Приложение МААМ

Здоровьесберегающие технологии в детском саду «По ступенькам к здоровью»

Лидия Никонова
Здоровьесберегающие технологии в детском саду «По ступенькам к здоровью»
▼ Скачать + Заказать документы

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

По ступенькам к здоровью

Автор: Никонова

Лидия Викторовна

Введение.

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в детском саду „По ступенькам к здоровью“» размещена в разделах

В современном обществе проблема сохранения здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Здоровье – это не только отсутствие заболеваний, но и гармоничное психическое развитие, высокая умственная и физическая работоспособность.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического развития.

Болезненные, отстающие в физическом развитии дети быстрее утомляются, у них неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает различные расстройства в организме.

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов, начиная от дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остаётся актуальной. Как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?

Главная цель здоровьесберегающих технологий – правильное, последовательное и гармоничное обучение детей, без ущерба для их здоровья.

Проблема.

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее время количество абсолютно здоровых детей снизилось и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания. В среднем, на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют отклонения в строении опорно – двигательного аппарата – нарушение осанки, плоскостопие, слабость мышц брюшного пресса, неравноместный мышечный тонус. В подавляющем большинстве дети страдают сниженным иммунитетом. Приведённые результаты указывают на социально – педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений.

Цель.

Обеспечить дошкольнику оптимальный уровень здоровья, вооружив его знаниями, умениями, навыками, необходимыми для ведения здорового образа жизни. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи.

1. Использование в работе с дошкольниками здоровьесберегающих технологий.

2. Формирование первоначальных основ здорового образа жизни и формирование привычки к здоровому образу жизни.

3. Обеспечение эмоционально – психологического комфорта, в соответствии с которым все виды и формы физкультурно – оздоровительной деятельности должны обеспечивать не только выполнение норм двигательной активности детей, но и создавать каждому ребёнку чувство уверенности в своих физических возможностях.

Здоровьесберегающие технологии – это палочка – выручалочка, которая помогает и детям, и мне, чтобы пребывание в детском саду было в радость.

В нашем дошкольном учреждении основа пирамиды здоровья детей – психологическое благополучие ребёнка. Эмоциональное благополучие для ребёнка, всё равно, что для ростка свет, тепло, влага, удобрение, почва. Чтобы нормально расти, ребёнку нужна любовь, уверенность в своих силах. Созданию эмоционально – психологического благополучия каждого ребёнка, а значит и группы в целом способствуют условия:

• Быстрая адаптация к условиям детского сада.

Перед тем, как принять ребёнка в группу, воспитатели знакомятся с родителями, беседуют о малыше, привыкание детей постепенное. Это может быть прогулка на 2 часа. Иногда родители присутствуют день – два с ребёнком в саду, чтобы наладить контакт ребёнка с воспитателем. Хорошо помогают адаптироваться игры «Кукла Катя пошла в садик», «Пришёл Мишка». Ребёнок отвлекается от грустного.

• Наличие семейных альбомов.

Семейные альбомы создают родители для детского сада. Мы рекомендуем делать их вместе с детьми: ничто так не объединяет, как общее дело. Дети с гордостью показывают фотографии близких людей, рассказывают о них. Время от времени у детей появляется потребность посмотреть свой альбом, и они становятся более уверенными в себе.

• Зональность развивающей среды.

Предметно – игровая среда организована таким образом, что каждый ребёнок имеет возможность заниматься любимым делом. Всё пространство в группе распределено на центры, которые доступны детям : игрушки, дидактический материал, книги, краски, бумагу. Дети могут уединиться за ширмой, чтобы полистать книгу, отдохнуть от коллектива. Целенаправленно организованная предметно – развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребёнка. Созданная эстетическая среда вызывает чувство радости, положительное отношение к детскому саду, желание посещать его.

• Разумная занятость детей в течение дня.

Распорядок дня имеет для ребёнка большое значение. В нашем детском саду всё сбалансировано. Никакой спешки, напряжения дети не чувствуют. В определённое время дети принимают еду, укладываются спать под чтение любимых сказок.

• Проведение «утра радостных встреч».

Каждый день мы стараемся сделать для ребёнка ярким, запоминающимся. Каждое утро для детей в детском саду – утро радостных встреч. Именно таким мы стараемся сделать его для малышей и родителей. Педагоги приветствуют детей, выражая радость по поводу их прихода. Затем рассказывают, как интересно они проведут сегодняшний день. В младшей группе всех ждё т сюрприз: новая игрушка, сценка из кукольного театра, поход в гости в другую группу. Проведение таких встреч помогают скрасить ребёнку разлуку с близкими и создаёт хорошее настроение на весь день.

Для снятия психического напряжения в течение дня проводим упражнения на релаксацию. Расслабляющие упражнения проводятся в конце занятия. Детям нравится фантазировать, лёжа на ковре с закрытыми глазами.

Другая ступень пирамиды здоровья – обеспечение физического здоровья, в которую входят: питание, закаливание, обучение движениям, создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Питание – одно из важных факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка. Поэтому качеству питания в нашем дошкольном учреждении уделяется повышенное внимание. Основными принципами организации питания являются:

• Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребёнка

• Сбалансированность в рационе всех пищевых веществ

• Максимальное разнообразие продуктов и блюд

• Режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приёма пищи.

Основными средствами закаливания детей в нашем дошкольном учреждении являются естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Общие закаливающие мероприятия:

• Правильный режим дня

• Рациональное питание

• Рациональная одежда

• Соответствующий воздушный и температурный режим в помещениях

• Дневной сон

• Регулярное проветривание помещений

• Ежедневные прогулки.

Специальные закаливающие процедуры:

• Воздушные ванны

• Гимнастика пробуждения

• Ходьба по массажным коврикам с целью профилактики плоскостопия

• Гигиеническое полоскание ротовой полости.

Систематическое закаливание способствует формированию у детского организма умения безболезненно переносить изменения окружающей среды. Закаливание повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.

Система физического воспитания в нашем дошкольном учреждении представляет комплекс средств, обеспечивающих физическое здоровье детей и обучение их различным движениям. Двигательные нагрузки в каждой возрастной группе: физкультурные занятия, гимнастики, досуги и развлечения, двигательная деятельность во время прогулок.

На занятиях ребёнок часто утомляется. Чтобы сбросить напряжение от занятий, я применяю физкультурные минутки в середине занятий, продолжительностью 2 – 3 минуты.

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение, и компьютер, и другие технические штучки. А отдыхают глазки ребёнка только во время сна, поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения.

Для малышей держать в руках карандаш или кисточку – большой труд. Они очень крепко сжимают пальчики, считая, что чем крепче они их держат, тем красивее у них получится. В итоге мелкие мышцы руки быстро устают и требуют расслабления. В этом случае может помочь пальчиковая гимнастика.

Следующая ступень пирамиды здоровья – ментальное здоровье. Это состояние благополучия, при котором человек может справляться с жизненными стрессами, плодотворно работать.

Основным показателем работы детского сада является состояние здоровья детей не только физического, но и нравственного. В воспитании ребёнка в традициях народа, сообщении ему основанных на духовно – нравственных воззрениях видениях жизни, большая роль отводится сказкам. В нашем детском саду есть кукольный театр. Для постановок спектаклей мы используем русские народные сказки. Тематика и содержание спектаклей имеют нравственную направленность. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность. В нашем детском саду оборудован стеллаж «Народное творчество России», оформлен альбом «Декоративно – прикладное искусство». Ведётся работа по созданию мини – музея «Народные промыслы».

Для того, чтобы дети росли нравственными, эмоционально – благополучными, мы, педагоги, работаем с родителями. С детских лет ребёнок должен осознавать себя личностью. Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи. От того, как правильно организуют режим дня, какое внимание уделяют родители здоровью ребёнка, зависит настроение, состояние физического комфорта.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни, нами разработана система мероприятий, к которым относятся:

• Родительские собрания

• Конференции

• Спортивные праздники

• Папки – передвижки

• Беседы, семейные клубы.

В нашем дошкольном учреждении существует семейный клуб «Здоровый ребёнок – счастье семьи», который охотно посещают родители.

Цель этих встреч:

• Пропаганда здорового образа жизни среди родителей

• Профилактика нарушений в детско – родительских отношениях

• Поддержка в родителях уверенности в том, что они могут компетентно заботиться о здоровье и развитии своего ребёнка.

Мы считаем, что здоровье ребёнка можно считать достигнутой нормой, если он:

• В физическом плане – умеет преодолевать усталость, действуя в оптимальном режиме

• В нравственном плане – честен, самокритичен

• В эмоциональном плане – уравновешен.

Заканчиваю словами С. Я. Маршака «Желаю вам цвести, расти, копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути – главнейшее условье».

Публикации по теме:

Мини-водопад своими руками для детского садаМини-водопад своими руками для детского сада воспитатель подготовительной гр. Т. А. Никонова. (автор "мини водопада"Инновации дизайна в детском саду. Для формирования знаний и представлений.

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУСовременные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Одно из приоритетных направлений выбранных нашим ДОУ - это охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в детском саду «По ступенькам к здоровью»
Опубликовано: 21 октября 2014 в 20:41
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии в детском саду «По ступенькам к здоровью»» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Никонова (УИ 255006) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД