Получи документы

Заучивание наизусть стихотворения «Шинель» Е. Благининой с использованием символической аналогии и элементов ТРИЗ

Ирина Михайловна Смирнова
Заучивание наизусть стихотворения «Шинель» Е. Благининой с использованием символической аналогии и элементов ТРИЗ

Занятие по речевому развитию в подготовительной группе

Заучивание наизусть стихотворения «Шинель» Е. Благининой с использованием символической аналогии и элементов ТРИЗ

Цель: Практиковать занятия с использованием знаковой системы и элементов ТРИЗ.

Задачи:

- Обучающая: Способствовать формированию знаний об отдельных видах военного обмундирования советского солдата.

- Развивающая: Развивать такие психические процессы как

чувства, любовь к Родине, уважение к защитникам отечества. речь, мышление, память.

Публикация «Заучивание наизусть стихотворения „Шинель“ Е, Благининой с использованием символической аналогии и элементов ТРИЗ» размещена в разделах

- Воспитательная: Воспитывать нравственно – патриотические

Словарная работа:

Активный словарь: ушанка, кирзовые сапоги, униформа.

Пассивный словарь: портянки, сукно, танк, валенки, шаровары.

Интеграция областей:

• Речевое развитие

• Познавательное развитие

• Физическое развитие

Материал: карточки – символы к стихотворению «Шинель» Е. Благининой; картинки с изображением отдельных видов военной одежды и обуви солдат в ВОВ; детали игр «Одень солдата», «Кто быстрее соберёт танк», «Пентамино».

Ход

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку

Смелым, сильным должен быть

Крепко Родину любить.

Друзьям помогать,

От врагов защищать

(солдат)

Воспитатель: Правильно, солдат. А каким бывает солдат, покажет нам пальчиковая гимнастика.

На горах высоких, (пальцы обеих рук соединяются и поднимаются вверх)

На степном просторе (руки с соединёнными пальцами располагаются ладонями вниз)

Охраняет нашу

Родину солдат. (два расставленных пальца одной руки стоят на другой руке)

Он взлетает в небо, (пальцы изображают взмывающий ввысь самолёт)

Он уходит в море, (соединённые пальцы опускаются вниз)

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад (пальцы одной руки барабанят по ладони другой)

Воспитатель: Ребята, какая военная одежда спасает от дождя и снегопада?

Дети: Сапоги, шапка.

Воспитатель: Солдатские сапоги называются кирзовые, шапка называется ушанка. Повторите (привлекает малоактивных детей). А ещё солдаты носили шинель. Подойдите к доске и обратите внимание на картинки с изображением шинели.

Воспитатель: Что такое шинель?

(если дети не знают, воспитатель рассказывает, что шинель – это форменная одежда военнослужащих).

Воспитатель: В годы Великой отечественной войны солдатскую шинель шили из специального сукна, и к концу войны стали появляться не только серые, но и шинели коричневого цвета и цвета хаки. Зимой офицеры и солдаты носили шинель из коричневато-серого сукна. Сукно это тёплая, шерстяная, ворсистая ткань. Офицерские шинели были лучше качеством, чем солдатские, но имели тот же покрой.

Ещё солдаты носили телогрейки, ватные шаровары (широкие штаны) и шапки-ушанки на синтетическом, искусственном меху. Войска, сражавшиеся на севере, одевались в специальную северную униформу. Как вы думаете, что такое униформа? Да, это одежда военнослужащих. Повторите. Ушанки для солдат, воевавших на севере, шили из настоящего меха – собаки или лисицы.

Но многие солдаты так и не получили зимней униформы и солдаты мерзли в шинелях. Наша Армия широко использовала гражданскую одежду, особенно зимой. Так, зимой многие солдаты носили валенки. Что такое валенки? (Это тёплые мягкие сапоги, изготовленные из овечьей шерсти). Но раздобыть валенки удавалось далеко не всем, поэтому, даже зимой, большая часть личного состава нашей Армии продолжала носить кирзовые сапоги. Было ли зимой тепло в кирзовых сапогах?

Дети: Нет.

Воспитатель: Кирзовые сапоги были достаточно свободны, поэтому их утепляли портянками и газетами. И тогда их можно было носить зимой. В некоторых частях солдатам выдавали валенки с галошами, что было особенно кстати в осеннюю и весеннюю распутицу.

Советские солдаты не носили носков - только портянки. Это кусок тёплой и прочной ткани, который обматывался вокруг ноги и использовался вместо носка. Посмотрите на изображение портянки. Носки же носили только офицеры.

Игра «Что какое» Воспитатель называет слово, а дети дают определения к данному слову.

Воспитатель: Шинель

Дети: Длинная, тёплая, серая, тяжёлая, старая.

Воспитатель: Валенки

Дети: Мягкие, шерстяные, тёплые, лёгкие, сырые.

Дидактическая игра «Одень солдата»

Цель: Закрепить знания детей о военном обмундировании солдат.

Описание игры: На доске находится кукла – солдат. Дети, по очереди, подходят к доске, выбирают тот или иной предмет одежды солдата, называют его и одевают куклу.

Воспитатель: Ребята, в годы войны шинель была необходима солдату. Как вы думаете, почему?

Дети: Она спасала от дождя, холода, ветра.

Воспитатель: Шинели были длинными и тёплыми. А ещё шинелью можно было укрываться вместо одеяла или подкладывать её под голову вместо подушки. А если разложить шинель и закатать в неё вещи, то она могла служить вещмешком.

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру «Перечисли предметы на картинке» (военная одежда, военная техника)

Воспитатель: Какие виды военной техники вы знаете?

Дети: Танк, самолет, военный корабль, подводная лодка.

Воспитатель: Ребята, во время войны сражались с врагами танкисты, лётчики, моряки. И военная техника помогала. Кто знает, что такое танк? Если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает. Танк – это бронированная самодвижущаяся машина на гусеничном ходу. Давайте поиграем в игру «Части целое». Я называю слово, а вы называете части, из которых оно состоит.

Воспитатель: Танк

Дети: Броневой корпус, пушка, двигатель, люк, гусеницы с колесами, броневая башня

Воспитатель: Наши солдаты не только хорошо управляли военной техникой, но и умели её ремонтировать.

Физкультминутка - эстафета «Кто быстрее соберёт танк» (Мальчики делятся на 2 команды и по сигналу воспитателя берут по одной детали, из которых состоит танк и выкладывают его на коврике)

Воспитатель: А теперь, отдохните и мы снова вернёмся к шинели. Шинель долго служила солдатам не только во время войны, но и в мирное время, в Армии. И за это солдаты очень её любили и берегли. Есть даже стихи, посвящённые шинели. Елена Благинина написала стихотворение, которое называется «Шинель». Вот послушайте.

Чтение стихотворения воспитателем

«Шинель»

Почему ты шинель бережешь? -

Я у папы спросила. -

Почему не порвешь, не сожжешь? -

Я у папы спросила.

Ведь она и грязна, и стара,

Приглядись-ка получше,

На спине вон какая дыра,

Приглядись-ка получше!

Потому я ее берегу, -

Отвечает мне папа, -

Потому не порву, не сожгу, -

Отвечает мне папа. -

Потому мне она дорога,

Что вот в этой шинели

Мы ходили, дружок, на врага

И его одолели!

(Е. Благинина)

Воспитатель: А сейчас я ещё раз прочту вам стихотворение, а помогут мне карточки – символы

(выставляет символы по ходу чтения стихотворения). Ребята заранее придумывают, как можно

символом обозначить слово «не порву», «берегу»

Воспитатель: А кто из вас хочет рассказать стихотворение? (опрос 2 – 3 детей). Первый ребёнок

читает стихотворение, используя символическую аналогию. Последующие дети убирают карточку,

две, или три карточки, без которых они могут рассказать стихотворение.

Воспитатель: А сейчас подойдите к столам, встаньте на гороховые коврики и выложите машину

«ЗИЛ», на которой наш солдат приехал домой с войны.

Игра «Пентамино» (ЗИЛ) (см. Е. А. Юзбекова «Ступеньки творчества» М. ,2006)

Цель: Развивать творческие способности, логическое и пространственное мышление; учить

сравнивать, анализировать сделанные ходы, планировать следующие ходы, объединять разрозненные

детали в целое.

Воспитатель: Каким был хозяин этой шинели на войне?

Дети: Храбрый, смелый, сильный, здоровый. Не боялся трудностей и любил свою Родину.

Воспитатель: Он был бесстрашный. Молодцы. Ребята, есть такая пословица: «За край родной иди

бесстрашно в бой». Повторите.

Воспитатель: На занятии было одно очень интересное задание. Какое?

А ещё было одно трудное задание. Какое? А было очень легкое, веселое задание. Кому вы хотите рассказать стихотворение?

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по заучиванию стихотворения Е. Благининой «Паровоз» во второй младшей группе Конспект НОД детей второй младшей группы Формирование связной речи у детей младшего дошкольного возраста путем интеграции ОО «Художественно.

Конспект интегрированной НОД «Заучивание стихотворения Е. Благининой «Шинель» Программное содержание. Формировать умение внимательно слушать стихотворение, запоминать и выразительно читать его, приобщить детей к поэтическому.

Конспект НОД детей средней группы «Заучивание стихотворения Я. Акима «Первый снег» с использованием мнемотехники»Конспект НОД детей средней группы «Заучивание стихотворения Я. Акима «Первый снег» с использованием мнемотехники» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». Цель: вызвать интерес.

Конспект НОД в старшей группе «Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» с использованием мнемотаблиц» Цель: 1) сформировать умение заучивать стихотворения с помощью мнемотаблиц. 2) сформировать умение детей эмоционально воспринимать стихотворение;.

Конспект занятия «День рождения». Развитие речи с использованием элементов ТРИЗ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №191 Отдела по образованию Железнодорожного района.

Конспект занятия по худ. литературе «Заучивание стихотворения Е. Благининой «Огонек»» во второй младшей группе Технологическая карта организованной учебной деятельностиОбразовательная область: Социум Раздел: Художественная литература Тема: Заучивание.

Конспект занятия «Познаю мир» с использованием элементов ТРИЗ и РТВ в возрастной подгруппе детей 5–7 лет Тема:"Познаю мир". Цель: научить ребёнка мыслить системно с помощью схемы талантливого мышления «шестиэкранка» с использованием элементов.

Конспект занятия по математике с использованием элементов ТРИЗ «Путешествие по стране размеров» Цель: сравнение по размеру. Развитие воображения. Задачи: использовать простой приём фантазирования «Дюймовочка- Великан». Решать сказочные.

Стихотворение «Зайчик». А. Блок. Заучивание наизусть и рисованиеСтихотворение «Зайчик». А. Блок. Заучивание наизусть и рисование Осень! Удивительное время года! Оно радует нас своей щедростью, незабываемой красотой окружающей природы, вдохновляет и вдохновляло художников.

Образовательная деятельность с использованием элементов ТРИЗ «Дикие животные» (старшая разновозрастная группа) Цели: закрепить знания детей о диких животных (строение, повадки, пища, жильё).Развивать умение детей определять основание под построение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Заучивание наизусть стихотворения «Шинель» Е. Благининой с использованием символической аналогии и элементов ТРИЗ
Опубликовано: 26 февраля 2016 в 21:11
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД