МААМ-картинки

Значение чтения литературных и фольклорных произведений в речевом развитии ребенка 5–6 лет

Ольга Никитина
Значение чтения литературных и фольклорных произведений в речевом развитии ребенка 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Значение чтения литературных и фольклорных произведений

в речевом развитии ребенка 5-6 лет

Чтение книг - это не только удовольствие, но и важнейший фактор развития речи. Чтение обогащает словарный запас, способствует развитию коммуникации, делает дошкольника интересным собеседником. Литературные и фольклорные произведения – источники и учителя грамотного, выразительного и красивого слова.

Публикация «Значение чтения литературных и фольклорных произведений в речевом развитии ребенка 5–6 лет» размещена в разделах

Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять сам, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:

• в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз» и т. п. ;

• сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство. Например, «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове» и т. п. ;

• предложить ребенку изменить концовку сказки, используя приём введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности;

предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом;

• написать письмо своему любимому герою или автору сказки;

• сочинить разговор сказочных персонажей по телефону;

• придумать сказку по опорным словам. Например, ласточка, девочка, кот;

• рассказать историю от лица любого героя или предмета;

• описать одно и то же событие с разных точек зрения. Например, от лица веселого человека и грустного человека и т. д.

Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.

Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда понятен для дошкольников.

Пословицы и поговорки – сокровища русской народной речи и народной мудрости: они полны ярких образов, нередко построенных на оригинальных созвучиях и рифмах. Это явление не только языка, но и искусства, соприкосновение с которым очень важно для детей. В них сконцентрирован, обобщен опыт поколений, заложено культурное наследие народа. Пословица – краткое изречение с назидательным смыслом; поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Пословицы строятся на антитезе, чаще всего они имеют прямой и переносный смысл. Синтаксически они делятся на две части, во второй части содержится вывод, мораль, иногда поучительный смысл, например «Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года». Поговорка не имеет нравоучительного, поучающего смысла, тем не менее, ей свойственна метафоричность: «Убить двух зайцев», «Семь пятниц на неделе», «Заблудился в трех соснах». Ребенок должен не только понимать эти емкие, меткие выражения, но и уметь использовать их в жизни. С этой целью предлагаем вам поиграть с ребенком в эти игры.

Игра «Я начну, а ты продолжи»

Учит понимать образные слова в пословицах и поговорках и активно использовать их в речи; развивает интерес к значению слова.

Тише едешь – (дальше будешь).

Крепкую дружбу водой (не разольёшь).

Один в поле (не воин).

Под лежачий камень – (вода не течет).

Семь раз отмерь – (один отрежь).

Что посеешь – (то и пожнешь).

Игра «Угадай-ка»

Учит понимать образные слова в пословицах, поговорках, фразеологизмах, активно использовать их в речи; развивает понимание такого языкового явления, как многозначность слова.

Что вешают, приходя в уныние? (нос)

Что можно услышать в полной тишине? (как муха пролетит)

В чем можно утонуть опечалившись? (в слезах)

Что можно искать в поле? (ветра в поле)

Игра «Одним словом»

Учит объяснять смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов; развивает аналитическое мышление.

Как снег на голову (внезапно)

Вылетело из головы (забыть)

Со всех ног (быстро)

Рукой подать (близко)

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Картотека художественных произведений для чтения детям по пожарной безопасностиКартотека художественных произведений для чтения детям по пожарной безопасности Картотека художественных произведений для чтения детям по пожарной безопасности. Бианки В. Береги лес! / Лесная газета. Волынский Т. Кошкин.

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.

Консультация для педагогов «Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений» Слайд 1. Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений Слайд 2. Актуальность: С детской книгой малыш встречается уже в первые.

Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка»Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка» Ежегодно мы набираем в младшую группу детей. Какими неуклюжими пингвинчиками они подчас к нам приходят! Вырастить ребенка сильным, крепким,.

Музейная педагогика в освоении литературных произведений детьми раннего возрастаМузейная педагогика в освоении литературных произведений детьми раннего возраста В широком понимании музейная педагогика – наука о воспитании средствами музея. Это составляющая в образовательной системе, способствующая.

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведенийПедагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.

Применение технологии геймификации в речевом развитии дошкольниковПрименение технологии геймификации в речевом развитии дошкольников Геймификация - процесс использования игровых элементов в любом неигровом пространстве, для достижения реальных целей. Давайте разберемся.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение чтения литературных и фольклорных произведений в речевом развитии ребенка 5–6 лет
Опубликовано: 12 января 2023 в 00:08
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение чтения литературных и фольклорных произведений в речевом развитии ребенка 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Никитина (УИ 3153039) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД