Получи документы

Занятия по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе

Наталья Ильина
Занятия по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе

Занятие по формированию навыков звукового анализа и обучение грамоте в подготовительной группе «Петушок»

Тема. Звуки м, м. Буква м.

Цель

Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух;

Публикация «Занятия по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах

Задачи: Упражнять в подборе антонимов; учить понимать и правильно объяснять крылатые выражения; работать над предложением; познакомить с буквой м; развивать память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто придумает слова со звуками к, к’

II. Знакомство с новым материалом.

1. Логопед выставляет картинки: мак, компот, мухи, дома, мох, машина, мел, мельница, миска, мяч, помидор и др.

2. Дети отвечают на вопрос, какой звук чаще других звуков встречается во всех этих словах? (звуки м, м').

3. Артикуляция звука (губы сжаты и напряжены).

4. Характеристика звука (согласный, твердый, мягкий).

5. Речевая зарядка.

Словарный материал:

ма — мя ам — амь мо — мё ом — омь му — мю ум — умь мы — ми им — имь

6. Дидактическая игра «Кто больше?».

Дети перечисляют продукты, в названиях которых есть звуки м, м' {маргарин, масло, мясо, макароны, молоко, мука, манная крупа и др.).

7. Дидактическая игра «Камень— вата».

Педагог читает стихотворение. Дети поднимают синий кружок, если в последнем слове стихотворной строки услышат твердый согласный звук м, и поднимают зеленый кружок, если в последнем слове стихотворной строки услышат мягкий звук м.

На полу скребется мышка, Убежала в норку мышка, Спит в берлоге бурый мишка, Спать залег в берлогу мишка, Этот мишка очень мил, Мальчик мал, но очень мил. Только лапы он не мыл. Он водичкой руки мыл.

8. Дидактическая игра «Наоборот».

Словарный материал:

война — мир ссориться — мириться быстро — медленно твердый — мягкий глупый — умный большой — маленький

9. Знакомство с крылатыми выражениями:

а) медвежья услуга — услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность;

б) махнуть рукой — перестать обращать внимание на что-либо, перестать заниматься кем-либо или делать что-либо;

в) мутить воду — специально запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху во что-либо.

10. Составление предложений по опорным картинкам. Составление схем предложений.

III. Физкультминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы топаем ногами:

Топ-топ-топ.

Мы руки опускаем:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки разведем,

По кругу все пойдем.

IV. Знакомство с буквой.

1. Показ буквы.

2. Нахождение буквы в кассе букв.

3. «Из скольких элементов состоит буква?»

4. Выкладывание буквы из палочек.

5. Прорисовывание м в воздухе.

6. Печатание буквы.

V. Анализ слогов ом, ум, эм, им, ма, му, ми, мэ.

Синтез этих слогов (работа с кассой букв).

Чтение слогов.

VI. Подведение итога занятия.

Занятие по формированию навыков звукового анализа и обучение грамоте в подготовительной группе «Петушок»

Тема. Звук х. Буква х.

Цель

Закрепить навык различения и правильного произношения звука х в слогах, словах, фразах;

Задачи: Развивать фонематический слух; учить выделять звук л : в начале и в конце, слова; работать над предложением; познакомить с буквой х; развивать память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет первый звук в словах паук, ток, конфета, потолок, торт, палатка, карта, тапочки, полка, такси, каток, танк.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Логопед выставляет картинки: халат, хлеб, хомяк, халва, хлопушка, художник, хобот и др.

2. Спрашивает, какой звук чаще всего слышится в названиях картинок (звук х).

3. Уточняется артикуляция звука (теплая струя воздуха выдыхается).

30032. Характеристика звука (согласный, твердый, глухой).

4. Выделение звука х из ряда слогов : ка—то—ху—мы—по—ти—ха—мо—ху—ат—ик—ух—ок—ох—ым—ых.

5. Логопед произносит слова без последнего звука. Дети договаривают звук х и называют слово полностью.

Словарный материал:

пету. отды. мо. пасту. коню. пу. лопу. запа. сме. горо. шоро. стра.

6. Дидактическая игра «Замени первый звук в слове на звук Х».

Словарный материал:

салат — халат шрам — храм

голод — холод свалить — хвалить

сор — хор гудеть — худеть

год — ход Глеб — хлеб

7. Отгадывание предметов по описанию. Выделение звука в начале, середине и конце слова:

а) мягкий, душистый, вкусный, свежий, с хрустящей корочкой (хлеб);

б) мягкий, но не хлеб, пушистый, но не мех, белый, но не снег (пух);

в) с красным гребнем, зерно клюет, голосисто поет (петух,

г) маленькая, черная, по комнате летит, звонко жужжит (муха).

8. Дидактическая игра «Запомни и назови» (по картинкам).

9. Дети составляют предложения по опорным картинкам - Работа со схемой предложения.

III. Физкультминутка.

ГУ. Знакомство с буквой х.

1. Показ буквы.

2. Нахождение в кассе букв.

3. «Из скольких элементов состоит буква?»

4. Выкладывание буквы из палочек.

5. Прорисовывание в воздухе.

6. Печатание буквы.

7. Анализ и синтез слогов : ах, ух, их, эх, ох, ха, ху, хи, хэ, хо.

8. Печатание слогов в тетрадях.

V. Подведение итога занятия.

Занятие по формированию навыков звукового анализа и обучение грамоте в подготовительной группе «Петушок»

Тема. Звук о. Буква о.

Цель

Закрепить навыки четкого различения и произношения звука о в слогах, словах, фразах;

Задачи: Развивать фонематический слух, учить выделять звук в начале, середине и конце слова; работать над предложением; познакомить с понятием «предлог»; развивать память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет слова, начинающиеся на гласный звук. И. Знакомство с новым материалом.

1. Педагог выставляет картинки: окна, осы, Оля, облако, овощи. Задает вопросы:

— Какой звук повторяется во всех этих словах? (звук о).

— Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (со звуком о).

2. Артикуляция звука (губы вытянуты вперед, округлены).

3. Характеристика звука (гласный). Дети должны объяснить, почему о относится к гласным звукам.

4. Проговаривание звука хором и по одному.

5. Выделение звука о из ряда других гласных звуков :

а—у—о—и—э—о—ы—у—о—а—о.

6. а) упражнения на развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Запомни и назови»;

б) выделение звука в начале слова (работа по карточкам).

7. Дидактическая игра «Много—один».

Логопед называет несколько одинаковых предметов, а ребенок говорит название одного такого же предмета. Словарный материал:

кольца — кольцо сёдла — седло звенья — звено

зёрна — зерно крылья — крыло колеса — колесо

стёкла — стекло перья — перо

Педагог дает задание определить позицию звука о в слове (работа по карточкам) .

8. Дидактическая игра «Телефон».

Одному ребенку предлагается запомнить ряд из трех слов. Другой ребенок называет слово, в котором звук о находится в середине.

мул суп бук сок пух мол сын бок сук кол мал сон бак сом пас Работа по карточкам.

9. Работа над предложением:

а) логопед произносит ряд предложений, затем просит воспроизвести их по первому слову.

Оля лепит домик, У дома много пионов. Тома и Вова пили кофе. Около дома растет осина. В лесу много опят. Осенью собирают овощи;

б) составление схемы предложения: Оля лепит домик.

III. Физкультминутка.

IV. Знакомство с буквой о.

1. Педагог читает стихотворение.

В этой букве нет угла, До того она кругла,

Оттого она кругла. Покатиться бы могла.

2. Показ буквы.

3. Нахождение буквы в кассе.

4. Прорисовывание о в воздухе.

5. Печатание буквы о

V. Анализ и синтез слогов

VI. Чтение слогов.

VII. Печатание слогов в тетрадях.

VIII. Подведение итога занятия.

Публикации по теме:

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа. Дидактическая игра «Узнай слово»Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа. Дидактическая игра «Узнай слово» Цель. Развитие фонематического слуха. Закрепление навыка деления слов на слоги, умения определять количество слогов в словах, находить слова,.

Использование игровых приёмов для формирования навыков звукового анализа у учащихся младших классов с ОВЗ.Использование игровых приёмов для формирования навыков звукового анализа у учащихся младших классов с ОВЗ. Использование игровых приёмов для формирования навыков звукового анализа у учащихся младших классов с ОВЗ. Формирование навыков звукового.

Конспект НОД детей по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа «Звук [Д] и буква Д» Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа, чтения.

Конспект НОД по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа, чтения и письма «Звук [Х] и буква Х» Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа, чтения и письма.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [п] и буква п» " Звук и буква "П" 1. Организационный момент: • артикуляционная гимнастика • звукоподражания 2. Введение в тему: • Прилетел к нам, угадайте,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [р]-[р’]» Тема: Звуки Р, Р* Задачи: закрепление представления о букве Р и звуках (Р-Р*, умения различать звуки и буквы, согласные звуки по твердости.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Я» Цель: Обозначать правильно буквы Я звуками. Задачи: Формировать у детей понятие, что сочетание звуков [й а], слышится в начале слова и после.

Конспект занятия по развитию навыков звукового анализа «Таинственное послание» Конспект НОД Тема: «Таинственное послание» Образовательная: Познакомить детей с символами гласных звуков, совершенствовать навык звукового.

Развитие и формирование навыков звукового анализа и синтеза. Звуковой анализ слова – необходимое условие для полноценного обучения детей чтению и письму. На основе звукового анализа и синтеза дети.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Развитие навыков звукового анализа слов Чтение слов из пройденных букв-АУ, УА. Закрепление пройденного материала. ЦЕЛЬ: Формировать фонетико-фонематическую сторону речи. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятия по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе
Опубликовано: 19 декабря 2017 в 11:43
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД