Оксана Попова
Здоровое детство — счастливое детство. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровое детство – счастливое детство.
Попова О. Г.
Инструктор по физической культуре
МБДОУ № 24 «Росинка» город Елабуга.
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Публикация «Здоровое детство — счастливое детство, Консультация для родителей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении закономерностям формирования его организма. Условия детского сада должны соответствовать возрастным потребностям роста и развития ребенка и обеспечивать его гармоничное развитие, обучение и воспитание.
Одним из самых важных и мощных естественных стимуляторов роста и развития ребенка в детском саду является двигательная активность, которая оказывает влияние на формирование физиологических систем организма в соответствии с природными закономерностями, обеспечивая его жизнедеятельность и успешную адаптацию к меняющимся условиям современного мира. К сожалению, образ жизни и здоровье современных дошкольников отражают негативные влияния цивилизованного мира. Основной приметой настоящего времени стала гипокинезия - низкая двигательная активность детей, не обеспечивающая полноценное развитие физиологических функций и укрепление защитных сил растущего организма. В связи с этим, основным направлением здоровьесберегающей деятельности детского сада является формирование физической культуры ребенка, его внутренней потребности в двигательной активности.
Важно определить, какой вид двигательной деятельности больше всего нравится ребенку, и предоставить ему возможность заниматься им в условиях подготовленной для этого игровой физкультурно-спортивной среды. Главным принципом воспитания здорового ребенка в детском саду является обеспечение такого уровня двигательной активности, который учитывает индивидуальные возрастные особенности организма, соответствует его функциональным возможностям и определяет необходимые и достаточные условия гармоничного развития. Только при строгом соблюдении этого принципа возможно достижение максимальной профилактической, оздоровительной и развивающей эффективности двигательной активности ребенка в детском саду.
Для повышения оздоровительного и развивающего эффекта двигательной активности ребенка в детском саду необходимо проводить объективные индивидуальные оценки функциональных резервов его организма. Дети с низким уровнем функциональных резервов составляют группу наблюдения. Для таких детей разрабатываются дополнительные
индивидуальные программы повышения функциональных резервов с использованием современных средств и форм индивидуальной и групповой, организованной и самостоятельной двигательной активности.
Для реализации личностно-ориентированной двигательной активности и формирования оздоровительной физической культуры ребенка в детском саду создана игровая физкультурно-спортивная среда, предоставляющая возможность свободы выбора детьми тех видов двигательной деятельности, которые в наибольшей степени отвечают внутренним потребностям и учитывают их индивидуальные предпочтения какому-либо отдельному виду движений. В детских садах имеется современное физкультурно-спортивное оборудование, использование которых в разных формах двигательной активности в режиме дня позволяет развивать и совершенствовать физические качества и функциональные резервы более эффективно. Особую значимость в формировании здоровья детей дошкольного возраста имеют периоды адаптации организма ребенка к различным социальным условиям, связанным с поступлением в детский сад и подготовкой к школе. Трудно протекающая адаптация истощает нервную систему ребенка, снижает его защитные силы, способствует формированию функциональных отклонений и заболеваний. Высокая цена адаптации резко сокращает функциональные резервы организма. Ребенок начинает часто болеть, происходит ослабление его организма и формирование хронических заболеваний. Нарушаются процессы естественного роста и развития.
На здоровье влияют многие внешние и внутренние факторы, в том числе социальная и культурная среда, индивидуальное поведение, индивидуальный потенциал здоровья, склонности и способности.
Задача обеспечения здорового детства актуальна и требует внедрения в практику ДОУ новых технологий здоровья, которые позволят, получит более полную информацию о детях и подобрать эффективные способы компенсации здоровья.
Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников. К основным задачам охраны и укрепления здоровья дошкольников можно отнести:
- Укрепление здоровья детей;
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием ребенка;
- Создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;
- Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
- Приобщение детей к традициям большого спорта.
Практика показывает, что нужны новые подходы к учебно-воспитательному процессу, позволяющие грамотно построить процесс обучения. учитывая потребность растущего организма в двигательной активности.
Нарушение осанки - спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность внутренних органов организма. Поэтому. Для профилактики нарушений осанки у детей в нашей группе. Мы за основу взяли общую тренировку организма ребё нка: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного "корсета" позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечно сосудистой системы.
Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей, нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, и возникает плоскостопие. Стопы - опора, фундамент тела, поэтому изменение формы стопы влияет не только на её функцию, но и изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребёнка.
При заболеваниях верхних дыхательных путей у детей мы стараемся восстановить носовое дыхание. Ведь правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, укрепляет мышцы грудной клетки, диафрагмы, верхних конечностей, развивает ритмичное дыхание с углубленным, но спокойным выдохом, улучшает местное кровообращение, предохраняет от переохлаждения, улучшает местное кровообращение, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения и расслабляет гладкую мускулатуру бронхов.
Коррекционная работа, которую мы проводим, оказывает на организм детей многостороннее влияние: улучшение общей тренированности, работы сердца, лёгких, суставов, связок, улучшения питания мышц. Корригирующую гимнастику мы направляем на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата. На занятиях по физкультуре и в процессе некоторых режимных моментах мы практикуем, что оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие. В результате у детей укрепляются мышцы. Формирующие свод стопы, закрепляются навыки правильной ходьбы.
Мы считаем, что оказать помощь ребёнку могут и дома родители, поэтому мы им рекомендуем следующее:
- внимание стопам нужно уделять с раннего возраста, тесные носки и колготки недопустимы;
-ребёнок ни в коем случае не должен донашивать чужую обувь, у детской обуви должен быть жёсткий
задник, эластичная подошва, низкий каблук;
- ребёнку необходимо как можно больше двигаться, малоподвижный образ жизни приводит к общему
ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной систем, нервному истощению, деформации позвоночника и сводов стопы;
-важно формировать привычку ставить ноги при ходьбе правильно (параллельно, для тренировки
можно ребёнку пройти по бортику тротуара в безопасном месте, бревну, доске, верёвке;
-полезно ходить босиком по различным поверхностям.
Предлагаем родителям упражнения, которые они могут проводить с детьми 4-6 лет дома.
Упражнения в ходьбе
1."Мишка косолапый" - ходьба на внешней стороне стопы.
2."Цапля" - ходьба с высоким подниманием коленей, отведением рук в стороны, со словами:
Я цапля, цапля, цапля.
Хожу, хожу, хожу.
На всех подружек сверху,
Смотрю, смотрю, смотрю.
3."Канатоходцы" - пройти по верёвке, ребристой дорожке, массажным коврикам.
Упражнения с и. п. : сидя на стуле, ноги вытянуты вперёд, руки свободно лежат на коленях
1."Здравствуйте - до свидания" - движение стопами от себя и на себя.
2."Поклонись" - сгибать и разгибать пальцы ног.
3."Пальчики поссорились" -развести носки в стороны, свести вместе.
4."Пальчики пошли гулять" - стопы стоят на полу, передвигать стопы вперёд, поджимая пальцы.
5."Кружки" - ноги вытянуты, совершать круговые движения стопами вовнутрь, наружу.
6."нарисуй фигуру" - пальцами ног. захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, и т. д.) и буквы (А, Г, К, Л, П).
Для развития здорового ребёнка никакие физические упражнения не помогут, если в организме идёт нехватка микроэлементов и витаминов. Хотелось бы остановиться на некоторых витаминах, которые так важны при интенсивном развитии организма.
Витамин А От него зависит острота зрения и восприятие цвета. Он повышает сопротивляемость дыхательных путей инфекциям и нужен для нормального развития костной системы. Содержится в продуктах: морковь, сливочное масло, рыбий жир, яйца, сыр, печень, капуста, яблоки, тыква и картофель. Учтите, что овощи пролежавшие зиму в подвале, к весне теряют
полезные свойства. А вот квашеные овощи сохраняют большую часть витаминов, поэтому начиная с двух лет можно предлагать их ребенку.
Витамин В1. Принимает участие в белковом обмене. Улучшает умственную деятельность и отвечает за зрение. Содержится в продуктах: орехи, темный хлеб, рис, бобовые и каши с отрубями.
Витамин С Укрепляет иммунитет, ускоряет заживление ран. Содержится в продуктах: цитрусовые, отвар шиповника, петрушка, капуста, гранат, мед. Причем витамины в меде могут сохраняться на протяжении нескольких лет.
Витамин Д Участвует в формировании костной ткани и регуляции кальциевого и фосфорного обмена. Содержится в продуктах: творог, сливочное масло, сыр, молоко, рыба. Чтобы витамины лучше сохранялись, рыбу стоит запекать в духовке или готовить на пару. Так как при варке вода вымывает большую часть полезных веществ.
Витамин Е Ускоряет заживление ран, имеет противовоспалительное действие. Необходим для нормального функционирования нервной системы. Содержится в продуктах: орехи, растительное масло, бобовые, петрушка.
Витамин К Нормализует работу желудка и кишечника, обеспечивает нормальную свертываемость крови. Содержится в продуктах: яблоки, помидоры, цветная капуста, тыква, мясо, печень.
Физическое воспитание ребенка должно включать в себя утреннюю гимнастику и полноценные занятия физкультуры. Существует закономерность: чем ниже уровень физического развития ребенка, тем выше степень близорукости. Снижение остроты зрения – это показание для посещения спортивной секции, а не повод для освобождения от физкультуры. Предупредить близорукость можно так же, как и остановить ее прогрессирование. Существует ряд упражнений.
Научите ребенка комплексу упражнений для тренировки глаз. Все они делаются в очках тренажерах. Перед тренировкой необходимо ослабить глаза, закрыв их на 7-10 минут.
1. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды, затем установить палец правой руки напротив носа на расстоянии 30 сантиметров от глаз. Перевести взгляд на кончик пальца, задержав его на 5 секунд, и отпустить руку, повторять десять раз.
2. Вытянуть руку вперед и смотреть на кончик пальца, расположенный вертикально перед лицом. Медленно приближать палец, не сводя с него взгляд, до тех пор, пока в глазах не начнет двоиться. Повторять 10 раз.
3. Поместить палец правой руки перед лицом, на расстоянии 25 сантиметров от глаз и смотреть на кончик пальца двумя глазами. Прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 5 секунд, затем убрать ладонь и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же самое для другого глаза.
4. Отвести правую руку в сторону и медленно передвигать пальцы полусогнутой руки справа налево. Следить глазами за приближающимися пальцами, не двигая головой. Затем медленно передвигать пальцы полусогнутой руки слева направо и продолжать следить за их удалением. Повторить то же с левой рукой.
5. Сесть напротив окна на расстоянии 30 сантиметров от стекла. На стекле на уровне глаз сделать метку диаметром 2-3 мм. Смотреть 5 секунд на метку, затем 10 секунд на отдаленные предметы за стеклом, так чтобы рассмотреть детали этих предметов. Время наблюдения за 3-4 дна довести до 5-7 минут.
Иммунитет- это защитная способность организма противостоять все возможным вирусам и бактериям, благодаря которым человек меньше подвержен простудам и разного рода заболеваниям. На иммунную систему ребё нка негативное влияние оказывают следующие факторы: неблагоприятная экологическая ситуация, пагубный образ родителей, качество продуктов питания. Вполне возможно, что иммунитет может иметь наследственную форму и быть обусловленным врождёнными свойствами организма. Правильное формирование иммунной системы путём употребления в пищу продуктов, в составе которых имеются необходимые микроэлементы. Отличным способом укрепления и формирования иммунитета является плавание, начинать которое можно с любого возраста, а также ходьба босиком по мелким камням или ходьба по тёплому песку. В сезон ребёнка старше 3-х лет можно купать в озере или реке, но только в безопасных местах и под присмотром взрослых. Нелишним будет напомнить о пользе и необходимости гигиенических процедур, а именно о мытье рук после прогулок и перед едой.