Занятие по дифференциации звуков [Ч] и [Щ] в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Чук и его щенок»

Елена Герман
Занятие по дифференциации звуков [Ч] и [Щ] в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Чук и его щенок»

Цель:

1) Закрепить навыки правильного произношения звуков (ч – щ) изолированно, в слогах, словах, предложениях, фразовой речи.

2) Развивать навыки звукового анализа и синтеза

3) Развивать фонематический слух и восприятие, слуховую и зрительную

память

4) Упражнять в словообразовании (существительных с суффиксом ищ, чк

5) Воспитывать готовность приходить на помощь

Оборудование: проектор, экран

Демонстрационный и раздаточный материал:

индивидуальные зеркала, картинки.

Словарная работа: щенок, щекочу, щётка, калач.

Предварительная работа:

Ход занятия:

1. Орг. Момент (3 мин)

-Логопед: «Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Ваши умные и добрые лица, внимательные глаза говорят о том, что вы готовы поделиться со мной своими знаниями».

Предлагаю вам вместе со мной поиграть в игру. Назови свое имя ласково.

«Меня зовут Лена, а ласково Леночка (дети по очереди называют своё имя).

2. Основная часть

(слышится плач, появляется на экране мальчик) (4 мин)

Логопед: Ребята, слышите, кто-то плачет! Когда мы плачем какое чувство тогда испытываем?

Дети: Грусть

Логопед: Мальчик, почему ты плачешь?

Чук: У меня сегодня день рождения, а мне не подарили подарок.

Логопед: Ты не расстраивайся, у меня есть замечательный щенок, и я бы хотела подарить его тебе!

-Ребята, предлагаю подружиться с мальчиком, а для этого нужно спросить, как его зовут?

Дети: Мальчик, как тебя зовут?

Чук: Меня зовут Чук.

Логопед. Какое у него необычное имя. И начинается с необычного звука. Ребята, с какого звука начинается слово «Чук»

Дети: Слово «Чук» начинается со звука «ч»

Логопед: И слово щенок тоже начинается с интересного звука, с какого ребята?

Дети: Слово «Щенок» начинается со звука «Щ»

Логопед: Со звуками «Ч» и «Щ» мы с вами сегодня будем часто встречаться. Давайте расскажем Чуку и щенку, какие это звуки.

Артикуляция звучание и характеристика звуков Ч-Щ (7 мин)

1) Уточнение артикуляции звука [ч] и его характеристика

Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите звук [ч]. Скажите, как располагаются губы, зубы, язык?

Дети: Губы выдвинуты вперед и округлены; язык поднят вверх. Кончик языка касается неба. Струя теплого воздуха толчкообразно выходит изо рта; звук всегда произносится мягко; голосовые связки отдыхают, горло не дрожит звук глухой.

Логопед: Давайте дадим характеристику звуку «Ч»

Дети: Звук [ч] – согласный, так как воздух встречает преграду; глухой

(голосовые связки не работают, всегда мягкий.

Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите звук [щ]. Скажите, как располагаются губы, зубы, язык?

Дети: Губы выдвинуты вперед и округлены, зубы сближены. Кончик языка касается неба. Струя воздуха теплая; звук всегда произносится мягко; голосовые связки отдыхают, горло не дрожит звук глухой.

Логопед: Давайте дадим характеристику звуку «Ч»

Дети: Звук [Щ] – согласный, так как воздух встречает преграду; глухой

(голосовые связки не работают, всегда мягкий.

Логопед: В чем отличие и схожесть звуков [Щ] и [Ч]?

Дети: – Одинаковое положение губ, язык в верхнем положении, теплый воздух выходит изо рта, оба звука всегда мягкие, глухие.

По-разному выходит воздух изо рта: при звуке [Щ] – плавно, при звуке [Ч] –толчкообразно.

Дифференциация звуков [ч],[щ] изолированно Развитие фонематического слуха. (3 мин)

Логопед: Наш щенок очень любит играть в разные игры, так как он вырос в детском саду. Он предлагает поиграть в игру «Внимательные ушки» Встаньте все в круг.

Логопед: Если вы услышите звук «Ч», то вы хлопаете, если услышите звук «Щ», то прыгаете, а если услышите другие звуки – приседаете.

Ш, Ч, Ж, Щ, Ч, Тя, Ща, Си, Чу, Носик, Щука, Ночь

Молодцы, ребята! Хорошо справились.

Дифференциация в слогах (5 мин)

Логопед: Наш щенок совсем маленький, многого боится. Спрятался он под кровать и не вылезает. А когда щенок слышит знакомые ему звуки, то успокаивается. Давайте позовем щенка, а чтобы было веселее ловите мяч. Ребята, я буду говорить слоги или слова со звуком «Щ»или «Ч», а вы будите менять звуки «Ч» на «Щ» или наоборот.

Ча - ща

Чо-що

Уч-ущ

Ищ-ич

Ача- аща

Учу – ущу

Чашка- шашка

Печать-пищать,

Точу-тащу,

Лечи-лещи,

Челка-щелка,

Плач-плащ,

Горячий-горящий

Дифференциация в предложении (4 мин)

Логопед: Наш щенок стал собираться на улицу, а Чук его стал прихорашивать и при этом он приговаривал:

- Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

- Найдите в скороговорке слова, в которых слышится звук «Щ» (щёткой, щенка, щекочу)

-Ребята, какое слово вам понравилось больше всего?

Дети: Щетка

Логопед: В слове щетка, где слышится звук «Щ»?

Дети: В слове щетка звук «Щ» слышится в начале слова.

Логопед: Теперь найдите слова, которые начинаются со звука «Ч» (чищу)

- А в каких словах встретились оба звука? (чищу, щекочу)

Логопед: В слове чищу, где вы слышите звук «Ч»?

Дети: В начале слова.

Логопед: А звук «Ч» где мы слышим?

Дети: В середине.

Предлагаю повторить это стихотворение (повторяется 1 раз хором, и 2-3 индивидуально) .

Упражнение на координацию с движением «Щетки» (3 мин)

Логопед: Немного поиграем. Повторяем слова и движения. Этой щеткой чищу зубы (имитация чистки зубов) Этой щеткой башмаки (наклон) Этой щеткой чищу вещи (наклоны в стороны) Все три щетки мне нужны.

-Давайте расскажем Чуку, какие еще бывают щетки?

Дети: Щетки стеклоочистители для машины, щетки для животных, щетки для мытья окон и т. п.

Упражнение на употребление предлогов (под, за, из, из-за)

Логопед: Ребята, Чук решил поиграть в прятки со щенком. Давайте щенку поможем отыскать, Чука. Смотрим на слайд.

- Чук спрятался куда?

Дети: Чук спрятался под стол.

Логопед: А теперь, где он прячется?

Дети: Чук прячется за диваном.

Логопед: Чук смотрит откуда?

Дети: Чук смотрит из окна.

Логопед: А теперь откуда выглядывает, Чук.

Дети: Чук выглядывает из-за шторы.

Составление предложений по картинкам. Картинки располагаются на «Волшебном квадрате. (7 мин)

Логопед: Но самой любимой игрой для Чука и щенка было придумывание предложений, где бы встречались звуки «Ч» или «Щ».

-А помогут нам в составлении предложении картинки и «волшебный квадрат». Кто хочет первый разместить картинку на волшебном квадрате. (подходит ребенок к мольберту)

- Помести картинку в правый верхний угол.

- Помести картинку в верхний центр.

- Помести картинку в левый нижний угол.

- Помести картинку в правый нижний угол.

- Помести картинку в левый верхний угол.

-Помести картинку в нижний центр.

Логопед: Что изображено на верхних квадратах?

Дети: Девочка, мальчик, качели.

Логопед: Ребята, составьте предложения с этими словами.

Дети: Девочка и мальчик качаются на качелях.

Девочка качает мальчика на качели.

Логопед: Молодцы! Что изображено на нижних картинках.

Дети: Щенок, мальчик, щетка.

Логопед: Составьте предложение с помощью этих слов?

Дети: Мальчик щеткой чистит щенка.

Щенок любит, когда мальчик чистит щенка щеткой.

Логопед: Хорошо.

Звуковой анализ и синтез. Развитие мелкой моторики. (5 мин)

Логопед: Устал щенок и ему необходимо подкрепиться. Давайте угостим его калачом. Ребята, а вы знаете, что такое калач?

Дети: это такой хлеб.

Логопед: Калач – это белый хлеб, выпеченный в форме замка с дужкой. Его можно купить в Копейске в хлебном киоске.

Давайте расскажем щенку и Чуку про это слово. Для этого пройдем к столам. Выберете полоску с необходимым количеством квадратов. А затем прицепляйте прищепки нужного цвета.

Логопед: Сколько слогов и звуков в слове «Калач»

Дети: В слове «Калач» два слога и пять звуков.

Логопед: Назовите звуки по порядку и дайте им характеристику.

Дети: В слове «Калач» первый звук «к» – это согласный, твердый, глухой звук. Второй звук а – это гласный звук, третий звук «л» это согласный, твердый, звонкий звук. Четвертый «а» - это гласный звук. Пятый звук «ч» – это согласный мягкий звук.

Логопед: Молодцы!

Словообразование с помощью суффикса – ИЩ (3 мин)

Логопед: Ребята, предлагаю нам всем вместе подойти к столу, на котором разложены картинки. Каждый возьмите по одной любой картинки и вернитесь на свои места.

Скоро из щенка вырастет большой пёс. И тогда у него уже будут не маленькие глазки, а большие что?

Дети: глазищи

Логопед: Продолжим по цепочке. Начиная с …

Дети: Не носик, а носище

Не лапы, а лапище

Не хвостик, а хвостище

Не зубы, а зубища

Не когти, а когтище

Не язык, а язычище

3. Итог: (2 мин)

Логопед: Нашим гостям пора домой.

-Они хотят узнать - с какими звуками вы сегодня работали?

-Чем они похожи?

-Вам понравилось занятие?

-Что вам больше всего понравилось?

Задание на дом.

Раскрасить на раскраске все предметы в которых встречается звук Ч или Щ

Выучить чистоговорку

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Публикации по теме:

Фотоотчет с прогулки «Снежные рисунки» (группа с 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи)Фотоотчет с прогулки «Снежные рисунки» (группа с 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи) «Снежные рисунки» Вот и пришла красавица - весна. Солнце греет все сильнее, снег скоро растает, а так хочется еще немного им поиграть,.

Групповой образовательный проект «Мы играем и читаем» в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи 6–7 лет Групповой образовательный проект «Мы играем и читаем» Группа комбинированной направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Комплекс дыхательно-звуковой гимнастики для детей ЧБД и детей с тяжелыми нарушениями речи (5–7 лет) Цель: сформировать у детей навык правильного дыхания. Задачи: • упражнять в общеразвивающих упражнениях; • увеличить объем дыхания, нормализовать.

Конспект итогового занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Путешествие в страну знаний» «Путешествие в страну знаний» Цель: выявить уровень подготовленности детей к школе. Программное содержание: 1. Обучение умению работать.

Конспект НОД по развитию мелкой моторики детей с тяжелыми нарушениями речи «Дикие животные наших лесов» Задачи: Уточнять представления детей о диких животных наших лесов, особенностях их жизни, подготовки к зиме. Развивать мелкую моторику рук,.

Конспект НОД по развитию мелкой моторики детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Зима» Конспект НОД по развитию мелкой моторики детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Зима» Задачи: Уточнять представления детей о сезонных.

Конспект о занятия с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) Тема «Решение сказочных задач» Участники: воспитанники с ТНР подготовительной группы, педагог – психолог. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Социально – коммуникативное.

Модель продуктивного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС до Комментарии к презентации «Модель продуктивного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС ДО».

НОД по дифференциации звуков [л]-[р] в подготовительной группе «В гостях у бабушки Федоры» Тема: «В гостях у бабушки Федоры». «Дифференциация звуков /л/ - /р/» Задачи: Совершенствование навыка образования и практического употребления.

Проект «Буквы гласные мы знаем, без труда их называем» в группе для детей 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речиПроект «Буквы гласные мы знаем, без труда их называем» в группе для детей 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи Проект «Буквы гласные мы знаем, без труда их различаем» группа № 6 комбинированной направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Прописи
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Занятие по дифференциации звуков [Ч] и [Щ] в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Чук и его щенок»
Опубликовано: 24 апреля 2016 в 17:46
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоочерк «Впечатления о лете. В музее В. С. Высоцкого»
Фотоотчёт впечатления о лете "В музее В. С. Высотского" Екатеринбург – один из красивейших городов России! В августе мне посчастливилось побывать в...
Дидактическая игра «Развиваемся с матрешками»
Развиваемся с матрешками Игра в виде матрешек с приставными деталями. Она может проводиться с подгруппой детей, индивидуально, самостоятельно....
Новогоднее оформление группы и холла
Конкурс проходил в рамках МКДОУ "Детский сад №3 "Улыбка" г. Калача-на-Дону! Я очень люблю участвовать в конкурсах по оформлению, думаю, это у меня очень...
Беседа с детьми «Зайку бросила хозяйка — за окном остался зайка…»
Цель : Формировать эмоционально положительный отклик на произведения художественной литературы. Задачи: Развивать ответственность за брошенного,...
Лепка из солёного теста «Грибочки и божьи коровки» в младшей группе детского сада
Задачи: Художественно-эстетическое развитие: Развитие мелкой моторики: Продолжать формировать умение детей раскатывать комочки пластилина круговыми...