Лучший педагог года

Занятие-тренинг для педагогов ДОУ «Построение психолого-педагогического общения с детьми дошкольного возраста»

Пензенко Юлия
Занятие-тренинг для педагогов ДОУ «Построение психолого-педагогического общения с детьми дошкольного возраста»

Ход тренинга

«Я пришел из детства, как из страны.» А. де Сент-Экзюпери

Упражнение – активатор

1. «Мистер почтальон».

Наверняка в вашей жизни был момент, когда вы с нетерпением ждали почтальона с письмом или открыткой. Сейчас один из вас выйдет из комнаты. Он станет первым почтальоном. Остальным раздаются карточки с номерами. Почтальон трижды стучит в дверь. Все хором спрашивают: «Кто там?». На что почтальон должен ответить: «Это почтальон пришел. У меня послание для номера…». Игрок под этим номером выходит открывать дверь почтальону. Почтальон обнимает адресата и говорит ему что-нибудь приятное. После этого почтальон и получатель меняются местами.

Публикация «Занятие-тренинг для педагогов ДОУ „Построение психолого-педагогического общения с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

Пытаетесь ли представить себе, что произойдет с детьми, какими они станут после того, как прожив дошкольное детство, будут готовы покинуть вас и перейдут в школу? Можете ли вы назвать то главное, что хотели бы видеть у всех ваших воспитанников без исключения? Учитываете ли индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка? Пусть каждый задумается данными вопросами в ходе нашего тренинга.

Скажите, на каких детей воспитатели жалуются чаще всего? (дети у которых плохое или неадекватное поведение). Что такое неадекватное поведение? Это поведение где мы видим явное отсутствие связи с реальностью. Это не игра, в которую ребенок заигрался, а в которой мы в принципе видим некоторые поведенческие черты или проявление поведения, которое никак не объяснимо. Подумаем, из-за чего у ребенка может возникнуть неадекватное поведение? (Конфликты в семье, конфликты в детском саду с воспитателем, детьми и т. д.) В любом случае плохое поведение детей в детском саду или дома является следствием ошибок в воспитании детей. Научитесь находить общий язык с ребенком, воспитывайте его в атмосфере любви и доброжелательности – это самый эффективный способ борьбы с плохим поведением.

Как реагирует на «плохое» поведение конкретный воспитатель, зависит от «философии дисциплины», которую он — осознанно или нет — реализует в своей деятельности. Выделяют семь основных воспитательских позиций по отношению к детям:

• Карабас-Барабас. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность дошкольников.

• Мальвина. Такой педагог четко знает, что правильно, а что нет, что нужно, а что бесполезно. Такой подход эффективен в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков, предполагающих выработку четко последовательных действий (сначала откручиваем кран, потом уж намыливаем руки, а не наоборот). Что же касается повседневного общения, естественно возникающих конфликтов, здесь Мальвина действует просто: непонятное ей автоматически становится неправильным. Как следствие, отсутствие у детей инициативности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.

• Красная Шапочка. Эмоциональна, непоследовательна и непрагматична. Вызывает у детей симпатию, основанную на схожести. В своих действиях руководствуется сиюминутно возникшими желаниями, не продумывает последствия хотя бы на полшага. Такая инфантильность приводит к торможению волевой регуляции поведения у детей, к развитию неорганизованности, неумению предвидеть последствия своего поведения.

• Спящая Красавица. Безразлична и к детям, и к окружающему миру. В группе ее не видно и не слышно, дети предоставлены сами себе. Следствие — дети становятся такими же безразличным к окружающему, либо расторможенными, основное и любимое занятие — баловство.

• Наседка. Наилучший вариант воспитательской позиции для ясельной группы. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность. В итоге у детей пропадает необходимость и потребность «махать крыльями» самостоятельно. Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, тревожность, лень — вот последствия такой воспитательской позиции.

• Снежная Королева. Красавица, лишенная чувства любви и привязанности к детям. Ее главное желание — повелевать маленькими Каями. Добивается она подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но, по сути, бесполезным времяпрепровождением. Как следствие — эмоциональная бесчувственность, жестокость, безынициативность.

• Мери Поппинс. Знает потребности детей, закономерности их развития. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Обучение детей проводит настолько естественно, что они этого не замечают, используя игру, проблемные ситуации в повседневной жизни. Главное — любит детей!

Таким образом, данная классификация раскрывает особенности основных педагогических позиций. Важно, что, как и чистых типов темперамента, «чистых» педагогических позиций не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной.

- Как Вы думаете, какая из данных позиций наиболее полно способствует развитию личности ребенка и почему?

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без эффективного педагогического общения. Но часто в общении с детьми мы используем так называемые «ярлыки». Данная стереотипизация является помехой в педагогическом общении.

Упражнение «Ярлыки». Ярлыки действуют как поющие сирены,

заставляющие нас забывать обо всех тонких различиях,

которые мы в другом случае должны были заметить.

Г. Оллпорт

Каждому одевается на голову «корона» с надписью: «Улыбайся мне», «Будь пасмурным», «Корчи мне гримасы», «Разговаривай со мной так, будто мне 5 лет», «Одобряй меня», «Говори, что я ничего не умею», «Жалей меня», так, чтобы участники не видели, что на ней написано. После этого каждой группе дается задача нарисовать несуществующее животное, но обращаться во время работы к участниками своей группы нужно так, как написано на его «короне».

Через 2 минуты все, не снимая «короны», отвечают на вопрос:

- Понравилось ли вам, когда с вами общались таким образом?

После того, как все желающие высказались, предлагаю снять «короны» и выйти со своих ролей.

Задача для обсуждения. Чем в реальной жизни могут быть «короны»?

Как влияет наличие подобных ярлыков на общение?

Как часто мы встречаемся с ситуациями навешивания ярлыков?

Как ребенок реагирует на ярлык?

Легко ли избавиться ярлыка? Как это сделать?

Обсуждение нарисованных картин.

В общении с детьми очень важно учитывать особенности их восприятия. У человека три канала восприятия: Аудиал, Визуал, Кинестетик. Обычно человек более ориентирован на один из каналов – он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно. Достаточно легко можно определить, кто ваш ребенок: аудиал, визуал, кинестетик — и соответственно выстраивать обучение, воспитание и игры. Важно использовать методы обучения, близкие ребенку. Так, разговаривая с аудиалом, используйте голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Больше используйте аудиоматериалы. Если аудиал не слушается, то ему достаточно сказать: «тихо» или «ш-шш». Если ваш ребенок — визуал, то в разговоре стоит использовать слова, описывающие форму, цвет, структуру, местонахождение предмета. Разрешайте своему ребенку подчеркивать цветными ручками важные пункты в книге. Больше используйте наглядные пособия: таблицы, схемы, рисунки, слайды, как готовые, так и сделанные собственными руками. Обучая кинестетика, следует объяснять материал медленно, использовать действия, жесты, прикосновения. Кинестетик может «обыгрывать» информацию. Помните, что ребенок-кинестетик — это больше практик, нежели теоретик. На занятиях педагог может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал.

Между кинестетиками, аудиалами и визуалами могут возникать значительные недоразумения, поскольку у каждого из них — свой взгляд на окружающий мир, но все эти недоразумения легко преодолимы, стоит только захотеть.

Вытекают также три группы детей: Агрессивные дети, тревожные дети и гипперактивные дети. Актуальная проблема для многих педагогов как построить с такими группами детей эффективное взаимодействие?

Психологи же склонны разделять такие понятия, как агрессивное поведение ребенка в той или иной ситуации и агрессивный ребенок (где агрессивные проявления считаются личностной чертой). Современные психологи выделяют позитивную и негативную агрессию. Позитивная агрессия обеспечивает человеку или группе людей возможность выживания, безопасности и развития. Негативная агрессия направлена на удовлетворение своих потребностей путем причинения вреда окружающим. Грань между позитивной и негативной агрессией бывает иногда весьма тонкой. Что касается требования вести себя тихо, не шуметь и не прыгать, оно отражает не заботу о ребенке, а только наши собственные проблемы: усталость, повышенную нервозность и тревогу, которые усиливаются под действием детского гама и суматохи. Поэтому, здесь очень важно направлять энергию ребенка в безопасное для окружающих русло:

- используя игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения : «Бумажные мячики», «Маленькое привидение», «Смена ритмов», «Танцующие руки», «Дождь», «Ласковые лапки» и т. д. ; Детей следует познакомить с такими приемами выражения своего гнева, как «Мешочек для криков», «Лист гнева» (который можно в скомкать и швырнуть в угол, «Подушка для пинаний», «Рубка дров». Кроме того, в группе желательно, чтобы была коробка со сломанными игрушками, резиновые молотки, подушки для пинания. Для этого можно выделить какой-нибудь уголок или в спальне, или в группе. Проигрывание различных ролевых игр, где дети получают возможность поразмышлять о своем поведении в конфликтных ситуациях также способствует эффективному построению психолого-педагогического общения с детьми.

Упражнение «Выйди из круга». Все участники встают в круг (их задание – не выпускать из круга коллегу, а один остается в центре круга (его задачи – любым путем выйти из круга) и пытается выйти из него.

Что касается тревожных детей – их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что они хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Состояние тревоги, как правило, сопровождается повышенным мышечным напряжением в области лица, шеи, рук, живота и т. д. Поэтому при работе с тревожными детьми особенно эффективными являются упражнения на релаксацию мышц (одно из направлений работы с тревожными детьми). Также тревожность сопровождается низким уровнем доверия. Я предлагаю выполнить упражения на доверие. Развить это чувство в ребенке достаточно сложно, а вот сломать его – легче простого.

Упражнения «Упади на меня»

Участникам тренинга предлагается разделиться на две, три команды по 5-6 человек. Затем даётся задание каждому из группы попробовать упасть на руки своих коллег. Задание остальных удержать этого человека в своих руках. Далее происходит обсуждение в кругу, что каждый почувствовал.

Упражнение «Свеча»

Люди становятся в тесный кружок, человек так шесть-пять и один посередине. Посрединный закрывает глаза и свободно падает в любую сторону, ноги вместе.

Что же такое гипперактивность? Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Очень часто педагоги задают себе вопрос : 'Что делать, если у ребенка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом все пройдет. В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: невропатологу.

Игры с гиперактивными детьми

«Клубочек»

Расшалившемуся ребенка можно предложить смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, он успокаивается. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».

В какие игры любят играть дети? Педагоги подразделяют рекомендуемые для дошкольных учреждений игры на несколько подгрупп: дидактические, словесные, пальчиковые и подвижные. Игры для ребят детсадовского возраста очень разнообразны, они приносят много радости, дают ощущение успешности. Дети играют всегда. Замечено, что разнообразные навыки, развиваемые через игру, усваиваются гораздо быстрее и эффективнее, чем те же навыки, развиваемые во время обычных занятий.

Мало кто может похвастать тем, что он обожает играть с детьми. Но когда мы начинаем воспринимать игру как обязанность, именно с этого момента она перестает быть игрой. Будьте уверены: дети интуитивно почувствуют отсутствие энтузиазма, и это лишит их огромной части удовольствия от игры. Совет: не любите играть - не играйте. Просто будьте рядом. При отборе игр целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, подбирать с учетом времени дня, времени года, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также какие ставим задачи. Утром проводим игры малой подвижности, с предметами. Между занятиями - игры хороводные, средней подвижности. В первой младшей группе дети выполняют одно и то же движение. Вводятся упражнения на равновесие, развитие ловкости, ориентира. Примером используемых игр могут служить: «Воробышки и автомобиль», «Лягушата», «Вышли зайки на лужок». Во второй младшей группе внимание уделяется правилам игры. Движения простые. Ходьба, бег, лазанье, подлезание. Задание на узнавание предметов, форм, звуков. Например: «Кот и мыши», «Веточки на яблоньке…», «Выпал беленький снежок», «Кто пищит?», «Дождик» и др. в играх воспитатель играет ведущую роль. При повторении игры – ведущую роль можно предложить ребенку. В игре используем слово, учим детей ритмично двигаться. В средней группе упражняем детей в ловкости, смелости, равновесии, выдержки. Усложняются взаимоотношения детей. Правила игры усложняются, вводятся ограничения. В группе среднего возраста используем игры с элементами соревнования. Например: «Все к флажку», «Кто быстрее», «Сбей колпак» и др. Дети с удовольствием начинают играют в следующие игры: «Мы охотимся на льва», «Баба Яга», «Снежиночки – пушиночки», «Удочка», «Стадо», «Шла коза по мостику», «Мышки и кот», «Волк», «Лохматый пес», «Зайчик в огороде», «День и ночь» и др.

В игры для детей старших и подготовительных групп включаем образы из книг, сказок, сюжеты, образы разных профессий, игры – эстафеты, соревнования. Движения вводятся разнообразные. Предлагаемые игры: «Охотники и утки», «В перстни», «Иван – косарь и звери», Бывает – не бывает», «Рябинушка», «Хитрая лиса», «Самолеты», «Здравствуй Осень», «Заря – заряница»,»Птицелов», «Коршун», «Пчелы», «Ловишки с косичками» и др. Игра начинается со сбора детей. Детям старшего возраста назначаем место сбора игры. Младших детей зазываем колокольчиком или зазывалками. С детьми старшего возраста используем жеребьевки, скороговорки, загадки.

Также можно проводить комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала, например:

Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».

Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».

Руки на талии, делая наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу».

Упражнение «Мои ресурсы…»

Каждый участник получает лист бумаги, где ему предлагается записать для себя свои ресурсные качества и способности – «что у меня есть, чтобы эффективно общаться и успешно решать проблемные ситуации».

Релаксация «Цветок добра».

Представьте себе, что у вас в руках находится волшебный цветок добра. Протяните две руки вперёд так, как будто вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют удивительную теплоту, он согревает вас, ваше тело, вашу душу. Вы можете мысленно рассмотреть цветок добра, какой он? Какого цвета, большой или маленький, на что он похож? Может быть, он имеет запах. И тогда вы можете его понюхать. А может, от него исходит какая-то приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро этого цветка внутрь, в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вам душу, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости… Я хочу, чтобы сегодня вы целый день чувствовали, как помог вам волшебный цветок добра, как хорошо, когда можно подержать его в руках и мысленно поместить в своё сердце. И в тех случаях, когда душа болит, ей можно помочь, представив то, что вы представляли сейчас на этом занятии вместе с нами.

«Дерево успеха».

Каждому участнику выдаётся по три яблока разного цвета, один из которых он должен прикрепить к «дереву успеха». Цвет яблока обозначает следующее:

- красный – считаю, что данный тренинг поможет мне в процессе трудового воспитания;

- жёлтый – у меня существуют некоторые сомнения;

- зелёный – жалею, что участвовал в тренинге.

Памятка педагогам : "Несколько советов воспитателю по оптимизации общения с детьми".

1. Как вид общения, всякое занятие с детьми - это передача информации (знаний, формирование навыков и умений. Чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло стремление заниматься, необходимо

разнообразить формы его проведения. Если же вы изо дня в день общаетесь с детьми одним и тем же способом, это быстро наскучит вашим детям, да и вам самим.

2. В общении с детьми на занятиях возникают нередко ситуации, которые, как бы специально испытывают воспитателя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Иногда при объяснении нового задания

одному-двум детям приходится несколько раз делать замечания, и нередко воспитатель не сдерживается, он устал от непослушания, ему надоело повторять несколько раз одно и то же, и он срывается на крик и угрозы. Нужно помнить: "Крик - это самый верный признак отсутствия культуры

человеческих отношений" (В. А. Сухомлинский).

3. Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать своё грустное, подавленное настроение. В этом случае неплохо овладеть искусством перевоплощения, которым в совершенстве владеют актёры. Насколько важно этому научиться, понятно каждому (Наше настроение заразительно, оно передаётся детям, влияя на их восприятие, готовность понять, следовать указаниям педагога.

Дети всегда тянутся к людям, которым свойственно повышенное весёлое настроение, и, наоборот, избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых.

4. Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих он не должен ни одним словом, взглядом, жестом, показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Надо относиться одинаково ко всем и к каждому в отдельности. Вместе с тем необходимо удовлетворять желание каждого ребёнка, чтобы его любили, чтобы он чувствовал, что его любят и любят несколько особенно.

5. Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать индивидуальные особенности своих детей. Плохо, если педагог начнёт всех "причёсывать под одну гребёнку", "подгонять" индивидуальные свойства того или иного ребёнка под общую линию. Бережное отношение к личности ребёнка - это прежде всего признание его непохожести, особенностей проявления характера, воли, мышления, поступков, отличающих одного ребёнка от всех других в детском коллективе.

Педагогу надо считаться с индивидуальностью каждого ребёнка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью.

6. Важным условием оптимизации общения с ребёнком является внимательность, проникновенность и неторопливость. Ребёнок хочет нам что-то сказать, а мы, взрослые, обременённые множеством дел, обычно бросаем обратившемуся к нам: "Погоди, некогда, потом!" При этом мы забываем, что у каждого человека возникает ситуация, когда ему исключительно важно с кем-либо поговорить, когда очень хочется поделиться своими наблюдениями, открытием, мнением.

Публикации по теме:

Игротерапия психолого-педагогической направленности с детьми дошкольного возраста Игротерапия психолого–педагогической направленности с детьми дошкольного возраста (Выступление на малой конференции по теме «Педагог.

Игровой тренинг с детьми старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие»Игровой тренинг с детьми старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» Цель: Эмоциональное и социально-коммуникативное развитие детей. Задачи: - Закрепить с детьми представления об основных эмоциях;.

Психологический тренинг по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период Интерактивные формы работы с родителями ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период Тема.

Консультация для педагогов «О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие ребенка» Консультация для педагогов «О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие ребенка» Увеличение времени, отводимого на.

Особенности психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста В настоящее время остро стоит проблема психолого-педагогическое сопровождения всех участников образовательного процесса. Данное положение.

Сценарий активизирующего общения по трудовому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Развивать умение детей в хозяйственно-бытовом труде самостоятельно и качественно выполнять разные его виды, уметь самостоятельно.

Сценарий педагогического мероприятия по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста «Жар-птица» Задачи: • Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образ персонажа литературного произведения; • Закреплять способы и приемы.

Практикум «Этика педагогического общения как необходимое условие предупреждения эмоционального выгорания педагогов» 1. Вводная часть. Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас сегодня на нашей встрече, которая пройдет в форме семинара-практикума.

Тренинг общения для педагогов Друг за друга мы горой. Тренинг общения для педагоговЦель:Сплочение педагогического коллектива Задачи: Совершенствование навыков коммуникации.

Тренинг по культуре педагогического общения Групповое развивающее занятие для педагогов «Культура педагогического общения» Задачи: • Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие-тренинг для педагогов ДОУ «Построение психолого-педагогического общения с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 марта 2016 в 14:39
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД