МААМ-картинки

Конспект занятия «Жилище народов Южного Урала»

Анна Еремина
Конспект занятия «Жилище народов Южного Урала»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ: ДЕТСКИЙ САД № 2

Конспект НОД по теме «Жилище народов Южного Урала»

Для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Еремина А. А.

Миасс, 2016

Программное содержание:

• Способствовать обогащению представление о культуре народов Южного Урала;

• Воспитывать эмоционально-положительного отношения к представителям культур Южного Урала;

Публикация «Конспект занятия „Жилище народов Южного Урала“» размещена в разделах

• Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских

Оборудование: презентация на теме «Жилище народов Южного Урала».

Предварительная работа: чтение художественной литературы (сказки, стихи, рассказы о Южном Урале, рассматривание иллюстраций на темы: «Животный мир Южного Урала», «Растительный мир Южного Урала», разучивание игр народов Южного Урала, знакомство с народными играми (заучивание текста, обыгрывание). Создание картотеки игр.

Словарная работа: Обогащение и активизация словаря: край - Южный Урал, народы Южного Урала, юрта, изба. Домашняя утварь традиционного русского жилища : бодня, бочки, кадки, лукошки, горшок, блюдо, кочерга, ухват, хлебная лопата, помело, Домашняя утварь башкирского народного жилища : кадки, лубяные коробы, чаны, чашы (алдыр, ашлау, Сара, аяк, ступы и пест. Утварь татарского народного жилища : котел, горшки, чугуны и большие сковороды, глиняные кувшины, кринки, «татарские» чашки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами поговорим о Родине. Скажите, пожалуйста, а что такое Родина?

Дети: это там где мы живем.

Воспитатель: «Родина» Татьяна Бокова

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка –

Это тоже Родина.

Воспитатель: Родина – это земля, где ты родился. Мы с Вами живем в самой большой стране на Земле. Вы и знаете, как называется наша страна?

Дети: Россия.

Воспитатель: Правильно. Наша с вами страна называется Россия. Ребята, как называется то место в России, где мы живем?

Дети: Урал.

Воспитатель: В центре нашей страны расположен удивительный край – Урал. Наш край получил свое название по Уральским горам, пересекающим район с севера на юг.

Воспитатель: Ребята, а какие народы населяют Южный Урал?

Дети: русские, башкиры, татары.

Воспитатель:Молодцы ребята. Давным-давно Южный Урал был заселен проживающими рядом народами : русскими, татарами, башкирами, чувашами др. Все эти народы были пришлые, т. е. поселившимися здесь в самое разное время.

А давайте мы сейчас с вами поиграем в одну русскую народную хороводную игру «Чурилки» (от слова «чур»)

Правила: по считалке выбирают двоих, одному завязывают глаза, другому дают бубенцы. Все ходят вокруг них, поют:

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Позолочены концы.

Кто на бубенцах играет,

Того жмурки не поймают.

Или:

Колокольцы, бубенцы

Зазвонили, удальцы.

Отгадай, откуда звон?

После игрок с бубенцами начинает звонить, а ребенок с завязанными глазами — его ловить. Как только поймает, назначаются двое других. Игра продолжается.

Воспитатель: А сегодня мы с вами поговорим про традиционные народные жилища.

Русский народселился в избе. Дома были построены из бревен – срубы, а также встречались каменные дома. Рядом с домом стояли громадные, тяжелые русские ворота. Дворы охраняли цепные собаки. Дом состоял из одной комнаты – горницы, которая делилась на несколько частей с помощью домашней утвари.

Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство.

Бодня, предмет домашней утвари, представляла собой деревянную емкость для хранения одежды и мелких предметов домашнего обихода. Бодни обычно запирались на замок, хранились в клетях.

Для хранения громоздких хозяйственных припасов в клетях употреблялись бочки, кадки, лукошки разной величины и объема. Бочки в старину были самым обыкновенным вместилищем и жидкостей, и сыпучих тел, например: хлебного зерна, муки, льну, рыбы, мяса сушеного, поскони и разного мелкого товара.

Для заготовки впрок солений, квашений, мочений, кваса, воды, для хранения муки, крупы использовались кадки. Как правило, кадки делались из деревянных дощечек - клепок, стянутых обручами.

Лукошком называлась открытая емкость из луба, дно плоское, из деревянных досочек или коры. Делалось с ручкой-ложкой или без нее. Размеры лукошка определялись назначением и назывались соответственно: "набирка","мостинка","ягодница", "грибница", и т. п. Если лукошко предназначалось для хранения сыпучих продуктов, то закрывалось надевающейся сверху плоской крышкой.

На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок - утварь для приготовления пищи в виде глиняного сосуда с широким открытым верхом, имеющим низкий венчик, круглым туловом, плавно сужающимся к донцу.

Для подачи на стол кушаний использовалась такая столовая утварь как блюдо. Оно было обычно круглой или овальной формы, неглубоким, на невысоком поддоне, с широкими краями. В крестьянском быту были распространены главным образов деревянные блюда.

Для питья и приема пищи служила чаша или кружка.

Единственным приспособлением для еды, пока не появились вилки, служили ложки. В основном они были деревянными.

Кочерга, ухват, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью.

Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом. Помело представляет собой длинную деревянную рукоять, к концу которой привязывались сосновые, можжевеловые ветки, солома, мочало или тряпка. При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда.

Воспитатель: Вот такое ребята традиционное русское жилище. А сейчас мы с вами проверим, как вы запомнили.

Дидактическая игра. Дается изображения различной утвари и надо сказать, какая из них относится к русскому жилищу.

Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас мы поговорим про башкирское народное жилище.

Башкирское народное жилище. У башкирского народа жилище делилось на летнее и зимнее. В холодное время года башкиры жили в утепленных юртах или шалашах-чумах. Внутри такого жилища устанавливалась глинобитная печь, дым из которой выходил наружу.

Летом жили в легких, неутепленных юртах, а также в шалашах.

Внутри юрты обычно отделялась особой занавеской (шарашу) правая женская половина, где размещалась хозяйственная утварь, продукты; на левой, мужской половине стояли сундуки с имуществом, были разостланы кошмы, лежали подушки, по стенам висели верхняя одежда, полотенца, оружие, конская сбруя.

Деревянная утварь башкир. В огромных долбленых кадках хранили муку, зерно; в кадочках поменьше держали топлёный жир, солонину и другие припасы. В высоких и узких сосудах, в лубяных коробах перевозили масло, мёд, сметану, сыпучие продукты. Всевозможная деревянная посуда использовалась на кухне. В чанах и кадках замешивали тесто, взбалтывали кумыс, отстаивали молоко, сбивали масло, собирали простоквашу.

Деревянныечаши для еды различались не только по внешнему виду, но и по назначению. В одних чашах (алдыр) подавали ему только в кругу семьи. Другие (ашлау, Сара, аяк – большая чаша) являлись преимущественно торжественной или даже обрядовой посудой. Некоторые чаши (Сара, чора) были в употреблении, как в будни, так и в праздники.

Деревянные чаши небольших размеров были предназначены для напитков. Ритуальным и любимым напитком башкир был кумыс.

Ступы и пест были предназначены для обдирки процесса, дробления высушенных зёрен пшеницы и ячменя, измельчения соли. Поварские ложки, совки и лопатки также входили в обязательный состав кухонной утвари. Зерно и муку набирали с помощью совков на короткой ручке.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами теперь поиграем в народную башкирскую игра. Она называется Липкие пеньки (Йэбешкэкбукэндэр)

Правила: Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками. Пеньки не должны вставать с мест.

Воспитатель: Ребята, и вот мы поговорим про татарское народное жилище. Дом татар обычно делился на 2-4 части. Для каждого женатого сына имелась своя комната, а в ней устраивались нары (обычно представляет собой настил из досок, на который укладывается матрас, укрепляемый на некотором возвышении над полом). В одном углу на нарах помещалась постель – перина, подушки, одеяло. В доме соблюдался уют, порядок, опрятность. Печи несколько раз в год белились, а полы, потолки и стены красились. Если дом татар состоял из одной комнаты, то поперек комнаты тянулась занавеска, которая разделяла ее на две половины – женскую и мужскую.

Пищу в основном варят или жарят в котле, там же кипятят молоко, готовят корт (красный творог). В печи выпекают хлеб и прочие мучные изделия. Блюда на открытом огне почти не готовили, исключением являлись только яичница и тэчекыймак – оладьи.

В качестве посуды для готовки обычно использовали горшки, чугуны и большие сковороды, для приготовления губадии и бэлишей. Напитки хранили в глиняных кувшина и кринках.

Широко использовалась и деревянная утварь: доски, скалки, колотушки, поварешки, квашни для теста, ковши для воды. Мед хранили в кадках из липы, масло сбивали в деревянных маслобойках.

Чай татары пили из маленьких низких чашечек (прозванных в народе «татарскими») с блюдцем – так он не успевает остыть. На столе всегда стоял самовар с заварным чайником на конфорке.

Воспитатель: Вот ребята, мы с вами поиграли в русскую, башкирскую народную игру. А сейчас я вам предлагаю поиграть в татарскую народную игры, которая называется «Темербай».

Правила: дети в кругу, в центре — «Темербай», он говорит:

Пять детей у Темербая

Дружно, весело играют.

В речке быстро искупались,

Наплескались. Наплескались.

И красиво нарядились,

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так:(водящий делает движения, все повторяют).

Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя. Задачи: воспитывать уважительное отношение к старшим, закрепить знания о том, что раньше были большие семьи, где было много детей.

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас давайте проверим, как вы все запомнили. Для этого вам надо ответить на мои вопросы.

На экране будут появляться картинки и вы должны правильно ответить на вопросы.

1) Чья это утварь? (Ухват)

• Башкирская

• Русская

• Татарская

2) Чье это жилище?

• Башкирское

• Татарское

• Русское

3) Какой народ раньше готовил еду в котле?

• Русский

• Татарский

• Башкирский

Воспитатель: Молодцы ребята. Теперь вы знаете, какие народы живут на Южного Урале и особенности их жилища.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Декоративно-прикладное искусство Южного Урала» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Декоративно-прикладное искусство Южного Урала. Подоксенова М. М. Цель.

Конспект НОД по краеведению в средней группе. Тема: «Лекарственные растения Южного Урала» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,.

Конспект занятия «Как менялось жилище человека» Цель: Углубить знание детей об истории жилища человека, научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремится улучшить.

Мастер-класс «Культурное наследие Южного Урала» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Обручевкий детский сад» мастер класс «Культурное наследие Южного Урала».

Конспект занятия в старшей группе «Право на жилище» Цель: расширение знаний детей о правах человека. Задачи: Образовательные: -Закрепить знания о правах: «Право на имя», «Право на проживание.

Ознакомление детей с народным искусством Южного Урала Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального становления личности, формирования.

Проект по национально-региональному компоненту в средней группе «Жилища народов Южного Урала» Проект по национально-региональному компоненту в средней группе «Жилища народов Южного Урала» Воспитатель: Запащикова Ю. И. Тип проекта:.

Проект «Профессии Южного Урала. Профессия летчик»Проект «Профессии Южного Урала. Профессия летчик» Информационная карта проекта: Вид проекта: социально – коммуникативный Тип проекта: познавательно – творческий. Продолжительность проекта:.

Спортивный праздник «Игры народов Урала». Сценарий в форме путешествия по станциям — республикам Урала Спортивный праздник «Игры народов Урала» Ведущий Урал – место удивительное, сказочное. Не зря, народы жившие здесь с древних времен, считали.

Конспект занятия по ознакомлению детей с правом на жилище Цель: Познакомить детей с правом на жилище на основе литературных произведений. Задачи: Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Жилище народов Южного Урала»
Опубликовано: 8 мая 2016 в 20:18
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД