Elena Simonenko
Жил на свете Семитоник-цветик
▼ Скачать + Заказать документы
Отдел образования исполкома Азнакаевского муниципального района
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 16 «Сказка» комбинированного вида города Азнакаево Республики Татарстан
РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ ГРУПП
ПО ПРОГРАММЕ М. Л. ЛАЗАРЕВА «ЗДРАВСТВУЙ»
«ЖИЛ НА СВЕТЕ СЕМИТОНИК-ЦВЕТИК»
Автор – составитель : музыкальный руководитель
Высшей квалификационной категории
Симоненко Е. М.
«ЖИЛ НА СВЕТЕ СЕМИТОНИК-ЦВЕТИК»
Публикация «Жил на свете Семитоник-цветик» размещена в разделах
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОГРАММЫ М. Л. ЛАЗАРЕВА «ЗДРАВСТВУЙ» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В МДОУ №16 «СКАЗКА»
Я говорю всем: «Здравствуйте»! Не правда ли привычное для всех слово звучит удивительно. Каждый раз когда мы его произносим, то мы желаем друг-другу здоровья. Чего порой нам так все не хватает. Поэтому мы и должны познакомить и научить детей на своем примере как формировать свое здоровье.
Нам очень повезло, что мы можем использовать в своей работе замечательную, разработанную, удивительно-интересную, доступную программу академиком педагогических и социальных наук, национальным координатором Российского отделения европейской сети школ формирования здоровья Михаилом Львовичем Лазаревым программа «Здравствуй».
Я познакомилась с этой программой в 2001 году, она меня очень увлекла. И постепенно я стала внедрять эту программу в музыкальные занятия и спользовать в кружковой работе.
В программе разработаны основные принципы «Кодекса здоровья»
Принцип «Не мир, а ребенок»
Заключается в том, что главной целью образования становится не окружающий мир, а ребенок.
Принцип «Успешность»
Заключается в том, что на первых этапах формирования здоровья ребенку не дают знаний, которые он не способен выполнять.
Принцип «Предъявление-подтверждение»
Выражается в том, что ребенок предъявляет себя, а педагог подтверждает его. Иными словами в ДОУ должна быть создана атмосфера, где каждый воспитанник проявляет все свои способности, а педагог замечает их и развивает.
Принцип «Воспитание достоинства»
Предлагает воспитание у ребенка всеми образовательными технологиями чувства собственного достоинства. Именно здесь уместно сказать о «духовной осанке».
Принцип «Выбор»
Предполагает, что ребенок научится делать правильный для себя выбор.
Принцип «Индивидуальное право»
Реализация данного принципа дает право на индивидуальный путь развития.
Принцип «Ответственность за свое здоровье»
В нем заложено главное отличие от медицины и валеоологии. Не врач, а ребенок берет ответственность за свое здоровье.
Принцип «Учиться у ребенка»
Он направлен на то, что педагог стремиться не учить, а самому учится у детей.
Принцип «Особенность, а не отличительность»
В процессе оздоровительной работы дети учатся находить у себя и у других то, что их отличает.
Принцип «Коммуникация»
Программа «Здравствуй направлена на воспитание у ребенка потребности в общении.
Принцип «На минимуме информации – максимум мотиваций»
Он заключается в том, что педагог не стремиться дать ребенку много знаний о здоровье, выявляет их у детей и с помощью различных примеров формирует мотивацию здоровья.
Принцип «Персонофикации»
Он выражается в том, что содержание уроков здоровья включается примеры из реальной жизни ребенка, его семьи, друзей.
На стержень эмоционально- дыхательного тренинга нанизывается программа интеллектуального и физического развития ребенка. В программе «Здравствуй» музыка занимает центральное место.
Во-первых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический, психологический.
Программа очень увлекательная. Здесь огромная связь с окружающим миром, природой, Космосом. А это по-моему здорово, что маленький человечек знакомится со Вселенной, планетами, геологией (волшебные цветные камушки,явлениями природы – Радуги. Он познает мир по семи цветам радуги, он замечает закономерность, что дней в неделе семь, что и нот всего семь. А самый главный учитель здоровья Здравик со своими юными учителями здоровья: Огником, Орси, Яником, Ростиком, Йоником, Капелией, Витой учат детей через сказку, мотивы здоровья бороться с болезнями, с вредными привычками, учат как не становится Фыркой.
Важную роль в программе играет музыка. Которая впервые в педагогической литературе о формировании здоровья является не дополнительным материалом, а основой всего курса.
И самое главное. Что здесь не надо создавать музыкальные шедевры, самое главное, что через музыку у ребенка можно сформировать свое отношение к здоровью. Где через простейшие, волшебные мотивы здоровья он получает глубокие знания, которые периодически повторяются, постепенно формируется музыкальная мотивация здоровья. Здесь в каждой песне продумана каждая нотка, даже диапазон, нам кажется, что для ребенка очень высокая тесситура, а на самом деле ребенок тянется к этим ноткам, тем самым поднимает свою «духовную осанку». Репертуар программы продуман так, чтобы за короткий срок дети могли запомнить большое количество песен.
Самое главное, что в этой программе для нас «музыкантов» дано большое поле деятельности. Так как эстетический компонент должен присутствовать во всех оздоровительных методиках, а музыка чрезвычайно богата этими возможностями, где мы можем научить детей многому - через музыку видеть прекрасное, любить классическую музыку, народное творчество, развивать духовно-религиозное начало, что главный «тренажер здоровья» и, «центры здоровья» находятся внутри самого себя.
Цель: научить детей любить свой организм, осознанно относиться к своему здоровью.
Научить детей использовать звуки для своего развития и улучшения здоровья, функции внешнего дыхания. Оптимизация двигательной активности, формирование двигательной мотивации.
Воспитывать любовь к окружающим людям и природе.
Действующие лица:
Здравик –воспитатель
Фырка- воспитатель
Планеты- воспитатели:
Солнце
Марс
Земля
Юпитер
Меркурий
Луна
Венера
Юные учителя здоровья-дети:
Огник
Орси
Яник
Ростик
Йоник
Капелия
Вита
Группа детей
(Входят дети в музыкальный зал с песней «Музыка, здравствуй»)
Ребенок: А мы хотим вам рассказать,
А мы хотим вам показать,
Как мы живем,
Как мы поем
И как здоровье бережем.
Ребенок: На планете Семитония
Много мальчиков живет,
На планете Семитония
Много девочек живет
На планете Семитония
Цветок Здоровья растет
И всех здоровячками зовет.
(песня «Здравик»)
Здравик: А давайте вспомним как все начиналось?
Собрались как-то планеты на Космический Совет.
(песня «Земля», входят планеты)
Солнце: Здравик, что у вас случилось на планете Семитония?
Здравик: Уважаемое, Солнце! Уважаемые планеты! Я прошу вашей помощи! Мы должны немедленно спасти здоровячков, живущих у меня. Пришлите срочно ваших детей, юных учителей здоровья, которые напомнят здоровячкам о здоровых привычках и помогут нам расколдовать Фырку.
Солнце: Надо срочно помочь Здравику. Давайте возьмем в руки цветные камушки споем песню и позовем маленьких учителей здоровья.
(песня «Цветные камушки»)
Все: Яник, Огник, Орси, Йоник,
Вита, Капелия, Ростик,
здоровячки ждут вас.
(Звучит песня в записи «Семитоник-Цветик» входят учителя здоровья, танцуют)
Солнце: Дорогие юные учителя здоровья помогите и научите справится с болезнями, плохими привычками, помогите расколдовать Фырку. А нам пора
А нам пора уходить
Здравик: Представьтесь пожалуйста, как вас зовут.
Огник: Я, Огник ярко-красный сын Огня.
И вы догнать не сможете меня.
Вся жизнь моя движение,
Хождение-кружение
Без них я не могу прожить и дня.
Орси: Орси я, Земля частица
И скажу вам не тая,
Все что на земле родится
Дарит щедро мать- Земля.
И секрет в себе ношу я
Жизни тайну берегу
И создать семью большую
Научить тебя могу.
Яник: Я веселый солнца лучик
Я пробился из-за тучек
Яником зовут меня друзья.
Дарю я знанья, дарю я свет
Своим сияньем вам шлю привет.
Ростик: Я зеленый Ростик
Прихожу я к детям в гости.
Мы с петрушкой,
Луком длинным
Дарим детям витамины
Кто на завтрак их съедает
Понемногу вырастает.
Йоник: Йолник я, воздушный шарик
Йоник легкий, как комарик
Я по небу вместе с ветром полечу
Всех ребят дышать свободно научу.
Капелия: Я Капелия тихоня.
Я живу в воде.
В синей речке. В синем море,
В озере в дожде
От микробов можно мною кожу защищать
И холодною водою тело закалять.
Вита: Я Фея лета, я Вита, Виолетта
Мой голос соткан из нитей фиолета
И я пою как птица до рассвета.
Здравик: А сейчас встали все в один большой круг. (исполняется 2 куплет песни Здравик). Не разъединяйте руки, почувствуйте в ладошках тепло, это тепло – эта энергия защитит от многих болезней, так как по нашим рукам, как ток бежит живая энергия здоровья. Я предлагаю вам всем ровно в 12 часов каждый день вставать в круг здоровья и браться за руки, когда мы вместе мы сила перед разными болезнями.
(грохот, шум в зал вбегает Фырка и поет песню «Фырка» пытается раъединить руки)
Здравик : Не повторяйте за Фыркой его песню, крепче держитесь за руки. Чтобы Фырка вас не заразил своим фырканьем.
Здравик: Ребята, а ведь Фырка не был таким вредным, когда-то его звали Акрыфом и он очень любил делать гимнастику.
Фырка: не было этого.
Здравик: Любил закаляться
Фырка: не было этого.
Здравик: А один раз он поленился и не сделал зарядку. И сразу появился злой волшебник Нык, который превратил его в Фырку. Злой волшебник заколдовал Акрыфа и он стал хлюпиком. Вреднюгой и стал на всех фыркать, распространяя микробы.
Фырка : (ковыряет в носу) А это так здорово на всех фыркать. Заражать всех, я так хочу превратить вас всех в хлюпиков, гнусиков. (трясет пальцем0
Здравик: Ты что делаешь, это так не красиво, столько микробов, срочно вымой руки и нос.
(песня «Ковырялкин»)
Фырка: Чего-то мне больше не хочется ковыряться в носу.
Огник: Фырка, ты хочешь стать снов аздоровым.
Фырка: Как я теперь стану здоровым, если меня заколдовал злой волшебник Нык.
Огник: А мы юные учителя здоровья тебе поможем. Мы обладаем волшебной силой природы. Но ты должен выполнить одно условие.
Фырка: Какое еще условие?
Огник: Ты должен сильно захотеть стать здоровым.
Фырка: Фырк, я попробую.
Огник: А теперь повторяй за нами движения. Мы будем прыгать через огонь, а потом бегать по углям.
(дети бегают у Фырки вначале ничего не получается он падает и т. д)
Огник: А теперь мы все как лошадки поскачем по залу.
Фырка: А так здорово скакать и петь (на месте подпрыгивает).
Здравик: Ну вот Фырка с тобой произошло первое волшебное превращение
Движение –это жизнь.
(«Веселые движения»)
Фырка: (Обвязывает себе голову шарфом и подходит к Орси). Орси, помоги мне у меня очень болит голова. Я, наверно, напрыгался.
Орси: Нет это не от того что ты прыгал, а от того что ты не соблюдаешь режим дня. Поздно ложишься спать.
Фырка: Я слышал, тот кто ложится поздно спать называется совой, значит я сова.
Орси: Ты хочешь быть совой.
Фырка: Конечно хочу. Это ух, как здорово поздно ложиться спать. Ух-у-у-у-у
(хлопает руками ухает)
Ой, расколду-у-у-у-уй ух. ух,ух. Расколду-у-у-у-у-й
Орси: Что Фырка не хочешь больше быть совой. Тогда ложись во время спать. А после сна нужно хорошенько потянуться.
(дети ложатся на пол и поют песню «Потягушеньки»)
Орси: А теперь сделаем массаж.
(песня «Рельсы»)
Орси: А теперь вприсядку (Мы в городе родились)
Орси: Тебе понравилось.
Фырка: Да,. Но только мне очень грустно я скучаю по своей семье.
Орси: Ничего Фырка мы тебя скоро расколдуем и ты встретишься со своей семьей, а пока повторяй имена своих родственников.
(Песня «Семейная песенка»)
Яник: (прячет за спиной коробочку) А у меня что-то есть. Самое-самое дорогое на свете. (показывает коробочку с зеркалом детям).
Фырка: Что, что там дорогое (Заглядывает). Фырк, зеркальце.
Яник: А в зеркале ты кого видишь?
Фырка: Себя.
Дети: Я и есть самое дорогое на свете.
Фырка: Что и я самое дорогое на свете?
Здравик:Да для себя ты самое дорогое на свете. А теперь давайте подойдем к зеркалу и споем.
(песня «Чудо-зеркальце»)
Все: Должны быть люди разными,
Во всем своеобразными.
Фырка: Устал я что-то с вами, вон каким я бледным стал, Ростик, почему я такой бледный?
Ростик: Я очень рад, что ты сам ко мне пришел. Ты бледный потому что не правильно питаешься.
Фырка: Как это не правильно, вон сколько рекламы по телевидению про еду.
Здравик: Но еще есть и антиреклама.
Фырка: Желтая фанта- напиток для франта.
Дети: Будешь фанту пить, смотри
Растворишься из нутрии.
Фырка: В мире лучшая награда- это плитка шоколада
Дети: В мире лучшая награда-это ветка винограда.
Пусть запомнит стар и млад
Зубы портит шоколад.
Фырка : Знайте, дамы, господа
Сникерс –лучшая еда.
Дети :Будешь кушать сникерс сладкий
Будут зубы не в порядке
Если кто не верит
На себе проверит.
Ростик: Фырка, запомни в овощах, фруктах много полезных витаминов, кушай их побольше и ты никогда не будешь бледным.
(песня «Однажды хозяйка…»)
Здравик: Ребята ответьте мне на такой вопрос : «Можно ли прожить без воздуха»
Дети : Нет!
(песня «Носиком дышу…»)
Йоник: А я вас научу правильно дышать.
Фырка: Ну вот дышать –то мы умеем.
Йоник: Но нужно знать правила как лучше дышать.
1 правило –дыши носом
2 правило- не поднимай плечи
3 правило-в дыхании должен участвовать живот.
Здравик:Чтобы научиться дышать носом проведем дыхательный настрой
(релаксация космическая музыка)
Ляжем на пол, Фырка и ты ложись. Закрыли глаза, расслабились представили что вдыхаем аромат цветов, нежный аромат цветов. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Кожей ног, живота, рук, головы. На вдохе
тело впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох, выдох. Вы отлично отдохнули, организм зарядился энергией. Я считаю до пяти- на счет пять откроем глаза. 1,2,3,4 пять глаза открываются, свежесть в теле, бодрость.
Йоник: А еще нос нужен не только чтобы дышать, но и определять запах.
Здравик особенно это важно зверькам в лесу, так как запах может быть сигналом опасности или сигналом пищи. Давайте сыграем в игру «Охота»
(детям, Фырке завязывают глаза по запаху нужно найти апельсин, дети быстро находят)
Фырка: А как вы нашли апельсин.
Дети: По запаху.
Фырка: А я не чувствую запаха.
Здравик: Так у тебя же насморк.
Фырка: Ну и что я могу дышать ртом.
Здравик: А почему мы должны дышать ртом?
Дети: Потому что через нос воздух очищается от пыли.
Здравик: Я предлагаю сейчас поиграть в мычалок. Наберем побольше воздуха и кто дольше сможет промычать в течении 10 сек. Фырка, если ты сумеешь это сделать, то волшебство произойдет. (Фырка мычит 15 сек)
Фырка: Мой нос, он дышит.
Здравик: Вот и еще одно волшебство произошло.
Фырка: Я понял, что вы любите умываться прочищать свои носики, пошли со мной умываться, бегом. (выбегают из зала, потом обратно с криком… лицо в пене)
Капелия: Вытирайте скорее лицо (дает салфетки)
Здравик: Что случилось?
Фырка: Ну уж и пошутить нельзя, я просто закрыл воду. Капелия говорила, что нужно тщательно намыливаться. Вот я всех и намылил. Я теперь лучший мыльщик на свете.
Здравик: Ну что ж, Фырка показывай свое искусство, покажи как надо правильно намыливаться.
(Здравик и Капелия убирают тазик с водой, Фырка ищет таз)
Фырка: Ой-ой как жжет глаза, спасите умираю, дайте воды я больше не буду. Я все понял.
Здравик : Давайте споем песню «Микробы и мыло»
И так главное правило защищаться от микробов мыть руки с мылом.
Все: От простой воды и мыло
У микробов тает сила.
Вита: Я дочь Музыки Вита. Я научу вас красиво петь, разговаривать, подражать звукам природы. Давайте споем мотив здоровья «Целебные звуки»
Фырка: Это мне нравится дразнить всех. Хотите и вас научу, Это так здорово. (песня «Дразнилка»)
Ябеда-корябеда, Юлька-шпулька, Здравик-буравик! Ой, не могу Здравик-Буравик (бегает и дразниться)
Здравик: А у тебя между прочим совсем неплохо получается
Звуковое подражание и ты неплохо составляешь рифмы. А еще Фырка у тебя музыкальный талант. Тебе нужно учиться петь.
Вита: А еще я хочу вас познакомить с лечебными звуками.
Давайте положим на голову руку и произнесем звук «н». это звук снимает головную и зубную боль.
Следующий звук «в» Подставим ладонь ко рту (этот звук для борьбы с насморком). Когда болит горло положим руку на горлышко и произнесем звук «З», а если кашель, то руки положим на грудную клетку и пожжужим. «Ж»
А вот это упражнение лучше делать после еды, положим руку на живот и помычим. «МУ-МУ»
Здравик: Друзья, теперь я знаю почему именно вас космический совет направил на Землю-Семитонию. Если вы встанете в ряд получится музыкальная радуга, если в круг- то распустится музыкальный семитоник-
Цветок здоровья. Когда вы все вместе вы великая сила природы.
Давайте споем песню и разбудим в себе волшебные силы здоровья
(песня 7 нот здоровья)
Фырка, а ты будешь дирижером.
Здравик:. Как здорово когда звучат все цвета радуги. А ведь и наша вселенная ежедневно исполняет космическую музыку. Эта музыка освобождает космос от плохой энергии и настраивает на все хорошее. Помогает избавиться от болезней.
А тебя уважаемый Фырка,ой, извини пожалуйста Акрыф мы все поздравляем с волшебными превращениями, и наши здоровячки приглашают тебя на следующий год в наш детский сад посещать уроки здоровья.
А теперь построились и шагом марш, в группу с песней.
(песня «Трубач»)