Занятие в старшей логопедической группе по познавательному развитию и ознакомлению с окружающим «Бородинский хлеб»

Елена Коростелева
Занятие в старшей логопедической группе по познавательному развитию и ознакомлению с окружающим «Бородинский хлеб»

Тема: «Бородинский хлеб» к 205 – летию Бородинского сражения

Цели: совершенствовать знания детей о значимости хлеба. Закрепить знания детей о последовательности выращивания хлеба; вспомнить различные виды хлеба и хлебобулочных изделий. Воспитывать бережное отношение к хлебу, с уважением относиться к людям, его выращивающим. Познакомить детей с историей возникновения «Бородинского» хлеба. Дать некоторые представления о Бородинской битве. Активизировать словарь детей.

Продуктивная деятельность: дети лепят из соленого теста «Бородинский» хлеб.

Материалы: волшебный мешочек, хлебобулочные изделия, дидактический материал «Как хлеб пришел к нам на стол», проектор, соленое тесто, специи.

Непосредственно образовательная деятельность

Детям читается загадка про хлеб.

Было так:

В какой-то миг

Народился пых-пых-пых!

Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел,

Пока в печку не сел.

Вышел оттуда не пых,

А чудо:

Румяный, блестящий,

С корочкой хрустящей

(Хлеб)

Рос сперва на воле в поле.

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

(Хлеб)

Ребята, посмотрите, что я принесла на занятие (воспитатель достает волшебный мешочек, в котором лежат: сушка, сухарь, пряник, булка, хлеб). После того, как все продукты из мешочка достали, воспитатель подводит детей к тому, что все эти изделия объединяет один продукт – мука. Мука является главной составляющей хлеба.

-Ребята, а давайте мы вспомним, как хлеб попадает к нам на стол.

Дети рассказывают по картинкам, как хлеб попадает на стол.

Акцентировать внимание детей на названии профессий, на том, как называется магазин, в котором продают хлеб.

Спросить детей, какие пословицы и поговорки они знают о хлебе:

Хлеб - наше богатство

Не трудиться - хлеба не добиться

Хочешь, есть калачи, не сиди на печи

Кто не работает - тот не ест

Хлеб – это сила, жизнь, здоровье.

Без хлеба – нет обеда.

Не шуба греет, а хлеб.

Хлеб батюшка, вода матушка.

Хлеб, соль и вода – крестьянская еда.

Хлеб - всему голова

В последней пословице говорится о том, что хлеб – это голова, т. е. главный. Ведь хлеб для людей значит очень многое. Ни один прием пищи не обходиться без хлеба.

- Сегодня мы с вами вспомнили о том, что хлеб - результат труда многих людей. Теперь, ребята, вы знаете, каким трудом достаётся людям хлеб. Так как же мы должны к нему относиться?

(доедать, брать столько, сколько необходимо, нельзя бросать на пол, на землю, нужно хлеб хранить отдельно от других продуктов, нельзя баловаться, лепить из хлеба).

Хлеб - это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись, за хлеб умирали

Не для того, чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится.

Вот что в народе у нас говорится:

“Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал”.

Ребята, давайте мы с вами немного отдохнем

Физминутка:

В землю зернышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся,

И красавцем обернулся.

Дети садятся на свои места.

- Ребята, посмотрите, а вы знаете, как называется этот хлеб (воспитатель показывает детям «Бородинский» хлеб?

- Авы знаете, почему он называется «Бородинский»?

У большинства людей, при произнесении названия Бородинский, на память приходит Бородинское сражение и Бородинское поле, на котором состоялась одна из величайших битв в мировой истории. Тогда сражались французская армия под командованием Наполеона и русская армия под командованием М. И. Кутузова. Битва состоялась на поле недалеко от села Бородино.

История создания бородинского хлеба по-прежнему остается тайной. Существует несколько версий, в той или иной степени похожих на легенду.

1. Первая, по логике большинства людей, относится к величайшей из битв мировой истории, произошедшей на Бородинском поле. В этой кровопролитной битве сражались французская армия под командованием Наполеона и русская армия под командованием Кутузова.

Битва состоялась недалеко от одноименного села Бородино. Может быть, сорт черного хлеба "Бородинский" создан, а затем назван в честь события.

В 1812 году накануне сражения в суете посреди дороги оставили телегу с мешками муки и тмина, которую во время боя пушечным ядром разнесло в щепки. Мука и тмин высыпались и перемешались. Крестьяне, чтобы не пропадать добру, испекли хлеб из получившейся смеси.

2. Есть еще одна очень красивая и необычная легенда о создании Бородинского хлеба.

Маргарита Тучкова (урожденная Нарышкина, увидев во сне, как ее муж генерал Александр Тучков погибнет при Бородино, две недели исследовала атласы в поисках места. Село даже не было отмечено на военной карте.

Несмотря на то, что Тучков просмотрел с женой всю карту земного шара, он нашёл только одно место с подобным названием, и оно находилось на Апеннинском полуострове. Тогда генерал обрадовался, так как решил, что, если Россия с Италией не находятся во враждебных отношениях, то и смерть ему не грозит. Он даже и не думал, что в России существует небольшая деревня с точно таким же названием, которая и определит в будущем его судьбу.

Несчастная жена Тучкова, Маргарита Нарышкина, очень любила мужа. После того, как её муж погиб на Бородинском поле, постриглась в монахини, изменив имя и став сестрой Марией.

Хлеб стали печь в Спасо- Бородинском монастыре, основанным Маргаритой Тучковой. Генерал действительно погиб при бородинском сражении. Вдова генерала поселилась рядом с местом гибели мужа. Первые годы сестры обустраивались, налаживали быт и, судя по дневникам Тучковой, были вынуждены покупать хлеб. А впоследствии организовали собственную пекарню, где и изобрели собственный рецепт ржаного хлеба, названый впоследствии «бородинским». Некоторые даже считают, что женщина кинула в печь хлеб, желая, чтобы он стал таким же чёрным, как её скорбь по умершим.

Такой вот символ любви, памяти, верности и самоотверженности - бородинский хлеб.

Показать детям пшеничную и ржаную муку и сказать, что хлеб имеет коричневый цвет из - за ржаной муки.

Дети читают стихотворение про «Бородинский» хлеб:

На Бородинском поле шло сраженье,

Картечи визг, как по стеклу ножом,

И вот французов лёгкою мишенью

Стал наш обоз с мукой и фуражом.

То ли ядро шальное, то ли мина,

То ли снаряд в фургон с мукой попал,

А следом шёл фургон с корицей, тмином,

И взрыв муку и тмин перемешал.

Ну а солдат кормить-то чем-то надо?

Негоже продовольствие бросать!

Ведь с тмином та мука, поди, не с ядом…

Так стали «Бородинский» выпекать.

И говорят, что даже сам Кутузов,

А может быть, и сам Багратион,

Нахваливали меткость тех французов,

Что так удачно вмазали в фургон.

Вот так из века, ставшего былинным,

Пришёл к нам хлеб, который всем знаком.

Как хорошо, что был фургон тот с тмином,

А не с фасолью или с чесноком!

Александр Симонов.

Во время рассказа дети просматривают слайды.

-Вот какие интересные истории мы с вами послушали. А сейчас я предлагаю вам превратиться в пекарей и испечь «Бородинский» хлеб для нашего магазина (дети из соленого теста делают буханки «Бородинского» хлеба и посыпают сверху тмином)

Перед лепкой показать детям шар и кирпичик для того, чтобы уточнить с детьми какой формы должен быть «Бородинский» хлеб.

Итог занятия.

В Десногорске открыли памятник бородинскому хлебу. Установленный на центральной площади памятный знак носит название «Хлеб памяти нашей». Внутрь буханки помещена капсула со священной землёй с Бородинского поля.

Идею создать и поставить мемориальные знаки «Хлеб нашей памяти» по всей стране придумал «Екатеринбургский художественный фонд». Ведь именно «Бородинский» стал негласным символом войны 1812 года.

Занятие в старшей логопедической группе по познавательному развитию и ознакомлению с окружающим «Бородинский хлеб»
Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Хлеб — всему голова»Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Хлеб — всему голова» Цели: Закреплять и расширять представления детей о хлебе, как он появляется на столах, какой путь проходит прежде, чем мы его съедим. Воспитывать.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Путешествие в Страну Знаний» 2. Тема: «Путешествие в Страну Знаний». 3. Цель: Закрепить знания детей полученные ранее по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение.

Конспект занятия ООД по познавательному развитию для детей старшей группы «Хлеб — всему голова» Цель: дать детям представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий их разнообразии, формировать представление о.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие Хлопушки, или Откуда берется хлеб» Интеграция образовательных областей: Познавательно – речевое, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Цель: Дать детям.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром Конспект занятия в старшей группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром На тему: «Зимующие птицы» Составители: Дарахонова.

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Дары природы» Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Дары природы». Цели и задачи: 1. Углублять представления детей о сезонных.

Проект в старшей логопедической группе «Хлеб — всему голова»Проект в старшей логопедической группе «Хлеб — всему голова» Познавательно – исследовательский проект для старшей логопедической группы «Хлеб - всему голова» Актуальность проекта. Хлеб на столе - это.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в первой младшей группе «День рождения куклы Кати»Занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в первой младшей группе «День рождения куклы Кати» Цели. 1. Связная речь: - формировать умение отвечать на вопросы и участвовать в диалоге; 2. Словарь: - активизировать в речи детей прилагательные;.

Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Слон-самое большое животное на земле» Открытое занятие по ознакомлению с окружающим. «Слон-самое большое животное на земле». Занятие сопровождается показом слайдов о жизни животного.

Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе «В мире профессий» Цель. Закрепить знания детей о разнообразных профессиях людей города и села, их названиях и роде деятельности. Воспитывать в детях уважение.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
  • Праздники
Автор публикации:
Занятие в старшей логопедической группе по познавательному развитию и ознакомлению с окружающим «Бородинский хлеб»
Опубликовано: 1 октября 2017 в 17:31
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «о посткроссинге или «Совершите чудо-руку протяните! Надо, чтобы в дружбу...
Вот наконец и мы доросли до осознания что мир очень большой и в нем много разных интересных мест и людей! И я очень благодарна за предложение Татьяне...
Конспект занятия. Тема: Измерение объема жидкостей и сыпучих веществ. Дидактическая...
Образовательная область: « Познавательное развитие»; формирование элементарных математических представлений Педагогическая цель: учить измерять сыпучие...
Фотоотчет спортивного праздника посвященного празднованию 23 февраля
Фотоотчет спортивного праздника посвященного празднованию 23 февраля [/b] Праздник 23 февраля в детском саду – хороший повод для воспитания у...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» для детей 3–4 лет
Сюжет №1«Готовим обед» Задачи: Знакомить детей со способом приготовления блюда: суп. Учить проговаривать качества продукта и действия с ним ( посолить,...
Фотоотчет с занятий «День защитника Отечества»
Праздник 23 февраля в детском саду – хороший повод для воспитания у дошкольников чувства патриотизма, сопричастности к лучшим традициям своей Родины,...