Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ

Ольга Мацнева
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ

Сохранение здоровья детей всегда было одной из главных задач в обществе. Культура здорового образа жизни - это культура жизни человека, направленная на профилактику болезней и укрепление здоровья.В узком смысле: культура здорового образа жизни - это распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья.

Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирование характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей. В связи с этим необходимо разнообразить формы и методы работы с семьей, совершенствовать знания и умения родителей по формированию культуры здорового образа жизни. Развитие навыков здорового образа жизни ребенка происходит, как правило, не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение,данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.

Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника дошкольного учреждения не меньше, чем врач.

Формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо создание у человека стойкой внутренней мотивации на здоровье.

Здоровый образ жизни определяется комплексом медико-гигиенических, социально-гигиенических, экологических условий. Реализация основ здорового образа жизни, помимо выполнения рационального жизненного распорядка и усвоения детьми правил гигиены, включает и полноценное питание, достаточную двигательную активность в течение дня, необходимый объем гигиенической грамотности в целом.

В работе учителя-логопеда формирование культуры здоровья происходит в ходе изучения лексических тем «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Моя семья», «Тело человека», «Зима», «Весна», «Осень», «Лето» и др.

Работа над данными лексическими темами позволяет расширить у дошкольников знания о себе, своём имени, фамилии, возрасте, наследственных особенностях организма, телесложения, походке, реакции на некоторые продукты питания; рассказать, для чего нужно сердце, почему оно стучит, для чего нужны уши, глаза, как мы двигаемся, дышим, общаемся с другими людьми, даёт возможность представлять в общих чертах развитие человека: младенец, дошкольник, школьник, мама, бабушка, различать половую принадлежность по внешнему облику.

Дошкольники учатся бережно относиться к своему организму, осознавать назначение отдельных органов, условия их нормального функционирования. «У меня есть замечательный помощник—скелет, он помогает мне стоять,сидеть и защищает внутренние органы: сердце, печень, лёгкие от повреждений, поэтому нужно его беречь, учиться правильно падать на лыжах, на коньках».

Формирование культуры здоровья включает в себя знакомство с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой. На примерах литературных героев можно показать способы заботы о своём здоровье, организме, беседовать о режиме активности и отдыха, необходимости планировать своё время, об оздоровительной гимнастике, прогулке при любых погодных условиях, осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья.

Ребёнок узнаёт, что на улице нельзя бросаться камнями и снежками, ходить около домов во время таяния снега (могут сорваться сосульки); нельзя дразнить животных, нужно остерегаться бездомных собак и кошек.

Формируется система представлений о культуре быта человека; происходит знакомство с основными правилами этикета, поведения, питания, общения за столом.

Педагоги ДОУ должны обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников, а также способствовать его укреплению и формированию привычки здорового образа жизни.

В ходе организации ежедневного коррекционного процесса учитель-логопед следит за формированием правильной осанки (путем постоянных напоминаний о посадке, проведением разных комплексов упражнений, чередует позы обучающихся в зависимости от вида учебной деятельности).

Систематически проводятся физкультминутки, рразработаны комплексы упражнений для снятия статического напряжения с мышц тела, для коррекции осанки

Оздоровительныеминутки включают в себя:

– массаж ушных раковин (аурикулотерапия – система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга);

– точечный массаж кистей рук (элементы су-джок теранпии. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм);

– зрительную гимнастику – комплексы упражнений, направленные на профилактику нарушения зрения (упражнения подобраны на основе разработок НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, по методике Базарного В. Ф., упражнения для профилактики зрительного утомления. Они проводятся в течение 1-2 минут в сопровождении релаксационной музыки после выполнения заданий, требующих зрительного напряжения, или в конце логопедического занятия.

В ход НОД обязательно включается дыхательная гимнастика (для формирования физиологического и речевого дыхания).

Особое внимание уделяется развитию:

– мелкой моторики (пальчиковые игры, выкладывание фигур из спичек, работа с пуговицами, с мелкими буквами, с другим раздаточным материалом; упражнения, включающие в себя качественное закрашивание фигур цветными карандашами);

общей моторики:

• динамические упражнения с речевым сопровождением

• игры с мячом

– так же проводятся кинезиологические упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, повышающие стрессоустойчивость, улучшающие мыслительную деятельность, способствующие улучшению памяти и внимания, облегчающие процесс чтения и письма. С этой целью в работе с детьми используетсякомплекс кинезеологических упражнений: «Колечко», «Цепочка», «Лезгинка», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Замок», а также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

К вопросу формирования культуры здорового образа жизни дошкольников, необходимо подходить комплексно, привлекая родителей детей и всех специалистов дошкольного учреждения.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье»Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье» Девиз «Через движения и игру – к лучшей жизни!» Цель: повысить эффективность работы с родителями по оздоровлению детей; сформировать потребность.

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ из опыта работыИспользование здоровьесберегающих технологий в ДОУ из опыта работы Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ
Опубликовано: 30 октября 2020 в 20:14
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 ноября. День уроков зимней безопасности на МААМ

Тот, кто предупреждён – тот вооружён своим знанием против любой опасности. Вот почему в детских садах и школах сейчас проходят занятия, посвящённые безопасному поведению в зимний период, подручным...

28 ноября. День солдатиков на МААМ

Очередной тематический день посвящен любимым игрушкам мальчишек всех времен и народов. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы увлечь ребенка созданием солдатиков и играми с ними.

Мастер-класс изготовления открыток в стиле «Шебби-шик»
Шебби-шик - стиль интерьера, появившийся в 1980-х. В отличие от многих других направлений, шебби шик исключает чрезмерную роскошь и вычурность. Скорее,...
«Интерактивный Дед Мороз»
"Появление интерактивного Деда Мороза" Чудо интернет включись, дедушка Мороз явись! На экране появляется Дед Мороз Дед Мороз: Здравствуйте, дорогие...
Фотоотчет праздника ко Дню Мамы «Тому, кого любим…»
Из поколения в поколение для каждого человека мама - самый главный человек в жизни. Спросите любого ребенка, кто самый любимый человек на свете и,...