Получи документы

Здоровьесберегающие технологии в системе развития дошкольников

Каченюк Тамара Васильевна
Здоровьесберегающие технологии в системе развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из актуальных задач, стоящих перед педагогами, является охрана, сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в раннем возрасте. Здоровье наших детей вызывает особую обеспокоенность, т. к. здоровье нации напрямую связано с будущим страны. Однако данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье подрастающего поколения не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. В настоящее время дошкольными образовательными учреждениями уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые напрвленны на решение одной из главных задач – сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей. Основным направлением в деятельности каждого дошкольного образовательного учреждения должна стать подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий. Однако в отличие от взрослого ребенок не станет думать и заботиться о своем здоровье. Необходима технология формирования культуры здорового образа жизни, соответствующая возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на их саморазвитие и самосохранение. Организация занятий по воспитанию и формированию, укреплению и сохранению здоровья детей предусматривает активную самостоятельную, интеллектуальную и практическую деятельность воспитателя и детей.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в системе развития дошкольников» размещена в разделах

Формирование культурно гигиенических навыков способствует правильному развитию и воспитанию ребёнка как личности. Именно поэтому внедрение современных здоровьесберегающих технологий просто жизненно необходимо. Рассмотрим подробнее особенности применения наиболее часто используемых технологий по здоровьюсбережению в дошкольных образовательных учреждениях.

В детских садах широко используются, как в повседневной деятельности, так и на специальных занятиях физминутки, которые способствуют снятию быстрой утомляемости, повышающие последующую работоспособность при сложной умственной деятельности, которая особенно свойственна маленьким детям. Комплекс обычно состоит из 2-3 упражнений: для рук и плечевого пояса, туловища и ног.

Также в процессе работы с детьми широко используются пальчиковые игры, поскольку они дают возможность воспитателям и родителям играть с детьми, радовать их, развивать мелкую моторику и речь. Благодаря пальчиковым играм у ребёнка развивается способность сосредотачиваться и внимательность. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между ребёнком и взрослым. Воспитанники с удовольствием повторяют за взрослыми движения и текст, так как малышам очень нравятся персонажи пальчиковых игр: зайчик, медвежонок и мышка.

Подвижные игры и оздоровительные физические упражнения для ребёнка необходимо подбирать с учётом особенностей психического и физического развития, двигательных навыков. Одной из самых эффективных форм занятий является игра. Основу двигательной активности составляют игры с гимнастической палочкой и мячом, ходьба, преодоление различных препятствий, лазание и др. Воспитателю самому необходимо показывать упражнения, сравнивая при этом с движениями животных или сказочных персонажей. Усложнять задания нужно постепенно, только после того как ребенок овладеет более простыми упражнениями.

Подвижные игры являются незаменимым средством развития детей, так как играют огромную роль в их всестороннем физическом развитии. Их можно проводить на улице, в групповых помещениях, музыкальном и спортивном залах. Игры развивают не только физически, но и умственно. Они воздействуют на все психические процессы: внимание, воображение, память, мышление. Особенно полезны и эффективны игры на свежем воздухе: улучшают деятельность дыхательной и сердечнососудистой системы, стимулируют работу мозга, что способствуют более быстрому и правильному росту формирующегося детского организма. Выбор той или иной игры зависит не только от её содержания и особенностей, но и от возраста, физического состояния и уровня двигательного развития её участников. Чем дети младше, тем сюжет и правила должны быть проще, продолжительность игры - короче, степень нагрузки - меньше, участие взрослого - активнее [3, с. 21].

Одним из наиболее важных моментов укрепления организма ребенка дошкольного возраста является утренняя гимнастика. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует формированию полезной привычки начинать день с утренней разминки, проявлению определённых волевых навыков. Утренняя гимнастика усиливает кровообращение, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение. Также в комплекс утренней гимнастики необходимо включать различные упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки. Такие упражнения помогают предупредить возникновение плоскостопия у детей. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10 минут на воздухе или в помещении в зависимости от погодных условий. На занятиях, требующих сосредоточенного внимания и связанных с длительным сидением в однообразной позе, с целью предупреждения утомления, проводятся физкультминутки.

Дети с большим удовольствием обучаются точечному самомассажу. Интенсивное воздействие на кончики пальцев и на другие части тела стимулирует прилив крови, что благоприятствует физическому здоровью, психоэмоциональной устойчивости, тонизирует организм, повышает функциональную деятельность головного мозга. Обучение простейшим массажным приёмам необходимо проводить в игровой форме. Дети сами выполняют массаж и одновременно являются персонажами сказки. Они могут быть медвежонком, петушком или весёлым зайчиком. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.

Большую роль для дошкольников в системе мер по снятию психоэмоционального напряжения играют релаксационные упражнения. Умение расслабиться помогает детям не только снять напряжение, но и снять возбуждение, сконцентрировать внимание. Расслабление дети достигают путём специально подобранных игровых приемов. Дети выполняют упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь и входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об можно судить по внешнему виду ребё нка: ровное ритмичное дыхание, спокойное выражение лица, вялые послушные руки, которые тяжело падают, сонливое состояние, у некоторых может появится зевота и т. д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

Особую роль в вопросах охраны и укрепления здоровья детей играет взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с родителями воспитанников:

- беседы и консультации по вопросам здоровьесбережения;

- участие родителей в физкультурно-массовых мероприятиях;

- информационные стенды о медицинской профилактической работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении.

В работу с детьми необходимо включать дыхательные упражнения, они не только укрепляют дыхательную мускулатуру, но и способствуют очищение слизистой дыхательных путей, тем самым осуществляется профилактика простудных заболеваний. Вместе с тем правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека, а тем более ребенка-дошкольника. Дыхательная гимнастика, как правило, проводится в форме веселых и увлекательных игр. Эти упражнения не только приносит пользу здоровью, но и помогает интересно организовать время ребенка. Очень важно, чтобы воспитанники дышали полной грудью, а не поверхностно. Для того чтобы дыхательная гимнастика для детей была максимально эффективной, нужно придерживаться некоторых рекомендаций. Прежде всего, необходимо объяснить ребенку, что вдох важно через нос, а выдох должен быть плавным и длительным.

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движение, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

Таким образом, в дошкольных образовательных учреждениях используются различные здоровьесберегающие технологии, включающие в себя целый комплекс различных игр, упражнений и закаливающих мероприятий. Каждая из этих технологий имеет свои отличительные особенности и положительные стороны, но их объединяет то, что они являются важным средством сбережения детского здоровья.

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. ЦветотерапияЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ. Цветотерапия Цель здоровьесберегающих образовательных технологий, обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания,.

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии»Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии» Разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий во многом обусловлены поиском путей совершенствования здоровьесберегающей деятельности.

Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии»Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Цель консультации:Повышение педагогической компетентности воспитателей по сохранению и.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Здоровьесберегающие технологии (часть 1) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования, так как дошкольный.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ Целью здоровьесберегающих технологий является становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в системе развития дошкольников
Опубликовано: 24 января 2023 в 14:05
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии в системе развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Каченюк Тамара Васильевна (УИ 737075) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД