Мария Хорьякова
Защитное слово концепции: «Развитие связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Есть народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех смыслах. Поэтому темой своей педагогической концепции я взяла : «Развитие связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности».
Еще древнегреческий драматург Еврипид говорил:
Зачем,
О смертные, мы всем другим наукам
Стараемся учиться так усердно,
Публикация «Защитное слово концепции: „Развитие связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
А речь, единую царицу мира,
Мы забываем? Вот кому служить
Должны мы все, за плату дорогую
Учителей сводя, чтоб, тайну слова
Познавши, убеждая - побеждать!
Считаю очень удачным то, что наш детский сад, в котором речевое направление развития детей является приоритетным, работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Комаровой, М. А. Васильевой, где овладение родным языком и развитие языковых способностей рассматриваются как стержень формирования личности дошкольника, который помогает решать задачи эстетического, нравственного воспитания.
К сожалению, в современном мире все чаще живое общение детям заменяют компьютер и телевидение, и эта тенденция растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Еще в январе 2012 года, работая с детьми 4-5 лет, я решила провести промежуточную диагностику, чтобы проанализировать и выявить, насколько эффективны выбранные мною методы и приемы реализации основной программы. В результате выявилось следующее: во всех образовательных областях, кроме «Коммуникации», прослеживалась положительная динамика, соответствующая возрасту воспитанников и задачам общеобразовательной программы. Речевые же навыки остались почти на том же уровне, что и в начале года. Особенно это касалось раздела «Связная речь». У 80% тестируемых развитие связной речи оставалось на низком уровне. Дети не могли составить описательный рассказ даже при помощи воспитателя. На вопросы не давали развернутых ответов, отвечали односложно.
Для подтверждения своих слов предлагаю вашему вниманию аудиозапись, сделанную в 2012 году. Детям было задано несколько вопросов. И вот что я услышала. (Аудиозапись)
Тогда я предположила, что помочь может театрализованная деятельность.
Таким образом, мною была выдвинута следующая цель: формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими, соответствующих возрастному периоду детей. Цель включает в себя ряд частных задач:
1. Воспитание звуковой культуры речи.
2. Развитие словаря.
3. Совершенствование грамматической правильности речи.
4. Развитие связной речи (диалогической и монологической).
Эти задачи замечательно перекликаются с задачами в образовательной области «Коммуникация» программы «От рождения до школы». Вы их видите на экране.
Для оптимального использования воздействия средств театрализации на развитие связной речи у дошкольников, я решила создать театральный кружок «Сядем рядком, поговорим ладком». Работу начала с систематизации материала по театрализованной деятельности, изучения отражения темы в рабочей программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Затем составила перспективный план работы для детей дошкольного возраста, а также начала проводить консультации и беседы с родителями по теме.
На экране вы видите разделы, которые включает в себя театральная деятельность.
Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
Таким образом, обратив внимание на результаты диагностики, считаю, что моя работа оказалась плодотворной, то есть выраженная мною гипотеза в начале замысла подтвердилась.
Слайд с Диаграммой.
А также в подтверждение своих слов предлагаю вашему вниманию запись, сделанную спустя 2 года. Тем же детям были заданы те же вопросы.
Считаю, что мои результаты были бы менее показательны при отсутствии помощи родителей. Именно они помогали создавать предметную среду, готовили декорации для театра, учили вместе с детьми пословицы, поговорки, роли.
Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала в совершенствовании уровня развития выбранной образовательной области. Особое внимание необходимо уделить детям с низким уровнем развития связной речи. А также, учитывая, что дети моей группы преддошкольного возраста, хотелось бы создать мини-фильм на основе ответов детей: «До свидания, детский сад!»