Елена Владимировна Нор
Образовательная деятельность в подготовительной группе «Заветы предков сохраним»
▼ Скачать + Заказать документы
МУЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 25
СТАНИЦЫ КРЫЛОВСКОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН.
Образовательная деятельность в подготовительной группе
«Заветы предков сохраним»
Воспитатель: Е. В. Нор
2016 год
Публикация «Образовательная деятельность в подготовительной группе „Заветы предков сохраним“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Программные задачи: познакомить детей с историей родной станицы Крыловской; с традициями и обычаями казаков; продолжать знакомить с творчеством местных поэтов Л. Д. Мирошничено, Л. А. Михайлюк; воспитывать любовь к малой Родине, уважение и почитание старших.
Используемый материал: историко – документальное повествование «Крыловская на Челбасе» В. Тёр, материалы и фото из крыловского музея, сборник стихов А. Д. Мирошниченко «Ковш воды».
Воспитатель: Люблю тебя, станица,
Ты самая родная.
Знакомые все лица.
Ведь это – Крыловская!
Здесь воздух чистый самый,
Поля – не видно края.
Цветы, то любит мама,
Всё это – Крыловская.
Не верь, что где то лучше,
Ведь даже птичья стая
Летит к нам из – за тучи,
Курлыча: «Крыловская!»
История станицы казаками начата
Листала жизнь страницы
Всё было, всем богаты.
Был мир, и были войны,
Казаки шли в солдаты,
Что б всем жилось спокойно.
Что б солнцу были рады.
Пусть мы с тобой другие,
Но всё ж Кубани внуки,
Жить тоже надо в мире,
Без горя, и без скуки.
Всегда пусть солнце светит,
И каждый пусть узнает,
Что лучше всех на свете
Станица Крыловская!
Л. А. Михайлюк
Ребята, это стихотворение написала воспитатель нашего детского сада Людмила Александровна Михайлюк. А о чём говорится в этом стихотворении?
Дети: О нашей станице Крыловской.
Воспитатель: А вы хотите узнать, как образовалась наша любимая станица?
Дети:
Воспитатель: Очень, очень много лет назад, ещё в 1794 году приехали на Кубань казаки из далёкого Преднестровского города Крылёва.
Слайд № 2.
Прибыло их всего 439 человек, из них 62 были семейными.
Слайд № 3, 4.
Уж сильно понравилось им место у реки Челбас. А старались селиться у реки потому, что где вода – там и жизнь. Расселились казаки, кто семейно, а кто и поодиночке и образовали Крыловской курень.
Слайд № 5.
Люди обустраивали жилища, обзаводились семьями и жили. Отсюда и пошла наша станица Крыловская.
Слайд № 6.
Часть строевых казаков несли охранную службу,
Слайд № 7.
а семейные и хозяйственные казаки занимались разными ремё слами: кузнецким делом,
Слайд № 8.
гончарным,
кожевенным,
Слайд № 9.
сельским хозяйством.
Слайд № 11.
В казачьих семьях главой семьи был казак. Он работал в поле, добывал пищу для семьи, самое главное - охранял границу от врагов. Казак – это значит вольный человек, удалой.
Слайд № 12, 13.
Жена казака называлась - казачка. Основной задачей казачек являлась работа по дому,
Слайд № 14,
содержание хозяйства, воспитание детей.
Слайд № 15.
Жена должна была быть во всем покорной своему мужу, а тот, в свою очередь, привозил ей гостинцы из дальних стран.
Слайд № 16.
Детей казаки к труду приучали с детства, уделяя трудовому воспитанию особое внимание.
Слайд №17.
Авторитет старших в семье был непререкаемым. Ослушание родителей строго наказывалось. Известно, что в казачьих общинах господствовал культ семьи. Авторитет родителей в казачьих семьях был чрезвычайно велик. Родители стремились воспитать в детях честность, смелость, уважительное отношение к старшим, любовь к Отечеству.
Казачья семья и казачье общество являлись основой для формирования подрастающего поколения.
Слайд № 18.
Предки казаков считали, что казачат необходимо воспитывать с самого раннего детства. Детям постоянно внушались идеалы строгой доброты и послушания, совестливости, справедливости, прилежания к труду.
Слайд № 19.
В этот период мужчины следили за тем, как формируется казачонок. Женщинам всё меньше позволяли сюсюкаться с ним: «Не портьте, бабы, казака!» Если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плач, ты же казак, а казак не плачет!» И тогда в казачонке постепенно складывалось убеждение, что то, о чём поют и что говорят старшие, то они и делают, такие же поступки и совершают. Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечению сорока дней после того, как мать возвращалась домой отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану - воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять. Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время. Эти упражнения развивали меткость в стрельбе, многие из казаков могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, зажатую между пальцев.
Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.
Слайд № 20.
Воспитатель:
О казачестве всегда
Слава по Руси плыла.
На Дону и на Кубани
Казаки поныне славят
Свою волю, власть народа.
Соблюдают очень строго
Десять заповедей святых.
Изучи, дружочек, их.
И сейчас я хочу познакомить вас с 10 заповедями казаков.
1й ребё нок:
Честь и имя казака
В жизни главные всегда.
С детства честью дорожи
И достоинство держи.
Коль не прав, так признавай,
Злобу в сердце не пускай.
Не завидуй и не льсти,
С высока всех не учи.
Над гордынею борись -
Если надо, то смирись.
Стойким будь везде, всегда.
Пусть открытая душа
Добродушием слывет.
Так казак всегда живет!
2й ребё нок:
Есть у каждого права -
«Нет ни князя, ни раба».
Все равны в своих правах,
Но ответственны в делах.
Все, что принято на Сборе
Почитай своим законом.
Каждый вправе выбирать,
За других голосовать.
Если этого заслужит,
Атаманом может стать.
Каждый вправе говорить.
Только если строй стоит,
Командир имеет право
Слова лишнего лишить.
3й ребё нок:
По делам лишь одного
О казачестве всего
Судит весь честной народ.
Так что помни наперед:
Честен будь при казаках,
Чист в поступках и делах.
Не прельщат тебя корысть
И стяжательство. Борись
За других и за себя.
Не буянь и не ругайся,
Не кури и не болтайся,
Будь прилежным и опрятным
И спиртным не увлекайся.
Бедным всюду помогай,
Руку страждущим подай.
Будь примером всем всегда -
Вот в чем участь казака!
4й ребё нок:
Стойким будь, служи народу,
Охраняя мир, природу.
За Россию, честь свою
Жизнь не грех отдать в бою!
Не для собственной корысти
Службу в жизни выбирай,
А служение Отчизне
За казачий долг считай.
Не твори себе кумира -
А борись за справедливость!
Веру в Бога почитай
И Россию защищай.
5й ребё нок:
Слово дал – его держи,
Казачьим словом дорожи!
Помни, слово казака
Было верное всегда.
Лучше мудро промолчать,
Чем впустую обещать.
Ну, а если говоришь –
За собой всегда следишь.
6й ребё нок:
Старость всюду почитай,
Стариков не обижай.
Мудрость старых казаков
Выше сотни гордецов.
Слово старших почитая
Мы ошибок избегаем.
Пожилого казака
Почитай как за Отца,
Престарелую казачку
Своей Матерью считай.
7й ребё нок:
Память предков сохраняй,
По обычаям решай.
Если в чем-то есть сомненья
По обычаям народа
Лучше в жизни поступай.
Веры предков придержись,
За обычай свой держись.
8й ребё нок:
Если трудно – погибай,
Но товарища спасай!
В службе, в доме, на работе,
На рыбалке, на охоте
Другу всюду помогай,
Если надо – выручай!
9й ребё нок:
Век служи и век трудись –
Такова казачья жизнь!
Не гордись чужим добром,
А живи своим трудом.
Обеспечь свою семью,
Презирая лень свою.
10 ребё нок:
Береги свою семью,
Почитай свою родню.
Святыня брака – есть семья,
Нос совать суда нельзя.
Старших в доме почитай,
Младших ты не обижай.
Чти отца свою и мать,
И воспитывай ребят
В духе предков-стариков
И старейших казаков.
Защищай свою жену -
Береги свою семью!
Надо казаком родиться,
Чтоб весь век судьбой гордиться!
Когда казакам что-то нравится они кричат: «Любо!»
А вы, ребята, сумеете громко крикнуть? А, ну-ка, громче!
Воспитатель: Сейчас мы поиграем.
Игра «Любо, не любо»
Воспитатель:
При появлении старшего казаки встают, отдают честь, снимают шапку, кланяются.
Дети: «Любо»
Воспитатель:
А если при старших сидят, вступают без разрешения в разговор, а еще хуже говорят «плохие слова»
Дети: «Не любо»
Воспитатель:
Не пристойно обгонять старика, спросить разрешение пройти, при входе пропустить старшего.
Дети: «Любо»
Воспитатель:
Младший должен проявлять выдержку, не прикословить.
Дети: «Любо»
Воспитатель:
При спорах, раздорах, драках слово старшего – являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.
Дети: «Любо»
Воспитатель:
Если называли старшего «стары», «дед»
Дети: Не любо»
Воспитатель: «А если «батько», «батьки»
Дети: «Любо»
Воспитатель:
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи своего народа.
Воспитатель: Казаки - отцы и деды говорили своим детям и внукам:
«Каждый вечер вы должны уделять десять - пятнадцать минут, чтобы мысленно оценить прожитый день».
Слайд № 21.
Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. Это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок. Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое выражение: если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему говорили: «Не плачь, казак, атаманом будешь!»
А когда военные походы заканчивались, то казаки вместе с атаманом возвращались в свои семьи, в свой родной хутор или станицу. Казаки возвращались к обычной мирной жизни.
Слайд № 22.
Любили казаки и отдыхать после тяжёлой работы и ратных боёв.
Часто устраивали ярмарки, посиделки, где пели казачьи песни, играли в игры, соревновались в удали и смелости. Наравне со взрослыми веселилась и детвора. А какие кубанские игры. Ребята, вы знаете?
Дети: «Кубанка», «Стадо», «Тополёк», «Казаки – разбойники», «Не займай», «Брыль», «Горшки», «Золотые ворота».
Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в кубанские игры.
(Дети играют в игры по выбору)
Если для игры нужен водящий, его выбирают считалкой.
Воспитатель: Ребята, давно у нас уже у всех большие красивые дома, в доме есть много электрических приборов в помощь на кухне и для жизни, но что бы увидеть, как жили наши предки – казаки можно не только в нашем станичном музее, но и поехать с родителями туда, где впервые высадились казаки на кубанской земле – это Тамань. А станица, где воссоздали жизнь и быт казаков называется Атамань.
Слайд № 23.
Там вы увидите, как жили казаки, чем они занимались, как отдыхали. Я была там на экскурсии и мне очень понравилось. Особенно курень нашего Ленинградского района. Он самый красивый.
Слайд № 24, 25.
Зеленеют степные курганы,
Охраняя казачий покой.
Словно капельки крови тюльпаны
Заалели над тихой рекой.
Край мой песенный, хлебный казачий,
Краснодарский мой край дорогой!
Здесь в полях по утрам зори плачут,
Умываясь степною росой.
А в Крыловке вишнёвые зори,
Серебрится над речкой луна.
Только помнят степные просторы:
Взрыв снарядов и ярость огня.
Вновь в Крыловке сады расцветают,
Пахнет мятой над нашей рекой.
Ветер, нежно колосья, качая,
Пробежится над нивой волной.
Леонид Мирошниченко
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним о чём мы с вами сегодня говорили?
Дети:
Воспитатель: А что нового вы узнали сегодня?
Дети: