Татьяна Чалышева
Занятие в подготовительной группе «Путешествие в мир искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с различными видами искусства Дать понятие о натюрморте, о том, кто создает живописные произведения. О роли изобразительного искусства в жизни человека, как к нему относятся люди, где хранятся подлинные произведения, как ведут себя люди в музее и на выставках. Вызвать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведение искусства, желание всматриваться в них, соотносить увиденное с личным опытом.
Оборудование и материалы:
Публикация «Занятие в подготовительной группе „Путешествие в мир искусства“» размещена в разделах
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, в волшебный мир искусства. Давайте сначала поговорим. Скажите мне мир искусства –это что за мир., кто знает? (ответы детей). Вот послушайте, я расскажу вам сказку о том, кто такой мир создает.
Жил-был художник. Однажды он увидел цветок, цветок был такой красивый, как огонек, а капельки росы светились на его лепестках, как драгоценные камешки. художник не мог налюбоваться цветком и решил его нарисовать. Стало два цветка одинаково красивых. Потом он увидел воду и тоже нарисовал ее красками на холсте. А потом захотелось нарисовать всё, что было в его комнате. На улице художник рисовал деревья, небо, дома, людей- весь мир. Художник нарисовал множество красивых картин, в которых рассказал, как удивительна окружающая нас жизнь. Нужно только внимательно всматриваться в предметы, природу, людей –и тогда волшебный мир красоты откроется. Рядом с художником жил скульптор. Он тоже радовался красоте окружающего и высекал образы людей и животных из камня, дерева, лепил их из глины, лил из метала. И они получались как живые и тоже радовали людей своей удивительной красотой. На соседней улице жил другой художник. Он любил читать книги, а читая, представлял себе героев этих книг -добрых, злых, хитрых, простодушных, умных и глупых, он видел, как они одеты, как ходят, говорят, где живут. Он хотел помочь и другим людям увидеть этих героев; вот он и стал их рисовать. А вы знаете, как называется такой художник? (иллюстратор) Художник иллюстратор старался так украшать книжки, чтобы они доставляли людям радость.
В этом городе жили и другие художники и мастера. Они украшали посуду, одежду, ткали ковры, оформляли витрины магазинов так, что кругом было празднично и нарядно. Строили город, украшали красивыми зданиями, площадями и мостами архитекторы и строители. И город стал таким красивым, что люди назвали его «Мир искусства», потому что искусство – это и есть мир, красиво изображенный художником, скульптором, иллюстратором, архитектором, мастером прикладного искусства- волшебниками, которые видят, слышат, чувствуют красоту и рассказывают о ней красками на бумаге, холсте, дереве, резцом на мраморе, камне, дереве, а так же сооружая дома, дворцы, мосты, парки. Этот мир называют изобразительным искусством, т. к. это искусство наглядно, выразительно изображает, отражает видимый нам мир.
ФИЗМИНУТКА:
Раз, два, три выросли цветы,
К солнцу потянулись
Стало им приятно и тепло
Ветерок пролетал, стебельки качал,
Весело качнулись низко потянулись,
Вправо качнулись, низко нагнулись
Ветерок убегай! Ты цветочки не сломай
Пусть они цвету, растут всем радость несут.
Беседа о натюрморте.
Цель: вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать натюрморты, любоваться красотой предметов, необычностью их формы, цвета, поверхности, сочетанием предметов (необычностью их формы) их расстановкой (композицией). Дать детям представление о том, какие предметы изображаются в натюрморте, вызвать ассоциации с их собственным опытом, стимулировать эстетические оценки и суждения.
После того как дети рассмотрят картины. «Дети, мы с вами увидели разные картины. Это цветы, фрукты, овощи, грибы, книги, раскраски, которыми рисует художник. Мы в жизни иногда не замечаем красоту предметов, а художник очень внимательные люди их радует, удивляет нарядность предметов, необычность их цвета, формы. Они заставляют и нас внимательно вглядываться в предметы, изображенные на картине. Каждый предмет на полотне как- будто говорит, какой он красивый, блестящий или гладкий, маленький или большой, прозрачный или матовый, тяжелый или легкий, круглый или квадратный. Особенно они хороши, когда собраны вместе. Тогда они спорят, кто главный, ссорятся или дружат, показывая, красоту друг друга. Художник помогает нам понять эту тихую таинственную, загадочную жизнь предметов. Прежде чем нарисовать предметы, художник их красиво расставляет, старается поставить главный предмет, чтобы остальные его дополняли, украшали. Но художник рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создавали, собрали, вырастили. Сорванные цветки могут увянуть, ягоды и фрукты съедят, а нарисованные художником цветы будут жить. Глядя на эти картины, мы будем вспоминать зимой о лете или осени, о теплом солнышке, они будут греть и радовать нас долго. Картины, на которых изображены цветы, овощи, фрукты, предмету называются НАТЮРМОРТОМ. Натюрморт-это картина не только об особой жизни предметов, но и людях, которые их изготовили, вырастили, собрали об их отношении к этим вещам, и о том какие это люди сами –добрые, трудолюбивые, заботливые, грустные или радостные, веселые или печальные.
Дети, сегодня мы с вами пойдем на выставку натюрмортов.
Вопросы:
1. Как и с помощью чего художник создает натюрморт?
2. Украшают ли нашу жизнь картины, в частности натюрморты? (украшают жилице, радуют душу, глаз.)
3. На картине мы можем увидеть диковинные предметы или фрукты экзотические, посуду красивую, которых у нас нет? (любоваться и рассматривать)
4. Что может быть изображено на натюрморте?
5. Для чего нам нужны картины?
ИТОГ ЗАНЯТИЯ :
Что же такое натюрморт? Это картины, на которых изображены цветы, фрукты, овощи, ягоды, предметы созданные руками человека.
Кто пишет натюрморт? Художник.
Как рождается натюрморт? При рассматривании множества красивых предметов художнику хочется собрать их воедино и любоваться композициями и показывать их людям
Если видишь на картине чашку кофе на столе
Или море в большом графине или розу в хрустале.
Или бронзовую вазу или грушу или торт
Или все предметы сразу знай, что это натюрморт.
Дети, сегодня мы с вами пойдем на выставку Натюрмортов (дети встают полукругом)
Кто же это к нам стучится в дверь? Войдите!
Незнайка: Здравствуйте дети, меня зовут Незнайка. Я слышал, что вы сегодня пойдете на выставку натюрмортов. Я тоже люблю натюрморт, потому что это про цветы, фрукты. Ой, как я их люблю. Я вот тоже нарисовал натюрморт. (Показывает детям рисунки). На одном –клумба с цветами., на другом- яблоня с яблоками. Правда красиво?
Воспитатель наблюдает за реакцией детей. Если дети молчат, Да, это красиво нарисовано, но разве это натюрморты? Дети, как вы считаете? Что же такое натюрморт (ответы детей). Да, в натюрморте могут быть нарисованы цветы, но какие? Уже сорванные, поставлены в вазу. А почему у незнайки не натюрморт? Это могут быть фрукты, и овощи, но какие? Собранные и красиво разложены на столе, на тарелке, в вазе. А еще что рисуют художники в натюрморте? Посуду, одежду, продукты, книги, орудия труда и др. Понял Незнайка?
Незнайка: Значит, я ошибся. А вы мне покажите картины, где нарисованы натюрморты?
Воспитатель: Дети, покажем Незнайке выставку?
(Правила поведения в музее).
Дети как мы должны вести себя в музее, на выставке? Организовано, внимательно слушать экскурсовода, ничего не трогать руками, ходить спокойно, разговаривать тихо. Соблюдать дисциплину. Можно задавать вопросы только после рассказа экскурсовода.
Все переходят в зал, где организована выставка. Воспитатель предлагает детям и Незнайке полюбоваться картинами, показать ему те натюрморты, которые понравятся. Затем воспитатель собирает детей и спрашивает. Так о чем же рассказывают наши натюрморты? Назовите те предметы, которые изображены на них? (Дети перечисляют). Незнайка, так ты понял, что изображает натюрморт? (Рассматривание натюрморта «Бокал и лимон»)
Художник рассказывает о красоте обычных предметов, цветов, плодов, о загадках которые они таят.
Дети, а почему у Незнайки не натюрморт (Ответы детей) т. к. яблоки растут на деревьях, а цветы растут на клумбе.
Воспитатель: Но ведь там тоже красивые яблоки и красивые цветы.
Дети: Яблоки должны быть сорваны и цветы тоже и красиво расположены на блюде или скатерти, т. к. натюрморт –это не живая природа.
Давайте рассмотрим натюрморт «Бокал и лимон». Посмотрите на композицию, стоит бокал с прозрачной водой, а рядом лежит лимон? и все это на холодновато-синем фоне. Глядя на воду и лимон, мы можем ощутить кисловатый вкус во рту и нам хочется попробовать этой прозрачной воды со вкусом лимона. Художник дал понять нам, что это жаркий день, прохлады, и напиток, который можно изготовить для утоления жажды.
После рассматривания Незнайка предлагает поиграть в игру «Составь натюрморт».
Дети выполняю задание и хвалят Незнайку в том, что он не ошибся.
Незнайка прощается и уходит.