Светлана Николаевна Сухарникова
Здоровьесберегающие и игровые технологии в процессе организации коррекционно-образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Представляю Вашему вниманию опыт работы на тему «Здоровьесберегающие и игровые технологии в процессе организации коррекционно-образовательной деятельности».
2 слайд. В отечественном дошкольном образовании традиционно большое внимание уделяется укреплению и охране здоровья детей. Это одна из важнейших задач специального (коррекционного) дошкольного образования, а также и нашего дошкольного образовательного учреждения, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, а именно с нарушением интеллектуального развития.
Публикация «Здоровьесберегающие и игровые технологии в процессе организации коррекционно-образовательной деятельности» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2017
3 слайд. Мы работаем по программе ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е. Екжановой, Е. Стребелевой, в которой выделен специальный раздел «Здоровье». Содержание данного раздела направлено на реализацию здоровьесберегающих технологий.
Работа в разделе «Здоровье» включает два основных аспекта: с одной стороны, создание условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников и формирования у них культурно-гигиенических навыков, с другой — формирование потребности быть здоровыми, вести здоровый образ жизни. Первый аспект работы касается всего периода нахождения ребенка в дошкольном учреждении, реализуется в процессе выполнения режимных моментов; второй — особенно значим для последнего года обучения ребенка в детском саду, поскольку именно на протяжении последнего года в программе выделяются специальные задачи для проведения с детьми «занятий здоровья».
«Занятия здоровья» проводятся с детьми в подготовительной к школе группе в совместной деятельности со взрослым в виде игр, заданий, упражнений, бесед 1 раз в неделю. Следует помнить, что в обучении детей с нарушением интеллектуального развития необходимо максимально использовать игровые приемы, а детям предлагать игровые задачи, при решении которых формируется обозначенный в программе навык. Например, допрыгать к домику Мышки-Норушки (игровая задача — «угостить мышку сыром», пройтись по дорожке из кубов с переступанием (игровая задача — переход по «камушкам через речку», речка обозначена условным символом — полоской голубой бумаги или голубым полотном).
Таким образом, здоровьесберегающие технологии, применяемые в процессе организации коррекционно-образовательной деятельности, мы сочетаем с игровыми технологиями.
На начальных этапах воспитательной работы в группе мы выявили, какие заболевания перенес ребенок в раннем возрасте, какие медицинские противопоказания и ограничения у него имеются, какие текущие медицинские назначения у него есть. У родителей выяснили, какие особенности питания и сна имеются у ребенка, какие из двигательных нагрузок для ребенка доступны и достаточны. Мы провели анкетирование, которое показало, что родители не всегда четко понимают, какие показатели составляют понятие «Здоровый образ жизни». Представление о факторах, влияющих на здоровье ребенка, одностороннее, в основном указывали правильное питание и прогулки. Несколько человек указали на экологическую обстановку и качество продуктов питания. Только 10% родителей ответили, что необходимо обеспечить ребенку дома, в семье и в ДОУ здоровый образ жизни в комплексе. 20% указали на необходимость закаливания. Однако, в качестве закаливающих процедур упоминали в основном прогулки на свежем воздухе и водные процедуры, что свидетельствует о недостаточности знаний о способах и методиках закаливания. 70% признают важность и приоритетную значимость физического развития в ДОУ и дома. На основании изученных данных мы начали работу по разделу «Здоровье».
4 слайд. Авторы программы Е. Екжанова, Е. Стребелева при планировании коррекционно-воспитательного воздействия рекомендуют ориентироваться на следующие тематические блоки (вы видите их на слайде, которые представляют собой целостные направления работы, реализуемые как на занятиях, так и в процессе организации детской жизнедеятельности.
Данные блоки в программе Е. Екжановой, Е. Стребелевой распределены на весь учебный год поквартально.
5 слайд. Работа, проводимая в направлении, названном «Путь к себе», призвана закрепить у детей образ «Я». Мы формируем у детей представление о человеке как о целостном разумном существе, у которого есть душа, тело, мысли, чувства, знакомим со строением тела человека, воспитываем потребность в соблюдении навыков гигиены в повседневной жизни.
В ходе работы по данному направлению проводим игры, задания и упражнения, используя зеркала, фотографии, иллюстрации, мультфильмы и презентации. Большую помощь оказывает тематический словарь в картинках «Я и мое тело». Автор Козлова С. А.
6 слайд. В содержании работы в направлении «Мир моих чувств и ощущений» знакомим детей с основными средствами познания мира — зрением, слухом, кожной и мышечной чувствительностью, обонянием, вкусовыми ощущениями. Путем практических упражнений дети постигают особенности этих ощущений, учатся им доверять и использовать в повседневной практике, фиксируют в речи свои ощущения.
Одним из важных направлений работы является овладение простейшими приемами охраны зрения и дыхания.
Мы обучаем детей пальмингу – упражнениям по снятию напряжений с глаз. Для этого детям предлагаем спокойно посидеть 7—10 минут, плотно закрыв глаза ладонями, поставив при этом локти на опору. На занятиях и режимных моментах предлагаем специальные задания, направленные на обучение приемам укрепления здоровья глаз, которые представлены на слайде в виде табличек. Необходимо выполнять упражнения, такие как: фокусированиевзгляда на носу, на точке между бровями, на левом плече, на правом плече (не поворачивая головы): слежение за полётом бабочки, пчелы»; прослеживание за выполнением взрослым «восьмёрок» и другие. Нумерация табличек условна. После того как дети выучат способ выполнения того или иного движения, задания можно предъявлять и в иной последовательности. Отметим, что на начальных этапах обучения показ выполнения данных движений глазами педагог должен сопровождать с тактильно-двигательным подкреплением. При этом траектория движения руки педагога повторяет выполняемые им движения глазами, а затем дети выполняют это движение самостоятельно.
7 слайд. Направление «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» призвано формировать представления детей о единстве человека и природы. Первоначально ознакомление с этим единством выражается в понимании дошкольниками значимости режима дня в обыденной жизни как проявления биоритмов природы. Дети знакомятся и с другими биоритмами — сезонными и суточными изменениями, учатся соотносить свое поведение и самочувствие с этими изменениями.
В дальнейшем Солнце, воздух и вода рассматриваются как факторы, оказывающие важнейшее влияние на жизнь и здоровье не только человека, но и всего живого на Земле. На прогулках и в ходе занятий детей знакомим с взаимосвязью Солнца и температуры воздуха, с правилами поведения на солнце, что особенно актуально в теплое время года. Таким образом, осуществляется профилактика перегревания.
Также у дошкольников формируем представления о возрасте людей. Дети узнают о зависимости от возраста деятельности человека. Начинают понимать, что самочувствие человека зависит от образа жизни и правильного отношения к своему здоровью.
8 слайд. Содержание работы в направлении «Движение — основа жизни» посвящено формированию у детей представлений о значении двигательной активности в жизни человека. Мы проводим различные формы работы, которые представлены на слайде. Следует отметить, что все они проводятся в игровой форме.
Игровая деятельность, в том числе и двигательная, доступна и интересна. Подражание животным, птицам и другим персонажам свойственно детям, содержание игр, сюжет и правила привлекают. Такая активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения. Сочетание здоровьесберегающих и игровых технологий- непременное условие для реализации задач по данному направлению.
9 слайд. Педагогическая работа, связанная с содержанием направления «Человек есть то, что он ест», посвящена формированию у детей представлений о полноценном, сбалансированном и здоровом питании. Дети знакомятся с полезными для здоровья человека продуктами. Они постигают в общих чертах особенности процесса пищеварения, культуры питания и поведения за столом.
Также в ходе работы по данному направлению формируем навыки ухода за своими зубами.
Большую помощь оказывает пособие Гуменюк Е. И., Слисенко Н. А. «Будь здоров. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Правильное питание.» В пособии представлены дидактические игры и игровые задания, а также наглядный материал, необходимый для их проведения. Главная задача представленных дидактических игр – рассказать детям в игровой форме о важности правильного питания, а также убедить их в том, что здоровое сбалансированное питание – это вкусно, полезно и весело! Пособие будет интересно педагогам и родителям!
10 слайд. В направлении «Советы доктора Айболита» мы знакомим детей со случаями и жизненными ситуациями, в которых необходимо обращение к врачу, рассказываем о случаях возникновения угрозы здоровью: это появление высокой температуры, сильного кашля, симптомов пищевого отравления, травма, боль в различных частях тела. У детей формируем представления о своих правильных действиях в проблемных жизненных ситуациях: вызов «Скорой помощи», обращение за помощью к другому человеку, необходимость сделать прививку или укол, лечение зубов, прием лекарства, полоскание горла и др.
11 слайд. Содержание работы в направлении «Здоровье — всему голова» предполагает закрепление у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Обсуждаются условия поддержания своего организма в активном, здоровом состоянии, формируются установки на порицание вредных привычек, наносящих урон здоровью и развитию организма.
Закрепляя навыки безопасного поведения на дорогах, во дворе, на пешеходных переходах, формируя представления о правильном поведении в экстремальных ситуациях: при встрече с чужим человеком, с незнакомым животным, во время пожара, наводнения, большого скопления людей, мы используем наглядный материал в виде плакатов, а также различные картинки и иллюстрации.
12 слайд. Работа по разделу «Здоровье» программы Е. Екжановой, Е. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» предполагает создание условий в течение всего периода пребывания детей в ДОУ. С этой целью в нашей группе создан уголок физкультуры и здоровья, который включает в себя различное оборудование для проведения физкультурно-оздоровительной работы, игры, пособия, иллюстративный материал, картотеки физкультминуток, пальчиковой гимнастики и другое.
13 слайд. Таким образом, вся деятельность по внедрению в практику обучения здоровьесберегающих технологий, по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и соответствующих навыков нацеливает специалистов дошкольного образовательного учреждения и членов семьи воспитанников на тесное сотрудничество в решении данных вопросов, на поиск эффективных методов и приемов работы.
Важно отметить, что содержание раздела «Здоровье» программы Е. Екжановой, Е. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», по нашему мнению, очень насыщено и перегружено информацией в некотором плане, например: формирования представлений о возможностях традиционного и нетрадиционного оздоровления и лечения организма, обучения приёмам элементарной медицинской помощи, знакомства воспитанников с местоположением основных органов и других. Поэтому выбор содержания для работы по данному разделу осуществляется нами по минимальному объему с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных особенностей, сложности и тяжести задержки (или нарушения) интеллектуального развития.
14 слайд. В заключении предлагаем список рекомендуемой литературы по разделу «Здоровье», где важное место занимают пособия и статьи авторов программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е. Екжановой, Е. Стребелевой.