Александра Ивановна Климушкина
Проект «Здесь мы живем. Улицы моего города»
▼ Скачать + Заказать документы
«Моя Самара, город мой любимый,
Все время восторгаюсь я тобой,
Ты для меня, как жизнь, необходима.
Ты стала для меня моей судьбой.
Пройдешь по нашей улице центральной,
Где цирк, театр и церкви – нет цены,
Культурный волжский город театральный,
Нет больших площадей у всей страны.»
Введение.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа.
Публикация «Проект „Здесь мы живем, Улицы моего города“» размещена в разделах
Любовь детей к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живёт, к детскому саду.
Преданность, ответственность и гордость за свою Родину начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своей малой Родины.
При ознакомлении дошкольников с родным городом важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре родного города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям города Самара.
Проведя консультации с родителями, беседы с детьми, посещающих наш детский сад, мы выяснили, что многие взрослые, имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому в дошкольном возрасте мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Самарой. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом. Исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат.
Проект рассчитан на 2013-2014 учебный год для детей второй младшей группы.
Цель: воспитание у детей любови к Родине, родному краю, городу и формирование чувства гордости к малой Родине.
Целевая группа проекта – дети второй младшей группы возраста (3-4 лет) и их родители.
Задачи.
1. Развитие познавательной деятельности.
2. Развитие коммуникативных навыков и умений детей.
3. Воспитание любви и чувства гордости к Родине.
4. Развитие творческих способностей, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
5. Обогащение словарного запаса ребят.
Прогнозируемый результат.
1. Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
2. Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
3. Формирование и обогащение словарного запаса детей.
Критерии.
1. Диагностика уровня знаний и представлений детей о родном городе.
2. Анкета для родителей воспитанников.
Реализация проекта позволит повысить компетентность родителей, детей и педагогов в вопросах истории, культуры города Самара, поможет сформировать любовь к родному городу, уважение к близким и окружающим нас людей, чувство гордости от осознания себя самарцем. Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Стратегия и механизм достижения поставленных целей.
Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.
I этап – подготовительный, включает в себя:
1) анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, культуре и достопримечательностей.
2) повышение компетентности педагогов по заявленной проблеме воспитанников и анализ полученных результатов с целью выявления актуальности и востребованности знаний и представлений о родном городе.
Для изучения уровня родительской компетентности по данному вопросу, была составлена анкета, вопросы которой раскрывали не только уровень знаний о родном городе, но и отношение к патриотическому воспитанию детей. Уровень знаний и представлений о городе Самара у родителей оказался на достаточном уровне. Но, тем не менее, многие родители отметили необходимость воспитания у детей любви к родному городу, уважения к его жителям.
В качестве мотивации и развития познавательной и исследовательской деятельности ребят второй младшей группы были подготовлены иллюстрации улиц Ленинского района и их достопримечательностей.
II этап – основной, включает в себя:
1) еженедельные занятия с детьми в соответствии с перспективным планом программы Васильевой М. А. ,
2) открытые мероприятия с семьями воспитанников,
3) пополнение развивающей среды,
4) выставки детских работ, семейных коллекций,
5) создание фотовыставки «Улицы моего города».
Для закрепления знаний детей, формирования и поддержки познавательного интереса, повышения родительской компетентности по истории и культуре родного города ежемесячно проводятся совместные мероприятия с родителями воспитанников или межгрупповые мероприятия. Это может быть игра-путешествие, интеллектуальные игры, экскурсии по ДОУ и пр.
В ДОУ традиционно проходят выставки детского творчества:
• «Моя родная улица»,
• «Осень золотая»,
• «Моя любимая Джесика» (собака – домашнее животное).
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.
№ п. /п. Мероприятие Форма работы Месяц
1. Просмотр открыток, картин из серии «Любимый город». Дать представление детям о любимом городе Сентябрь
2. Рассказ «Символика Самары» Дать детям элементарные представления о происхождении герба, флага. Воспитывать уважительное отношение к символам города Самары. Октябрь
3. Развивающее занятие
«Мой родной район» Обогатить знания детей о географическом положении Ленинского района
Развивать логическое мышление, внимание, речь. Ноябрь
4. Викторина «Улицы моего района» Продолжать формировать элементарные представления детей, что находится на моих улицах. Воспитывать эстетическое чувство к достопримечательностям города Декабрь
5. Познавательное занятие
«Праздничная Самара» Уточнить знания детей о новогоднем празднике;
продолжать формировать правила поведения в общественных местах;
упражнять в составлении описательных загадок про елку Январь
6. Открытое занятие для родителей «Я люблю свой родной город» Фотовыставка «Моя Самара», выставка детских рисунков, оформление альбома о родном крае. Подвести итог проекта «Здесь мы живем, улицы моего города». Февраль
Предлагаю посмотреть некоторые страницы из альбома о родном крае.
Страница глазами детей:
Рисунок «На набережной»
Рисунок «Салют»
Аппликация «Дома на нашей улице»
Рисунок «Детские сады в будущем»
Достопримечательности Ленинского района
Дом Правительства Самарской области на площади Славы
Современная набережная
Музей им. Алабина
Храм-памятник на площади Славы во имя Георгия Победоносца
Площадь Славы
III – Заключительный этап.
Дошкольное детство – время становления личности. Осознавая свое «я», ребенок начинает самоутверждаться, стремится воздействовать на ситуацию, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.
Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, краю, к своему народу. Чувство патриотизма, любовь к родному городу не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – родственники, дом, город, родные места.
Таким образом, цель нашего проекта достигнута, задачи нашли практическую реализацию. Вместе с тем, данный проект не решает всех проблем развития патриотических чувств у детей второй младшей группы. Нами планируется дальнейшее развитие патриотических чувств у детей.
Литература:
1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром». – 29 с.
2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М. : «Издательство Скрипторий 2003» 2010. - 104 с.
3. Занятие по патриотическому воспитанию в детском саду. Под ред. Л. А. Кондрыкинской М., 2010
4. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 3-4 лет». – 33 с.
5. Ленинскому району – 80 лет! 2013
6. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». – 20 с.
7. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М., 2009
8. Программа воспитания и обучения в детском саду Васильевой М. А., 1987
9. Ривина Е. К. Государственная символика России. – М., 2006.- 89 с.
10. Шорыгина Т. А. Наша Родина-Россия. Методическое пособие. - М. :ТЦ Сфера, 2011.- 96с. (Детям о самом важном)
11. www.ivalex.vistcom.ru