Папки-передвижки

Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речевых нарушений детей с ТНР (2 фото)

Екатерина Овчинникова
Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речевых нарушений детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речевых нарушений детей с ТНР

Одной из важнейших задач ФГОСТ ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В нашем ДОУ воспитывается 85 дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, различными клиническими проявлениями: алалией, ринолалией, дизартрией и др.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речевых нарушений детей с ТНР» размещена в разделах

Коллектив работников детского сада проникся мыслью о том, что эффективность коррекционной работы зависит от непрерывности коррекции, то есть, от того, что ребенок систематически посещает индивидуальные, фронтальные и подгрупповые занятия. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей является актуальной для коллектива работников детского сада.

Коллективом определены формы и методы оздоровления дошкольников:

- обеспечение здорового ритма жизни (дневной сон, увеличивающийся по длительности в летнее время, ежедневные прогулки с необходимой слойностью одежды детей в зависимости от погоды);

-физические упражнения (утренняя гимнастика, физкультурно-оздоровительная деятельность, подвижные и динамические игры, спортивные игры, пешие прогулки);

-гигиенические водные процедуры (обширное умывание, мытье рук, общий душ в теплое время года, игры с водой, контрастное обмывание ног);

-свето-воздушные ванны (проветривание помещений, в том числе сквозное, сон при открытых фрамугах, прогулки на свежем воздухе, обеспечение температурного режима и чистоты воздуха);

-активный отдых (развлечения, праздники, игры-забавы, Дни здоровья);

-диетотерапия (рациональное питание, при необходимости индивидуальное меню, достаточное количество овощей фруктов, витаминизация 3 блюда круглогодично);

-свето и цвето-терапия (обеспечение светового режима, цветовое и световое сопровождение учебного процесса);

-музыкальная терапия (обеспечение музыкального сопровождения режимных моментов, музыкальное оформление фона занятий, музыкально-театрализованная деятельность, хоровое пение);

-аутотренинг, психогимнастика (игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний, коррекция поведения);

- спецзакаливание (босохождение, обширное умывание, солнечные и воздушные ванны в любое время, игровой массаж);

- стимулирующая терапия (адаптогены и стимуляторы по плану оздоровительных мероприятий).

Вопросы сохранения и укрепления здоровья детей решаются в нашем коллективе как с применением традиционных видов и форм (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, динамические паузы, подвижные игры и т. д., так и нетрадиционных.

Широкое применение во всех возрастных группах для детей с нарушениями речи нашли музыкотерапия, имаготерапия, контрастотерапия.

При использовании музыкотерапии мы руководствовались тем, что воздействие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста. Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Применение педагогами детского сада музыкотерапии во время образовательной и свободной деятельности детей позволило сделать вывод о том, что музыкальный звук способствует активизации речевых возможностей ребенка логопедической группы, особенно заметно воздействие музыки в работе с детьми, имеющими различные формы дизартрии, при ринолалии, заикании. Учителя-логопеды детского сада подобрали примерный репертуар фоновой музыки, определили функцию фоновой музыки, материалом фонотеки могут пользоваться все педагоги детского сада.

Имаготерапия основана на театрализации психотерапевтического процесса, образе. Используется пересказ драматического произведении, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.

Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речевых нарушений детей с ТНР

Работая с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, что, как правило, в эти группы поступают дети с повышенной двигательной активностью, неустойчивым вниманием, неуверенные или агрессивные. Эти дети чаще всего не умеют играть по правилам, не умеют пересказывать. У одних развита боязливость, у других – конфликтность, завышенная или заниженная самооценка, самоконтроль. Театрализованная деятельность на логопедических занятиях создает оптимальные условия для коррекции речевых нарушений у детей и повышение мотивации на устранение собственных речевых дефектов.

Фото №1 Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речевых нарушений детей с ТНР Одной из важнейших задач ФГОСТ ДО является охрана и укрепление физического и психического

Задачами является:

Пополнение и активизация словаря.

Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков

Закрепление навыков использования прямой и косвенной речи

Совершенствование монологической и диалогической форм речи.

Контрастотерапия – комплекс упражнений, построенный на контрасте ощущений:

- горячая - холодная вода (песок);

- лёд – вода;

- колючее – гладкое (сосновые ветки – морской голыш);

- мягкое – твёрдое (дерево – вата);

- шероховатое – гладкое (старая кора – молодая веточка);

- сухой – мокрый песок;

- цветок «мать-и-мачеха» (гладкий – шероховатый, холодный – тёплый).

Стимулирующий эффект основан на переменном воздействии контрастных ощущений на нервные окончания пальцев и обладает благотворными свойствами.

Популярным способом лечения эфирными маслами является аромотерапия. Используя аромотерапию можно добиться нормализации мышечного тонуса у детей с дизартрией, заиканием, повысить работоспособность ребенка, настроение. Учитывая, что в ДОУ имеются дети с аллергией, использовать аромотерапию нужно очень осторожно, соблюдая определенные требования. Мы учитывали следующее действия ароматов масел:

-ароматы розмарина и лаванды действуют успокаивающе и устраняют состояние стресса;

-масла ромашки, мандарина оказывают успокаивающее действие;

-запахи лимона и эвкалипта возбуждают нервную систему и повышают работоспособность детей;

-эфирное масло чабреца запах вербены успокаивают перевозбужденную нервную систему;

-запах настойки ивы снимает напряжение, приводит в состояние равновесия нервную систему;

-эфирные масла базилика, кориандра, петрушки,, эвкалипта цедры лимона тонизируют;

Успешно работают педагоги ДОУ по проведению логоритмических занятий. Занятия по логопедической ритмике проводятся на протяжении всего года. Их проводят музыкальный руководитель и учитель-логопед в соответствии с разработанными в ДОУ методическими рекомендациями. Удачной находкой при подборе педагога по логоритмике явилось то, что учитель-логопед, проводящий эти занятия, имеет музыкальное образование.

Необходимым условием выработки двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания здоровых динамических стереотипов.

Главным принципом достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.

Педагоги учитывают быструю психическую и физическую истощаемость этих детей. Игры и упражнения подбираются таким образом, чтобы они были по сложности доступны для выполнения.

Усложнение заданий происходит постепенно.

Практически это достигается оптимальным распределением материала на занятиях в течение коррекционного курса.

Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность: общеразвивающие упражнения, развитие певческого голоса, простейшие приёмы массажа, гимнастика для глаз, пальчиковые игры, массаж пальцев, дыхательные упражнения, песни, танцы, игры.

Среди многообразных форм и методов в работе мы используем психосоматическую гимнастику. Её главная цель – научить ребёнка справляться с жизненными трудностями, а в основе – развитие умения управлять своим воображением.

При проведении занятий наиболее удачной является форма «разговора» с детьми. Лучше, если педагог станет участником «превращения». Это снимает преграду между взрослым и ребёнком и даёт малышу больше возможностей для творчества.

В качестве примера приведём упражнение «Шалтай-болтай»:

И. п. – произвольное.

Педагог: «Представим, как мы превращаемся в мягкую весёлую игрушку, у которой руки, словно верёвочки, болтаются из стороны в сторону. Зовут игрушку «шалтай-болтай», повторяем за мной слова и движения»:

Шалтай-болтай

Висел на стене

Шалтай-болтай

Свалился во сне…»

Поворачиваем туловище влево-вправо, расслабленные руки «болтаются». Затем мягко подгибаем колени и медленно, расслабленно опускаемся на пол. Лежим.

Ощущения: что я чувствую? Какие у меня ощущения в ногах, руках? Какое настроение?

При проведении такой работы учитель-логопед использует красочные атрибуты для игр, элементы костюмов, а музыкальный руководитель подбирает красивое музыкальное сопровождение. Поэтому дети с удовольствием посещают логоритмические занятия.

В результате использования традиционных и нетрадиционных форм организации физического воспитания детей мы сумели достичь следующих результатов:

1. Дети хотят принимать активное участие во всех мероприятиях, а это развивает их физические качества, повышает сопротивляемость организма к воздействию неблагоприятных внешних факторов, снижает заболеваемость.

2. У детей формируются эмоционально-волевые и нравственные качества, необходимые для успешной адаптации к школе. Результаты диагностики подтверждают: элементы волевого воздействия и волевая регуляция поведения у большинства наших выпускников развиты в достаточной степени.

3. Благодаря проводимой физкультурно-оздоровительной работе мы смогли вовлечь в воспитательный процесс родителей.

Литература.

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии. – Ростов н/Д, 2008

2. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. – М., 2004

3. Медведева Е. А., Левченко И. Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – Москва: Издательский центр «Академия», 2002

4. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. - Сост. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. – Ярославль, 2000.

Публикации по теме:

Миссия и задачи ДОУ «Детский сад №10 г. Киренска» Миссия нашего детского сада заключается в объединении усилий детского сада и семьи для создания условий, в.

Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении физического и психического здоровья детей В презентации рассказывается о взаимодействии воспитателей и всего персонала детского сада для сохранения психического и физического здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речевых нарушений детей с ТНР
Опубликовано: 7 октября 2014 в 13:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речевых нарушений детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Овчинникова (УИ 8572) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД