Марина Ханина
Здоровьесберегающие технологии в музыкально-творческой деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время оздоровление становится приоритетным направлением в работе ДОУ. На сегодняшний момент в ДОУ особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация образовательной деятельности, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребёнка. Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей и укрепление психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в музыкально-творческой деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Цель: организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивающая каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей,формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи: - развивать музыкальные и творческие способности дошкольников, используя здоровьесберегающие технологии, звуковую культуру речи, связную речь;
- повышать адаптивные возможности детского организма;
- формировать правильную осанку.
В своей практике я, являясь музыкальным руководителем, тоже применяю в музыкально-творческой деятельности здоровьесберегающие технологии,состоящие из комплексов специальных упражнений, а именно:
- дыхательная гимнастика;
- валеологические песенки-распевки;
- артикуляционная гимнастика;
- игровой массаж и самомассаж;
- пальчиковые игры;
- речевые игры;
- фонопедические упражнения;
- музыкотерапия;
- динамические игры;
- психогимнастические этюды и упражнения;
- релаксация
Подробнее мне бы хотелось остановиться на пальчиковых играх.
Психолог прошлого века М. Монтессори заметила связь между развитием
тонких движений рук и речью детей. Если с речью не всё в порядке, то в этом наверняка виновата мелкая моторика. Позже биологами было
установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Пальчиковые игры активизируют не только речь ребёнка, но и двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формирует образно-ассоциативное мышление. Синтез движения, речи и музыки радует детей и эффективно сказывается на их развитии.
Пальчиковые игры:
- развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную
чувствительность, а также речь, память, внимание, мимику;
- повышают общий уровень организации мышления ребёнка.
Пальчиковый театр:
- развивает воображение, мышление, память;
- формирует творческие способности ребёнка.
Пальчиковые игры можно поделить на группы:
- игры без пения, используя короткие стихотворения, р. н. песенки, потешки;
- игры с пением, либо музыкальным сопровождением;
- игры с предметами (карандаши, палочки, игрушки-пищалки у малышей);
- игры с нарисованными на кончиках пальцев человечков;
- игры с атрибутами (бумажные колпачки, перчатки, шарики)
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную.
К пассивной относится массаж кистей рук и упражнения с низким уровнем развития мелкой моторики.
Массаж пальцев «Грибы»
- Этот пальчик в лес пошёл, пальцы правой руки
Этот пальчик гриб нашёл, массируют пальцы левой,
Этот пальчик чистить стал, начиная с мизинца
Этот пальчик резать стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел!
Упражнение на развитие подвижности и гибкости рук
- Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Ребёнок зажимает карандаш большим и указательным пальцами правой руки.
Начинает его покачивать, имитируя движение маятника. То же самое
проделывает с левой рукой.
Игра на воображение «Нет, мы не палочки»
Раздаём детям по две деревянные палочки и спрашиваем, чем могут быть
эти палочки, что можно из них сделать, если пофантазировать?
Варианты могут быть такими, как, например, спицы, барабанные палочки,карандаши для рисования, рельсы и т. п. Для спиц могут быть такие слова «Раз, раз, раз, раз, это спицы у нас!»
Упражнение на развитие подвижности и гибкости рук «Замок»
На двери висит замок, руки сцеплены в замок
Кто его открыть бы смог?
Постучали… выполняют движения по тексту
Покрутили….
Потянули….
И открыли!
Особое внимание детей привлекают пальчиковые игры с атрибутикой.
Пальчиковая игра «Семейка огурцов» (используется перчатка)
- Погляди-ка в огород:
Огурцов семья растёт.
Это-мама-огурец,
Это-огурец-отец,
Рядом сними молодцы
Дед и баба-огурцы.
А вот этот славный внучек-
Шустрый маленький огурчик.
«Колобок»
Положите перед ребёнком три шарика (можно теннисные)
- Колобок, колобок,
Отчего ты одинок?
Тесто бабушка месила, ребёнок берёт шарик и
На один всего хватило! надевает его на палец
Нет, хватило теста ей!
Вот второй! Так веселей! второй шарик надевает на палец
Вот и третий колобок! третий надевает на палец
До чего румяный бок!
«Гномы»
На два больших пальца надеты колпачки гномов с бородками
Кипельман и Пипельман кулачки соприкасаются друг с другом,
Влезли на гору в туман. по-очереди кланяются и «лезут» в гору
Кипельман был гномиком, правый кулачок поворачивается к левому,
Пипельман был карликом. кланяется и наоборот
Долго так они сидели, поворачиваются к зрителям и качаются
Вдаль задумчиво глядели. вправо-влево
А потом среди жары большие пальцы прячут в кулачки
Влезли в глубину норы.
Там теперь они сидят, внутри ладошки осторожно двигают
Тихо носиком сопят. колпачками, похрапывают
Хало-хало! А вот и мы! вылезают, показываются зрителям
Придумала многофункциональное пособие и назвала его «Шуршунчики».«Шуршунчики»-это небольшие полотняные мешочки, наполненные крахмалом. Наполнителем могут быть мелкие предметы из различных по качеству материалов, крупа, семена, песок и т. п. Шумовые сопровождения могут быть к небольшим рассказам, стихам, потешкам. При нажатии мешочков пальцами издаётся своеобразный звук- «хруст». Можно озвучить знакомое стихотворение «Шёл по лесу дед Мороз».
- Шёл по лесу дед Мороз,
Мимо клёнов и берёз,
Мимо просек, мимо пней,
Шёл по лесу восемь дней!
С помощью таких пособий дети учатся самостоятельно импровизировать. Например, можно показать, как идёт волк по снегу или скачет зайчик.
Успех в формировании музыкально-эстетического сознания ребёнка зависит не только от плодотворной работы педагогического коллектива ДОУ, но и от отношения к музыке в семье. Использование здоровьесберегающих технологий в семейном воспитании помогает сохранять и укреплять здоровье детей. Возможно, родителям станет интересно почитать литературу по оздоровлению детей. Я провожу индивидуальные беседы, консультации, приглашаю на НОД по музыке, например:
«Фея встречает гостей»- НОД «Музыка» с элементами логоритмики,
психогимнастики с детьми старшего возраста.
«Кот и пёс» - развлечение с детьми первой младшей группы,содержащее пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику.
«Лесная прогулка» -ООД «Музыка» с элементами оздоровительных
мероприятий во второй младшей группе.
«Приключения кота Рыжика в Мышином королевстве» ООД «Музыка»
с использованием игрового массажа в выпускной группе.
«Школа светофорных наук» -развлечение детей старшего возраста
с использованием здоровьесберегающих технологий.
Консультация для родителей «Как провести пальчиковые игры с
ребёнком дома с помощью подручных средств»
Мама, вернувшись с работы, занимаясь приготовлением ужина на кухне
может тоже занять своего ребёнка.
1) Дайте ребёнку круглую щётку для волос. Ребёнок катает щётку между
ладонями, приговаривая:
- У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник
Вас уколет можжевельник.
2) Возьмите решётку для раковины (обычно она состоит из множества клеток. Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками по этим клеткам (ячейкам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог.
Ходить можно поочерёдно то правой, то левой рукой, а можно и двумя
одновременно, говоря:
- В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят.
3)Берём пельменицу. Её поверхность похожа на соты. Ребёнок двумя
пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую
над сотами:
- Пальцы, как пчёлы летают по сотам,
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли мёда всем нам до весны,
Что бы не снились голодные сны?