Людмила Соколова
Здоровьесберегающая технология. Гимнастика для глаз «Рисуем глазами»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира «Детский сад №77»
Здоровьесберегающая технология
Гимнастика для глаз «Рисуем глазами»
Подготовила: инструктор по физической культуре первой квалификационной категории
Соколова Людмила Фёдоров
Публикация «Здоровьесберегающая технология, Гимнастика для глаз „Рисуем глазами“» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
Одной из важнейших теоретических и практических проблем
физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ является внедрение и использование в процесс физического развития детей инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников
Постоянно растущее число болеющих детей поставило передо мной задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях ДОУ и семьи.
Формами такой работы стали здоровьесберегающие технологии: комплексы дыхательной гимнастики, точечного массажа, растяжки, телесные упражнения и дыхательные упражнения в виде игры, упражнения для мелкой моторики, упражнения на релаксацию, а также гимнастика для глаз.
Поскольку о здоровьесберегающих технологиях уже много известно, остановимся подробнее на гимнастике для глаз.
Острота проблемы состоит в том, что:
- показатели здоровья детей требуют принятие эффективных мер по улучшению их здоровья;
- многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических, интеллектуальных проблем. Эти технологии должны, в первую очередь, способствовать коррекции не только психомоторного, физического, речевого, эмоционального, но и общего психического развития детей дошкольного возраста, особенно психического развития.
Американский ученый врач-офтальмолог У. Бейтс исследовал причины ухудшения зрения. И им было доказано, что качество зрения напрямую зависит от психофизического состояния человека. Принято считать, что зрение ухудшается, потому что люди много читают или используют свои глаза в неблагоприятных условиях, но и несколько столетий назад условия для зрения были не лучше, а проблем со зрением было меньше. Не цивилизация, а психическое состояние и неправильное использование глаз является причиной их порчи. Многие люди, доживая до глубокой старости, сохраняют отличное зрение. Кроме того установлено, что состояние зрения у человека не постоянно, а меняется в зависимости от различных факторов, и в первую очередь, от состояния его психики. У некоторых людей без вмешательства медицины наблюдалось восстановление зрения до нормального уровня. Эти факты и другие факты рождают надежды у каждого из нас на восстановление зрения или на его улучшение. Доктор У. Бейтс, в ходе обследования десятков тысяч глаз, убедительно доказал, что болезни глаз связаны не с какими-то органическими изменениями в форме глазного яблока или в строении хрусталика, а с функциональным расстройством действия мышц, окружающих глазное яблоко, и, следовательно, могут быть устранены. Это научные факты, на которых основаны методы улучшения зрения. Следовательно, надо, в первую очередь, обратить внимание на психическое состояние детей и их всестороннее физическое развитие.
Гимнастика для глаз - это одна из здоровьесберегающих технологий, которыми пользуемся в работе с дошкольниками.
Цель работы в этом направлении:
- Определение значимости оздоровительной направленности гимнастики для глаз для ребенка;
-Освоение и последующее применение воспитателями, возможно и родителями, этой технологии, адаптированной для дошкольников в игровой форме.
Задачи:
-Развитие разносторонне развитой и здоровой личности, одним из аспектов которого является хорошее зрение;
-Профилактика 100% зрения;
-Укрепление и развитие уже частично потерянного зрения;
-Укрепление мышц глаз;
-Развитие восприятия формы и цвета;
-Развитие воображения и фантазии:
-Развитие внутреннего пространства;
-Развитие зрительной памяти.
Для этой работы разработано специальное пособие – это плакаты с яркими цветными картинками, сделанные в форме аппликации и рисунков.
Работа с этим пособием поможет в игровой, нескучной форме быть профилактической, а возможно и предупредительной в возникновении каких-либо проблем со зрением.
Практическая значимость такой гимнастики для глаз состоит в том, что это происходит в игровой форме, с яркими картинками, всего 5-10 минут в зависимости от возраста детей. Эмоциональный фон доброжелательный, дети могут говорить, сообщать то, что увидели, как получилось упражнение. Такая атмосфера на занятии способствует укреплению психофизического здоровья детей.
Как работать с плакатами?
- Исходя из того, какого возраста дети, выбираем плакат,
- Ставим его на мольберт;
-Рассматриваем, обговариваем;
-Ставится задача перед воспитанниками:
-либо воспринимаем всю картинку в целом, закрывая глаза и представляя ее, рассматривая внутри себя каждую деталь, запоминая это;
-либо обводим по контуру рисунка взглядом в одну сторону от 5 до 10
раз, потом в другую сторону.
Если картинка состоит из нескольких частей, то это делаем с каждой частью отдельно.
После каждого упражнения моргаем 5-10 раз для расслабления глазных мышц.
Мольберт с плакатами можно ставить на разное расстояние: ближе к детям и на другой конец зала для изменения угла зрения.
Плакат «Закрытая дверь» - очень интересен тем, что дает свободу воображению, фантазии. После его рассматривания можно с детьми поговорить о том, кто что увидел, представил, нафантазировал.
Для одного занятия можно брать от 3 до 5 плакатов. Больше не рекомендую, так как дети устают. А эта гимнастика должна проходить всего5-10 минут, легко и весело. В отличие от традиционных упражнений для глаз эта гимнастика больше подходит для дошкольников своей наглядностью, цветом, формой подачи. В этом состоит новизна этой гимнастики.
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем гимнастику для глаз «Рисуем глазами».
1 этап
Первый плакат - «Линии» рассматриваем. Водим глазами по линиям (10
раз). Моргаем глазами 5-8сек.
2 этап:
Рассматриваем первую картинку «Гриб». Запоминаем ее, закрываем глаза и представляем ее в цвете, отмечая каждую деталь. Затем, открыв глаза, обводим глазами ножку гриба в обе стороны по 5-10 раз, моргаем. Также со шляпкой.
3 этап:
Плакат «Елка». Состоит из треугольников. Обговариваем форму, цвет.
Обводим взглядом каждый треугольник 5-8 раз в одну сторону, моргаем, потом в другую сторону и моргаем.
4 этап:
Плакат «Снеговик». Состоит из цветных кругов. Проводим работу, как с
предыдущим плакатом.
Размер плакатов 15х23
Работа с данными плакатами:
- Плакат «Круги и линии диагональные и перпендикулярные», беря этот плакат в работу, лучше остановиться только на нем, т. к. работы с ним много, проводя глазами все эти линии по заданной схеме.
- Плакат «Робот». Этот плакат очень любят дети, они с удовольствием его копируют в движении. Работа глазами может происходить как по всему периметру робота, так и с отдельными его частями.
- Плакат «Закрытая дверь». Этот плакат дает много пространства для детской фантазии. Рекомендую начать с фразы: «Открывая эту дверь, мы попадаем в удивительный Мир…», а дальше дети начинают фантазировать, придумывать, мечтать. Такая работа развивает внутреннее пространство ребенка.
- Плакат «Точки». Его можно применять, не беря в работу плакат «Круги и диагонали». Плакат можно переворачивать разными сторонами, меняя угол зрения.
- Плакат «Грузовик». Работать по аналогии работы с плакатом «Робот».
- Плакат «Улитка». Очень полезен для круговых движений глаз, работа в обе стороны. Можно работать от точки и можно начинать от линии.
- Плакат «Круг». Вращательные движения глазами в обе стороны по 8-10 раз. Несколько подходов. В промежутках можно попросить детей подвигаться и покружиться на полу.
Буду рада, если данные методы вы будете творчески использовать в своей работе.
Литература:
У Бейтс - «зрение можно улучшить» врач-офтальмолог;
В. С. Базанов -«Про зрение» врач-офтальмолог.