Получи документы

Занятие в старшей логопедической группе по познавательному развитию и ознакомлению с окружающим «Бородинский хлеб» (6 фото)

Елена Коростелева
Занятие в старшей логопедической группе по познавательному развитию и ознакомлению с окружающим «Бородинский хлеб»

Тема: «Бородинский хлеб» к 205 – летию Бородинского сражения

Цели: совершенствовать знания детей о значимости хлеба. Закрепить знания детей о последовательности выращивания хлеба; вспомнить различные виды хлеба и хлебобулочных изделий. Воспитывать бережное отношение к хлебу, с уважением относиться к людям, его выращивающим. Познакомить детей с историей возникновения «Бородинского» хлеба. Дать некоторые представления о Бородинской битве. Активизировать словарь детей.

Публикация «Занятие в старшей логопедической группе по познавательному развитию и ознакомлению с окружающим „Бородинский хлеб“» размещена в разделах

Продуктивная деятельность: дети лепят из соленого теста «Бородинский» хлеб.

Материалы: волшебный мешочек, хлебобулочные изделия, дидактический материал «Как хлеб пришел к нам на стол», проектор, соленое тесто, специи.

Непосредственно образовательная деятельность

Детям читается загадка про хлеб.

Было так:

В какой-то миг

Народился пых-пых-пых!

Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел,

Пока в печку не сел.

Вышел оттуда не пых,

А чудо:

Румяный, блестящий,

С корочкой хрустящей

(Хлеб)

Рос сперва на воле в поле.

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

(Хлеб)

Ребята, посмотрите, что я принесла на занятие (воспитатель достает волшебный мешочек, в котором лежат: сушка, сухарь, пряник, булка, хлеб). После того, как все продукты из мешочка достали, воспитатель подводит детей к тому, что все эти изделия объединяет один продукт – мука. Мука является главной составляющей хлеба.

-Ребята, а давайте мы вспомним, как хлеб попадает к нам на стол.

Дети рассказывают по картинкам, как хлеб попадает на стол.

Акцентировать внимание детей на названии профессий, на том, как называется магазин, в котором продают хлеб.

Спросить детей, какие пословицы и поговорки они знают о хлебе :

Хлеб - наше богатство

Не трудиться - хлеба не добиться

Хочешь, есть калачи, не сиди на печи

Кто не работает - тот не ест

Хлеб – это сила, жизнь, здоровье.

Без хлеба – нет обеда.

Не шуба греет, а хлеб.

Хлеб батюшка, вода матушка.

Хлеб, соль и вода – крестьянская еда.

Хлеб - всему голова

В последней пословице говорится о том, что хлеб – это голова, т. е. главный. Ведь хлеб для людей значит очень многое. Ни один прием пищи не обходиться без хлеба.

- Сегодня мы с вами вспомнили о том, что хлеб - результат труда многих людей. Теперь, ребята, вы знаете, каким трудом достаётся людям хлеб. Так как же мы должны к нему относиться?

(доедать, брать столько, сколько необходимо, нельзя бросать на пол, на землю, нужно хлеб хранить отдельно от других продуктов, нельзя баловаться, лепить из хлеба).

Хлеб - это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись, за хлеб умирали

Не для того, чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится.

Вот что в народе у нас говорится:

“Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал”.

Ребята, давайте мы с вами немного отдохнем

Физминутка:

В землю зернышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся,

И красавцем обернулся.

Дети садятся на свои места.

- Ребята, посмотрите, а вы знаете, как называется этот хлеб (воспитатель показывает детям «Бородинский» хлеб?

- Авы знаете, почему он называется «Бородинский»?

У большинства людей, при произнесении названия Бородинский, на память приходит Бородинское сражение и Бородинское поле, на котором состоялась одна из величайших битв в мировой истории. Тогда сражались французская армия под командованием Наполеона и русская армия под командованием М. И. Кутузова. Битва состоялась на поле недалеко от села Бородино.

История создания бородинского хлеба по-прежнему остается тайной. Существует несколько версий, в той или иной степени похожих на легенду.

1. Первая, по логике большинства людей, относится к величайшей из битв мировой истории, произошедшей на Бородинском поле. В этой кровопролитной битве сражались французская армия под командованием Наполеона и русская армия под командованием Кутузова.

Битва состоялась недалеко от одноименного села Бородино. Может быть, сорт черного хлеба "Бородинский" создан, а затем назван в честь события.

В 1812 году накануне сражения в суете посреди дороги оставили телегу с мешками муки и тмина, которую во время боя пушечным ядром разнесло в щепки. Мука и тмин высыпались и перемешались. Крестьяне, чтобы не пропадать добру, испекли хлеб из получившейся смеси.

2. Есть еще одна очень красивая и необычная легенда о создании Бородинского хлеба.

Маргарита Тучкова (урожденная Нарышкина, увидев во сне, как ее муж генерал Александр Тучков погибнет при Бородино, две недели исследовала атласы в поисках места. Село даже не было отмечено на военной карте.

Несмотря на то, что Тучков просмотрел с женой всю карту земного шара, он нашёл только одно место с подобным названием, и оно находилось на Апеннинском полуострове. Тогда генерал обрадовался, так как решил, что, если Россия с Италией не находятся во враждебных отношениях, то и смерть ему не грозит. Он даже и не думал, что в России существует небольшая деревня с точно таким же названием, которая и определит в будущем его судьбу.

Несчастная жена Тучкова, Маргарита Нарышкина, очень любила мужа. После того, как её муж погиб на Бородинском поле, постриглась в монахини, изменив имя и став сестрой Марией.

Хлеб стали печь в Спасо-Бородинском монастыре, основанным Маргаритой Тучковой. Генерал действительно погиб при бородинском сражении. Вдова генерала поселилась рядом с местом гибели мужа. Первые годы сестры обустраивались, налаживали быт и, судя по дневникам Тучковой, были вынуждены покупать хлеб. А впоследствии организовали собственную пекарню, где и изобрели собственный рецепт ржаного хлеба, названый впоследствии «бородинским». Некоторые даже считают, что женщина кинула в печь хлеб, желая, чтобы он стал таким же чёрным, как её скорбь по умершим.

Такой вот символ любви, памяти, верности и самоотверженности - бородинский хлеб.

Показать детям пшеничную и ржаную муку и сказать, что хлеб имеет коричневый цвет из - за ржаной муки.

Дети читают стихотворение про «Бородинский» хлеб :

На Бородинском поле шло сраженье,

Картечи визг, как по стеклу ножом,

И вот французов лёгкою мишенью

Стал наш обоз с мукой и фуражом.

То ли ядро шальное, то ли мина,

То ли снаряд в фургон с мукой попал,

А следом шёл фургон с корицей, тмином,

И взрыв муку и тмин перемешал.

Ну а солдат кормить-то чем-то надо?

Негоже продовольствие бросать!

Ведь с тмином та мука, поди, не с ядом…

Так стали «Бородинский» выпекать.

И говорят, что даже сам Кутузов,

А может быть, и сам Багратион,

Нахваливали меткость тех французов,

Что так удачно вмазали в фургон.

Вот так из века, ставшего былинным,

Пришёл к нам хлеб, который всем знаком.

Как хорошо, что был фургон тот с тмином,

А не с фасолью или с чесноком!

Александр Симонов.

Во время рассказа дети просматривают слайды.

-Вот какие интересные истории мы с вами послушали. А сейчас я предлагаю вам превратиться в пекарей и испечь «Бородинский» хлеб для нашего магазина (дети из соленого теста делают буханки «Бородинского» хлеба и посыпают сверху тмином)

Перед лепкой показать детям шар и кирпичик для того, чтобы уточнить с детьми какой формы должен быть «Бородинский» хлеб.

Итог занятия.

В Десногорске открыли памятник бородинскому хлебу. Установленный на центральной площади памятный знак носит название «Хлеб памяти нашей». Внутрь буханки помещена капсула со священной землёй с Бородинского поля.

Идею создать и поставить мемориальные знаки «Хлеб нашей памяти» по всей стране придумал «Екатеринбургский художественный фонд». Ведь именно «Бородинский» стал негласным символом войны 1812 года.

Занятие в старшей логопедической группе по познавательному развитию и ознакомлению с окружающим «Бородинский хлеб»
Фото «Бородинский хлеб»
Занятие в старшей логопедической группе по познавательному развитию и ознакомлению с окружающим - фото
Фото №1 Тема Бородинский хлеб к летию Бородинского сражения Цели совершенствовать знания детей о значимости хлеба Фото №2 Закрепить знания детей о последовательности выращивания хлеба вспомнить различные виды хлеба и хлебобулочных изделий Фото №3 Воспитывать бережное отношение к хлебу с уважением относиться к людям его выращивающим
Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Хлеб — всему голова»Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Хлеб — всему голова» Цели: Закреплять и расширять представления детей о хлебе, как он появляется на столах, какой путь проходит прежде, чем мы его съедим. Воспитывать.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Путешествие в Страну Знаний» 2. Тема: «Путешествие в Страну Знаний». 3. Цель: Закрепить знания детей полученные ранее по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение.

Конспект занятия ООД по познавательному развитию для детей старшей группы «Хлеб — всему голова» Цель: дать детям представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий их разнообразии, формировать представление о.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие Хлопушки, или Откуда берется хлеб» Интеграция образовательных областей: Познавательно – речевое, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Цель: Дать детям.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром Конспект занятия в старшей группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром На тему: «Зимующие птицы» Составители: Дарахонова.

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Дары природы» Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Дары природы». Цели и задачи: 1. Углублять представления детей о сезонных.

Проект в старшей логопедической группе «Хлеб — всему голова»Проект в старшей логопедической группе «Хлеб — всему голова» Познавательно – исследовательский проект для старшей логопедической группы «Хлеб - всему голова» Актуальность проекта. Хлеб на столе - это.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в первой младшей группе «День рождения куклы Кати»Занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в первой младшей группе «День рождения куклы Кати» Цели. 1. Связная речь: - формировать умение отвечать на вопросы и участвовать в диалоге; 2. Словарь: - активизировать в речи детей прилагательные;.

Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Слон-самое большое животное на земле» Открытое занятие по ознакомлению с окружающим. «Слон-самое большое животное на земле». Занятие сопровождается показом слайдов о жизни животного.

Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе «В мире профессий» Цель. Закрепить знания детей о разнообразных профессиях людей города и села, их названиях и роде деятельности. Воспитывать в детях уважение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие в старшей логопедической группе по познавательному развитию и ознакомлению с окружающим «Бородинский хлеб»
Опубликовано: 1 октября 2017 в 17:31
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД