Людмила Ельшина
Зимующие птицы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Вызвать у детей интерес к жизни зимующих птиц. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках зимующих птиц.
Развивать внимание и память, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное. Учить сравнивать, анализировать, делать обобщение.
Развивать умение детей составлять описательный рассказ по мнемотаблице, используя условные обозначения.
Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая их к рассказу.
Закрепить умение находить слова по звуковой схеме; понятия «зверь», «птица», «насекомое», «небылица».
Публикация «Зимующие птицы» размещена в разделах
Воспитывать любовь к птицам, получать радость от осознания того, что они могут спасти птиц от гибели.
Оборудование: картины «Ворона», «Воробей», «Снегирь», «Клёст», «Дятел» и мнемотаблицы к ним; кассета с грамзаписью голосов птиц.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимующими птицами, изготовление кормушек; чтение рассказов «Птицы нашего леса» Г. Скребицкого, «Пернатые певцы» Г. Снегирёва; игры «Опиши птицу», «Волшебный колпачок»; беседа «Зимующие птицы нашего края»; слушание аудиозаписи «Голоса птиц».
Ход занятия:
- Дети, а вы любите собирать звуки? Чтобы собирать звуки, надо сначала научиться их слышать. Сядьте прямо, положите руки на стол ладонями вниз. Внимательно слушайте!
Один звук вы будите зажимать в один кулачок, а два и более – в два кулачка.
Воспитатель произносит звуки:
[рл], [мь], [ск], [м], [йа], [ш], [сви], [с] и т. д.
Молодцы, вот, как много звуков вы набрали.
Да, мир вокруг нас полон звуков. Вслушиваясь в звучание мира, мы догадываемся о том, что происходит рядом с нами (пример: звон чайной ложки о стеклянный стакан – пьют чай и т. д.).
Прислушайтесь, что вы слышите?
А какие звуки мы можем слышать дома?
- скрип двери;
- телефонный звонок;
- тиканье часов;
- стук в дверь;
- гудение пылесоса;
- кашель, смех;
- речь диктора по радио;
- звон тарелок, кастрюль и т. д.
Но вот представьте, что мы отправляемся на луг, в лес, в парк и слышим совсем другие звуки, звуки живой и неживой природы.
Послушайте, какие звуки вы слышите?
(звучит запись дождя)
- Слышим звуки падающих капель, шум ветра, завывание ветра, раскаты грома, шелест деревьев и т. д.
- А какие ещё звуки можно услышать?
- Журчание ручейка, плеск воды, шелест травы, жужжание пчелы, хруст снега, голоса птиц и др.
- А есть ли звуки у тишины?
Включается грамзапись.
Среди огромного разнообразия звуков нас особо привлекают живые голоса природы. Природа объясняется с нами языком красок, запахов, звуков.
Голоса бесчисленных живых существ – маленьких и больших – доносятся со всех сторон: грозные и ласковые, приятные и неприятные, тихие и громкие. Но самые удивительные, зовущие, таинственные звуки природы – это голоса птиц.
Включается грамзапись – пение птиц.
- А вы хотите сказку о птицах?
- В одной сказочной стране, в сказочном лесу жили птицы. Они очень любили петь. Одни любили петь утром, когда просыпались, другие – вечером, когда заканчивался трудовой день и садилось солнышко. Так с песнями жили птицы, работали, выкармливали птенцов, отдыхали.
Но, однажды, как ураган налетел злой волшебник, закружил в вихре птиц и унёс их прекрасные песни.
Стало тихо в лесу. Мёртвым казался лес без птичьих песен. Загрустили птицы. Что делать? Как вернуть свои песенки?
В этом лесу жил добрый волшебник. Он записывал птичьи голоса волшебным карандашом на волшебной бумаге. Прочитали птицы свои песни, вспомнили их, запели снова. Ожил лес, зазвенел птичьими голосами.
Не успел записать добрый волшебник песенку скворца, поэтому теперь скворец поёт то, что слышит или повторяет песни других птиц.
А белый аист не нашёл своей песни. Не захотел он петь чужие. И остался безголосой птицей.
Теперь даже когда птицы улетают в тёплые края, завязывают они свои песни в узелок, кладут под крылышко и забирают с собой. Но в дальних тёплых странах птицы никогда не поют, может быть, потому что боятся потерять их, а может по какой другой причине. Но и не откладывают яиц и не выводят птенцов.
- Скажите, как звучит песня у скворца? Как поёт белый аист?
- Почему перелётные птицы всегда возвращаются на Родину?
(Потому что перелётные птицы откладывают яйца и выводят птенцов только на Родине)
- Ребята, вы сегодня слушали звуки человеческой речи, голоса птиц, звуки живой и неживой природы. Скажите, что такое звук?
(Звук – это то, что мы слышим и произносим)
II Сегодня к вам прилетели гости и принесли свои песни. Отгадайте, кто к нам прилетел.
Дети читают и отгадывают название птицы
«Тум – тум – тум» - дятел
«Кью, кью, кью, твист, твист, твист» - поползень
«Фиу – лиу, фиу – лиу, фить пирлю» - иволга
«Уд – уд – уд, уд – уд - уд» - удод
«Синь – синь, синь» - синица
«Рюм – рюм, рюм, Рюм – рюм, рюм» - снегирь
Дети читают, соотносят с изображением птицы на картине.
- С помощью чего записали птичьи звуки? (буквы).
- Что такое буква?
- Для чего служит буква?
- А что такое звук? Чем отличается звук от буквы?
Сегодня к вам прилетели птицы. Помогите птицам найти домики.
Дети выходят и ставят карточки к звуковым схемам.
Дети доказывают (делают звуковой анализ слов, обозначающих название птиц) свой выбор.
1. Какой звук мы обозначаем синей фишкой?
2. Какой звук мы обозначаем зелёной фишкой?
3. Какой - красной?
Физкультминутка
Руки подняли и закачали –
Это деревья в лесу,
Руки подняли, кисти встряхнули-
Ветер роняет листву.
Руки подняли, плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они сядут, тоже покажем-
Руки сложили назад.
III Сегодня мы поговорим о зимующих птицах.
-Скажите, какие птицы остаются зимовать вместе с нами?
-Почему эти птицы зимуют вместе с нами?
(Многие птицы, если зимой могут добыть себе корм, остаются зимовать с нами и хорошо переносят морозы)
- Чем они питаются?
(Они питаются почками, семенами и подами растений, спрятавшимися личинками насекомых, отыскивают корм около жилья человека).
Рассказать о зимующих птицах нам помогут наши таблицы.
В начале своего рассказа скажите коротко, 1-2 предложения, о внешнем виде птицы.
Кто хочет рассказать о птице?
(Дети по желанию составляют рассказ о птицах по мнемотическим таблицам. Остальные дети слушают, дополняют.)
IV Дидактическая игра «Зверь, птица, насекомое, небылица.»
- Наш любопытный и весёлый «колпачок» прилгашает вас поиграть. Хотите поиграть?
Ход игры:
Дети идут по кругу, взявшись за руки и говорят: «Мы по лугу шли, колпачок нашли. Зверь, птица, насекомое, небылица?»
В это время воспитатель надевает на одного из детей большой колпак, который закрывает глаза и даёт ему в руки палочку.
Воспитатель: «Раз, два, три!»
Ребёнок в колпаке крутится, останавливается, указывает палочкой на кого – нибудь из детей и произносит, например «зверь».
Ребёнок в кругу берёт палочку с другой стороны и называет любого зверя («медведь», (насекомое – бабочка, (птица – синица и т. д.)
На слово «небылица» надо придумать строчку или последнее слово к фразе, сказанной воспитателем так, чтобы получилась небылица. (Зимою на речке купаются…овечки и т. д.)
Игра проводится 4-5 раз.
Итог. - Что вы сегодня нового узнали на занятии?
Воспитатель: На этом наше занятие закончено.