёнок уходил в себя и погружался в свое одиночество для этого нужно поощрять его успехи, даже самые незначительные, его первые практические достижения.

Существует множество доступных методов и приемов воспитания и развития детей с ОВЗ, которыми пользуются родители и готовы поделиться с нами своим опытом….

(Слово предоставляется одному из родителей…. она расскажет нам о том, как ей удаётся добиваться успехов в воспитании ее дочерей.

Хочется напомнить всем мамам, что судьба особого ребенка в ваших руках, семья является для него маленьким миром, в котором он преодолевает жизненные трудности, переживает неудачи, добивается успехов, а мы в свою, очередь будем Вам помогать строить этот маленький мир, в котором уютно, тепло, легко и комфортно.

А сейчас мне хотелось бы перейти к практической части нашей встречи. Предлагаю подробнее остановиться на развитии творческих способностей наших детей.

Слайд 1. «Развитие творческих способностей у ребенка с ОВЗ»

Цели:

• выявить представления родителей о способностях детей;

• познакомить с понятием «способности», «творческие способности»;

• показать необходимость развития творческого потенциала детей в семье;

• учить выявлять и развивать творческие способности у детей.

Слайд 2. Эпиграф:

Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других» Б. Асафьев

Оборудование: бумага А 4, ручки, цветные карандаши, краски.

Ход занятия

I. Лекция

Существует мнение, что все дети рождаются с одинаковыми возможностями, а способности – результат обучения и усилий преподавателей, родителей, воспитателей.

В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но, к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.

Слайд 3. Зачем нужно развивать творческие способности?

Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями. Поэтому, если родители хотят видеть свое чадо творческой личностью, они должны стимулировать развитие творческого потенциала у ребенка.

Что такое творческие способности?

Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:

• стремление к познанию;

• умение познавать новое;

• живость ума;

• умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;

• стремление к открытиям;

• умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;

• свободное воображение;

• фантазия и интуиция, в результате которой появляются изобретение, открытия, что-то новое.

Слайд 4. С чего начать?

Временами можно наблюдать картину, когда взрослый рисует предмет, или просто показывает картинку малышу и озвучивает название предмета, который изображен. А малыш видит это своеобразно. Ребенку кажется, что машинка похожа на дворовую добрую собачку, а чайник – на рыбку. Но взрослый требует от ребенка, что тот запомнил правильное название с точки зрения родителя. Родитель пытается научить свое чадо шаблонному социальному восприятию и пониманию вещей, и пропускает мимо то, что ребенок относится к миру творчески.

Родителю нужно измениться самому, прежде всего, для развития творческого потенциала ребенка. Современные взрослые не умеют играть, фантазировать, как ребенок, они хотят выглядеть серьезными, вместо того, чтобы веселиться или шалить. Они боятся нарушить социальные правила поведения. Однако, прекрасные терапевтические средства, которые могут дать возможность отдохнуть, расслабиться, вдохновиться – это игра, творчество, свободный полет фантазии.

Нередко родители, имеющие детей среднего и старшего школьного возраста, замечают, что, взрослея, их сообразительный ребенок становится более заурядным. Конечно, он становится все умнее, получает все больше знаний, но теряет живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, задача родителей – не позволить ребенку потерять способность фантазировать, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!

II. Практическая работа

Слайд 5. Что способствует развитию творческой активности у ребенка?

На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности:

• Окружающий мир.

Развивающие игры и игрушки.

• Рисование.

• Лепка.

• Чтение.

• Музыка.

• Аппликация.

Уважаемые родители, давайте начнем прямо сейчас, пока дети способны все воспринимать с присущей им природной живостью ума. Существуют специально разработанные упражнения, часть из которых описана в популярном пособии для родителей и педагогов Л. Я. Субботиной «Развитие воображения у детей». Сейчас мы проиграем в некоторые из них. Но для начала я хочу предложить Вам самим проверить свои способности. Тест «Ваш творческий потенциал»,

Приложение 1

Упражнение «Незаконченный рисунок»

Родителям предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками, крестиками. Линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др. Задача – используя различные элементы, изобразить какие-либо образы. Повторяться нельзя.

Игра «Рифмоплет»

Родители придумывают слова, окончания которых звучат одинаково (похолодало - настало, сочиняют двустишья на заданные рифмы.

Зима пришла. Похолодало.

Скорее лето бы настало!

Игра «Изобретатель»

Предлагается придумать:

– несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве;

– необычные способы использования обычных предметов.

«Хорошо-плохо»

– вы называете предмет или явление, а ребенок должен сказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например, утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься, ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть.

«Нестандартные задачки»

– пусть ребёнок находит предметам необычный способ использования, например, ложкой можно не только кушать, но еще и переливать воду из одной емкости в другую и т. п. Придумайте необычный способ использования зеркала, стола, кружки, мяча и другим предметам. Не бойтесь сами придумывать различные задачки.

Например, вот вариант одной из них. Вся семья собралась идти в лес, взяли с собой консервы, хлеб, чай. Но когда пришли в лес, то вспомнили, что забыли дома нож для открытия консервы. Что делать? Как открыть банку? И еще одна задачка. Маше на день рождения подарили несколько одинаковых игрушек (бантов, открыток и т. д.). Что ей с ними делать?

Игра «Музыка»

Родители слушают музыку. После прослушивания они берут четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую – и изображают услышанную музыку. Затем можно предложить родителям озаглавить рисунок.

«Что будет, если…»

– предложите ребенку пофантазировать : что будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее.

III. Итог

Слайд 6. Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка.

Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:

Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».

Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.

Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).

Слайд 7. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

Помогайте ребенку. порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

Слайд 8. Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.

Приложение № 1

Тест "Ваш творческий потенциал"

Если для вас это актуально, то попробуйте выяснить какой же у Вас творческий потенциал. Если Вы уже состоялись как художник или музыкант, то, очевидно, прохождение этого теста не должно представлять для Вас интереса.

Выберите один из вариантов ответов.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

а) да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

а) да;

б) часто думаете, что не сумеете;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное вас привлекает;

б) неизвестное вас не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

а) да;

б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только если вам это нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

а) да;

б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

а) да;

б) нет, боитесь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не можете;

в) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете:

а) остаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда :

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более-менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы одни:

а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

б) вы можете делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:

за ответ «а» — 3 очка;

за ответ «б» — 1;

за ответ «в» — 2.

Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности;

вопросы 2, 3, 4, 5 — веру в себя; вопросы 9 и 15 — постоянство; вопрос 10 — амбициозность; вопросы 12 и 13 — «слуховую» память; вопрос 11 — зрительную память; вопрос 14 — ваше стремление быть независимым; вопросы 16, 17 — способность абстрагироваться; вопрос 18 — степень сосредоточенности.

Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Разучивание песни и их роль воспитании и развитии детей с ОВЗ Тема : «Разучивание песни и их роль воспитании и развития детей с ОВЗ» РОЛЬ ПЕСНИ - Если спросить, любите ли вы музыку? - Да, люблю конечно.

Консультация для родителей «Роль книги в развитии и воспитании ребенка». Современное общество не стоит на месте. Оно постоянно усовершенствуется. Наши дети уже не сидят часами за книгами, а с увлечением нашли.

Инклюзивное образование «Роль специалистов при обучении и воспитании ребенка с ОВЗ» Инклюзивное образование. Роль специалистов при обучении и воспитании ребенка с ОВЗ. Актуальность: В настоящее время в рамках реформы российского.

Конспект проведения «Круглого стола» с родителями во второй младшей группе «Роль игры в развитии ребенка» Утверждаю Заведующая МДОУ Кораблинский детский сад «Солнышко» ___ Тюрина Н. Т. «___»___2017 г. Конспект проведения.

Консультация для педагогов «Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании ребенка дошкольника» Дошкольный возраст - наиболее важный период для формирования двигательной активности. Дети стремятся удовлетворить свою биологическую потребность.

Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» Роль сказки в развитии ребенка многогранна: она и фантазию развивает, и мышление, и даже правильную речь. С древних времен сказка является.

Консультация для родителей «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка» Все люди, ели они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и.

Роль семьи в воспитании детей с ОВЗ "Роль семьи в воспитании детей с ОВЗ" Национальная доктрина образования в Российской Федерации нацеливает педагогов на индивидуализацию.

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка Темой консультации для родителей в этом месяце стала "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка" Почему именно так? Ответ очень прост.

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие с родителями детей с ОВЗ «Семья и ее роль в развитии и воспитании особого ребенка»
Опубликовано: 10 сентября 2018 в 12:08
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД