МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Осень»

Татьяна Пилипенко
Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Осень»

Составление рассказа по картине Осень

Цели:

1. Формирование представлений детей об описании и его структурных элементах.

2. Развивать навыки словообразования.

3. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

1. Организационный момент:

Отгадайте загадку:

Если на деревьях

листья пожелтели,

Если в край далекий

птицы улетели,

Если небо хмурое,

если дождик льется,

Это время года

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Составление описательного рассказа по картине „Осень“» размещена в разделах

осенью зовется.

2. Упражнение «Нарисуем портрет».

А) Рассмотрим картинки с изображением осени

-Ранняя осень

-Золотая осень

-Поздняя осень

Определите где? какая осень. По каким признакам определили?

Б) Слушайте следующую загадку:

Если видишь на картине

Нарисована река

Или ель и белый иней

Или сад и облака

Или снежная равнина

Или поле и шалаш

Обязательно картина называется… «пейзаж»

- Что такое пейзаж?

- Пейзаж изображает природу в разные времена года: зиму, весну, лето и осень.

- Правильно! Картина «Осень» - это пейзаж.

Мы с вами очень ждали прихода красавицы - осени. Наблюдали, как изменяется окраска у листьев, рассматривали изящные, резные листочки, листва золотым ковром покрыла всю землю. Художники, поэты и композиторы любуются этим временем года.

Ребята сегодня утром нам в детский сад пришло письмо от Снегурочки, прочитать его вам?

Письмо

«Здравствуйте ребята, я очень соскучилась.

Скоро придёт зима, и мы снова увидимся.

Напишите, расскажите какая у вас сейчас природа.

Снегурочка.»

Попробуем помочь Снегурочке?

Мы с вами попробуем описать эту картину, напишем письмо и пошлем это письмо Снегурочке.

Все ли понятно из этого описания - «Это лес. Кругом желтая листва.»

Каких сведений не хватает?

Для точного описания нужно указать, что здесь нарисовано. Для точного описания пейзажа нужно : описать какое время изображено на картине, какие деревья, какая листва, какое небо.

Чтобы описание стало образным, надо научиться подбирать сравнения и определения.

Послушайте, как это делает поэт Иван Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Подберите сравнение к слову Осень : (Красивая, золотая, дождливая, ветренная)

А теперь к осенним деревьям (Багряный дуб, красавица рябинав красных бусах, тополь словно желтый зонтик)

Ходит осень

В нашем парке,

Дарит осень

Всем подарки:

Бусы красные –

Рябине,

Фартук розовый –

Осине,

Зонтик желтый –

Тополям,

Фрукты осень

Дарит нам.

Давайте представим, что мы с вами в осеннем лесу

Физминутка «Осенние листочки»

(дети под музыку выполняют движения с листочками)

Мы - листочки осенние

На деревьях висели.

Дунул ветер - полетели

И на землю тихо сели.

Снова ветер пробежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(дети тихо сидят и слушают музыку, потом уносят листочки)

3. Составление описания

Сейчас вы закроете глаза, я произнесу волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью, пусть мы очутимся в лесу!» Откройте глаза да осмотритесь кругом, прислушайтесь. Что вы слышите? Тишина! Посмотрите на этот лес и расскажите о нем, а я буду записывать ваши рассказы. (Рассказы детей).

- Пора и домой возвращаться, Закройте глаза. Раз, два, три- обратно нас верни! Откройте глаза, вот мы и дома.

А теперь послушайте, что мы написали Снегурочке.

«Красив и печален русский лес в осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.»

4. Итог занятия. (Дети рассказывают свои рассказы)

Публикации по теме:

Авторская дидактическая игра «Фантазёры»Авторская дидактическая игра «Фантазёры» Варианты игры. - Выкладывание задуманного сюжета из картинного материала. - Составление рассказа о временах года. - Что перепутал художник.

Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы I период.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Осень»
Опубликовано: 15 октября 2014 в 20:00
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД