Качалкина Наталья Алексеевна
Конспект занятия «Жизнь и загадки пресного водоёма» для детей дошкольного возраста 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ЖИЗНЬ И ЗАГАДКИ ПРЕСНОГО ВОДОЕМА
Занятие по теме "Жизнь и загадки пресного водоёма" разработано для детей дошкольного возраста 5-6 лет. На занятии дошкольники познакомились с новым для них природным сообществом - пресным водоёмом, с многообразием растений и животных водоёмов, и их защитой.
Публикация «Конспект занятия „Жизнь и загадки пресного водоёма“ для детей дошкольного возраста 5–6 лет» размещена в разделах
(Слайд 2)
Цель: Знакомство с природным сообществом – пресным водоёмом, с многообразием животного и растительного мира водоёмов и их защитой.
Задачи:
1. Формировать у детей новые представления о пресном водоёме как природном сообществе.
2. Способствовать закреплению у детей новых знаний об естественных и искусственных водоёмах.
3. Расширить знания дошкольников о растениях и животных, обитающих в водоёме.
4. Развивать логическое мышление детей через установление причинно-следственных связей, сравнение, развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
5. Способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к удивительным растениям и животным водоемов, воспитанию стремления бережно относиться к природе в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие технологии: физминутка, артикуляционная гимнастика.
(Слайд 3)
Планируемые результаты:
1. Коммуникативные: Высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, умение слушать и понимать речь других.
2. Регулятивные: Умение преобразовывать практические задачу в познавательную, умение высказывать предположение и его доказать; анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.
3. Познавательные: Умение определить понятие «сообщество», структурирование знаний из личного опыта, выбор основания для сравнения типов водоёмов, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, умение добывать новые знания; делать выводы в результате совместной работы всей группы.
4. Личностные: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
(Слайд 4)
Используемый материал: глобус, Магнитный плакат «Природное сообщество водоема».
Ход занятия
1. Вступительная беседа: (Слайд 5)
- Ребята, подскажите, пожалуйста, что за предмет у меня на столе (глобус)
Что такое глобус? (макет Земли)
Какого цвета больше всего на глобусе? (синего,голубого)
Что же обозначается этими цветами? (вода)
Это не просто вода. Это дом, где живут самые разные существа.
Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Но во время путешествия вы будете выполнять роль гида, а я буду путешественником. А вот куда мы с вами пойдем, сейчас нам подскажут загадки :
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи:
Нет опоры для ноги. (Болото)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море. (Река)
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)
- Ребята, скажите, как назвать одним словом все отгадки? (водоём). Правильно, конечно же «водоём», а водоём – это природное сообщество.
Тема нашего занятия звучит так : «Природное сообщество-водоем».
А познакомиться с этим природным сообществом нам поможет магнитный плакат.
2. Виды пресных водоёмов и их образование
- Сегодня на занятии мы узнаем, почему водоём – это природное сообщество, какие обитают в пресном водоёме растения и животные, чем они интересны и необычны, как они зависят друг от друга, какое имеют значение для человека и как должен вести себя человек, чтобы не нарушать жизнь этого сообщества.
- Ребята, как вы думаете, что же такое водоём и как он образуется?
(В пониженных местах на поверхности Земли от дождей и таяния снегов накапливается вода, которая образует водоём).
- Какие типы пресных водоёмов вы знаете? (Река, ручей, озеро, пруд, болото, канал, водохранилище).
(Слайд 6)
- Ребята, а на какие две группы можно разделить водоемы?
1 группа - Естественные водоёмы – это водоёмы, которые созданы природой, без участия человека.
2 группа - Искусственные водоёмы – это водоёмы, которые создал человек.
Подумайте и приведите примеры искусственных и естественных водоёмов.
- Ребята, водоём – это природное сообщество, в котором уживаются вместе растения, животные.
3. Растения водоёмов. (Слайд 7)
Посмотрите на плакат. Что растет по берегам водоемов?
Вы правы: на берегах многих водоемах растут деревья и кустарники. Но чем ближе к воде, тем почва более влажная. Поэтому там растут высокие травы. Но есть растения, которые растут в самой воде. Все они хорошо приспособлены к своей среде обитания.
- А сейчас, мы с вами обратим внимание на наш магнитный плакат и поместим на него карточки с изображением растений, которые растут в водоёме.
Растение кувшинка представитель очень древних времен. Первые кувшинки росли в древних болотах и озерах еще во времена динозавров. Растет кувшинка, как и в древности, в стоячей или слабопроточной воде на глубине до двух метров. Кувшинка белая это представитель многолетних травянистых растений.
Водяной лютик относят к семейству лютиковых, которое включает около 600 видов. Название этого растения произошло от латинского слова лягушка. Поэтому говорят: там, где растет лютик, живут лягушки. Цветки имеют едкий или ядовитый сок. Это растение распространению по всему миру. Оно растет возле различных водоемов, в очень большом количестве.
Высота тростника может достигать 4-5 метров. Под порывами сильного ветра тростник может прогнуться к водной поверхности, практически касаясь ее, при этом никогда не сломается.
Калужница болотная – изменчивое растение. Она растет в болотистой местности и имеет плавающие листья.
- А как эти растения приспособились к жизни в воде?
• у них гибкие стебли, так как в воде сильное течение;
• мощные корневища;
• среди водных растений немало таких, которые имеют плавучие семена и плоды;
• водные растения приспособились даже к зимовке. К концу лета на растениях образуются почки, которые опускаются на дно, а весной всплывают и дают начало новому растению.
• А вы знаете, что многие из этих растений занесены в «Красную книгу» (кувшинки, калужница)
Дети помещает на магнитный плакат карточки с изображением растений (Слайд 8)
Артикуляционная гимнастика
- А как шуршат камыши? Выполним упражнение «Пошурши»
- Давайте тихонько встанем и пошуршим как камыши. Повторяйте за мной: чётко и ясно выделяем звук (ш)
ША-ШУ-ША ША-ШИ-ШО
ШИ-ШОШИ ШЕ-ША-ШУ
Дети качают поднятыми над головой руками и проговаривают слоги.
Молодцы!
4. Животные водоёмов. (Слайд 9)
- Ребята, посмотрите на магнитный плакат, подумайте и скажите :
-Без кого мы не можем представить себе водоём? (Животных)
Совершенно верно, без животных.
-Они обитают: на поверхности и в толще воды, на дне и на водных растениях. Они приспособились к условиям жизни в водоёме и тесно между собой связаны.
- Ребята, возьмите магнитные карточки с изображением рыб, которые обитают в водоемах и прикрепите их на плакате: ( Дети прикрепляют карточки с изображением рыб: окунь речной, щука, карп).
- Ребята, а вы знаете, что около водоемов обитают птицы, такие как цапля серая и камышовка. Они питаются рыбой и насекомыми.
Каких насекомых вы могли видеть у водоема?
(стрекоза, комары, водомерка)
А еще на берегах водоемов обитают тритон, который питается разнообразными растениями, и лягушка, которая питается насекомыми (стрекоза, комар).
Дополните наш плакат изображением этих животных.
Дети помещает на магнитный плакат карточки с изображением животных (Слайд 10)
ФИЗМИНУТКА: (Слайд 11)
На речушке две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались.
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись.
И обратно возвращались.
5. Охрана водоёмов. (Слайд 12)
Мы узнали, что водоем - это дом для растений и животных. А как мы должны вести себя, если пришли в гости в чужой дом?
- Что же может произойти с нашими водоёмами, если мы не будем их беречь? (они погибнут)
Подумайте, вспомните и скажите:
- Как люди могут нарушить природное равновесие в водоеме? (Слайд 36).
1. Предприятия сбрасывают в реки яды и химикаты. От этого гибнет рыба.
2. Мусор и грязь смывается дождями в воду и отравляет рыбу.
3. Мусор, выбрасываемый в водоем, загрязняет его и убивает обитателей. Птицы могут запутаться в веревках и погибнуть.
4. Когда сжигают топливо, например, каменный уголь, в воздух выделяются окислы серы и азота. От них дожди становятся кислотными, и рыба в пресном водоеме погибает.
- Наша природа – настоящая сокровищница! (Слайд 13)
В России очень много водоёмов. Они существуют на земле тысячи лет, являются одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина. Водоёмов с пресной водой на Земле мало, и охранять их просто необходимо.
6. Заключение
- Ребята, что вы узнали на занятии нового? Давайте еще раз вспомним, почему водоём называют природным сообществом? (в водоёме обитают разнообразные живые существа, растут растения, все они связаны между собой).
Водоем для них – дом, где много вкусной пищи, есть укрытие, можно вывести потомство.
Водоёмы – это не только украшение земли. Они имеют огромное значение для человека. Они украшают землю, радуют нас своей красотой. Люди здесь отдыхают: купаются, загорают. По воде на судах путешествуют и перевозят грузы. Из водоёмов берут воду, без которой не могут обойтись ни в быту, ни на производстве. Значение водоёмов в природе также очень велико.
Водоёмы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для тех растений и животных, которые живут в водоёмах, это – единственный дом.
Поэтому, ребята, постарайтесь, бывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты этим природе!
Взаимодействие с семьей: Нарисовать небольшие плакаты на тему:
«Мы наши водоемы в обиду не дадим».
Занятие закончено. Спасибо за внимание!