Надежда Веисова
Опыт работы «Журнал песен и стихов как один из способов визуализации для детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ППО: тема выступления: «Журнал песен и стихов, как один из способов визуализации для детей старшего дошкольного возраста»
МБДОУ «Лукоморье»
Музыкальный руководитель
Веисова Надежда Сергеевна.
Публикация «Опыт работы „Журнал песен и стихов как один из способов визуализации для детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Газета. Поделки из газет
- Опыт работы, практика
- Песни. Все материалы на тему песен
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.
Работая в детском саду, я столкнулась с проблемой – что детям трудно запоминать и правильно произносить тексты песен, стихов и сценок. Дети не любят запоминать песни как стихотворение, повторяя их несколько раз. Они быстро устают. Также переучивание неправильного произношения окончания слов для них происходит очень мучительно.
И так у меня возник вопрос? «Как сформировать речь ребенка, помочь ребенку почувствовать ритм речи, мелодию слов, запомнить содержание песни и эмоционально ее исполнить?»
Ответ я нашла для себя в приёме создания «Журнала песен и стихов» (схематизация, изображение) - в который заложена определенная информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей песни, сказки, стихотворений, явлений природы, некоторых действий. Это позволяет детям быстрее запомнить текст песни, стихотворения, полнее понять их содержание, а также развивает логическое мышление и творчество.
На первых порах я предлагала детям готовые мнемосхемы, а в дальнейшем, в старшей и подготовительной группе, детям начала предлагаеть уже самим придумать схемы к песням и стихам, создавая страничку за страничкой своего журнала.
Такие журналы эффективнее помогают запомнить детям структуру песни, стихотворения, а также это возможность развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.
Свою работу я строю по созданию журналов следующим образом в несколько этапов:
Прослушивание новой песни (стихотворения).
Беседа о характере песни и её содержании.
Обсуждение с детьми, какой картинкой мы ее сможем изобразить.
Создание страницы журнала (зарисовка).
Разучивание песен по фразам при помощи соответствующих тексту картинок.
Исполнение песни (стихотворения) по рисункам.
Суть таких журналов заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание подбирается изображение персонажей, явлений природы, некоторых действий и т. п. Схемы (изображения) составлены мною и детьми так, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию и не отвлекало их внимания лишними деталями. Глядя на эти схемы и рисунки дети легко воспроизводят текстовую информацию. Такой журнал служит своеобразным зрительным планом и помогает детям выстраивать последовательность запоминаемого текста.
Использование метода схематизации даёт хороший результат. Я заметила, что дошкольники лучше стали воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и удерживать ее в памяти долгое время. Такое применение журнала обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, обогащает методологию музыкально – образовательной деятельности и повышает интерес детей к занятиям музыкой и чтению стихов.
Я считаю, что эта технология очень актуальна сейчас, т. к. много уделяется внимания «голосу ребенка» и полезна в работе, как для музыкального руководителя, так и для воспитанников ДОУ.
Всегда ребенком запоминается лучше то, что сделано самим ребенком.
Но, есть одна тонкость при работе с журналом. Необходимо вовремя отойти от графического изображения текста, это позволит ребенку самому, без подсказок, исполнить разученную песню. Но наглядный материал усваивается лучше вербального. Многократные повторения способствуют более прочному запоминанию. После нескольких повторов дети способны рассказать стихотворение или исполнить песню без вспомогательных элементов. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение или песню. Использование такого журнала на занятиях позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать вербальную информацию.