Виктория Калинина
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
Усова В. Б.
МБДОУ «ДСКВ № 116»
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Работа в данном направлении ложится на плечи педагогов. На сколько современные педагоги готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровьесберегающих технологий? Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей? Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Их можно выделить в три подгруппы:
организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья участников образовательного процесса.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает наш детский сад, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
В своей работе я использую следующие формы организации:
физкультурные занятия
самостоятельная деятельность детей
подвижные игры
утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, артикуляционная)
двигательно-оздоровительные физкультминутки
физические упражнения после дневного сна
физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
физкультурные досуги и развлечения
спортивные праздники
оздоровительные процедуры в водной среде.
Все здоровьесберегающие технологии я разделяю на три группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
Стретчинг – это растяжка, специальная поза, предназначенная для увеличения и сохранения длины мышц. В игровом стретчинге я использую специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Занятия я провожу в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, в которую входят 10 упражнений на различные группы мышц. Дети изображают различных животных и выполняют упражнения в сопровождении определенных отрывков музыкальных произведений из классической и народной музыки.
Динамические паузы – это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки. Массаж лица, кистей рук (пшеном, рисом, массаж пальцев. Ритмические упражнения, игры в уголке валеологии (ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пуговицам, «классики» и т. д.). Паузы я использую во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления.
Ритмопластика — это движения, выполняемые под музыку, приносящие физическое и духовное здоровье, радость. Это работа над осанкой, крупной моторикой, над чувством ритма. Развивает изящество, грациозность движений, гибкость и физическую выносливость, тренируют вестибулярный аппарат, помогает слушать и понимать музыку, любить ее и запоминать.
Подвижные и спортивные игры – как часть занятий физической культурой, на прогулке, в групповой комнате. Игры я подбираю в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация – это снятие напряжения, расслабление, отдых. За основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению. Упражнения по релаксации я провожу для детей, начиная с 4-х лет, но при этом они должны быть в доступной игровой форме, в зависимости от состояния детей и целей. Использую спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
Гимнастика пальчиковая – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз – профилактика зрительных нарушений актуальная тема. Около 90% информации ребенок получает через органы зрения. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира так важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей. Гимнастика для глаз так же важна, как и общие физические упражнения. Под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, улучшается кровообращение, а это способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний. Гимнастику для глаз я использую ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.
Гимнастика дыхательная – используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Я обеспечиваю проветривание помещения, контролирую обязательную гигиену полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика – основной целью гимнастики является поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Комплекс гимнастики после дневного сна длится 10-15 минут, после чего дети переходят к водным процедурам.
Гимнастика, корригирующая и ортопедическая – в нашем детском саду используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни :
Занятия физической культурой – согласно программе проводятся 2-3 раза в неделю в музыкальном зале. Перед занятием я обеспечиваю хорошую проветриваемость помещения. Длительность занятия соответствует возрасту детей.
Игротреннинги и игротерапия – методика основана на системе игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и память, зрительное внимание и память, осязание, воображение и творческую фантазию. Занятия с детьми я провожу в виде сюжетно-ролевой игры или в форме тематической игры, в которую включены игры и упражнения на развитие у ребёнка сенсорных каналов. Занятие организую не заметно для ребенка, посредством включения в процесс игровой деятельности.
Занятия из серии «Здоровье» - в нашем детском саду проходят 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста и включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.
Самомассаж – используется в зависимости от поставленных целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
В утренние часы провожу точечный массаж строго по специальной методике. Использую наглядный материал (специальные модули). Объясняю детям о серьезности процедуры и как не нанести вред своему организму.
Коммуникативные игры – занятия выстраиваю по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
3. Коррекционные технологии :
Сказкотерапия – используется в нашем детском саду 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия проводят для психологической терапевтической и развивающей работы. Психогимнастика используется 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Занятия проводятся по специальным методикам.
Фонетическую ритмику я использую 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств