Ольга Никитина
Значение чтения литературных и фольклорных произведений в речевом развитии ребенка 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Значение чтения литературных и фольклорных произведений
в речевом развитии ребенка 5-6 лет
Чтение книг - это не только удовольствие, но и важнейший фактор развития речи. Чтение обогащает словарный запас, способствует развитию коммуникации, делает дошкольника интересным собеседником. Литературные и фольклорные произведения – источники и учителя грамотного, выразительного и красивого слова.
Публикация «Значение чтения литературных и фольклорных произведений в речевом развитии ребенка 5–6 лет» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять сам, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:
• в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз» и т. п. ;
• сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство. Например, «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове» и т. п. ;
• предложить ребенку изменить концовку сказки, используя приём введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности;
• предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом;
• написать письмо своему любимому герою или автору сказки;
• сочинить разговор сказочных персонажей по телефону;
• придумать сказку по опорным словам. Например, ласточка, девочка, кот;
• рассказать историю от лица любого героя или предмета;
• описать одно и то же событие с разных точек зрения. Например, от лица веселого человека и грустного человека и т. д.
Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.
Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда понятен для дошкольников.
Пословицы и поговорки – сокровища русской народной речи и народной мудрости: они полны ярких образов, нередко построенных на оригинальных созвучиях и рифмах. Это явление не только языка, но и искусства, соприкосновение с которым очень важно для детей. В них сконцентрирован, обобщен опыт поколений, заложено культурное наследие народа. Пословица – краткое изречение с назидательным смыслом; поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Пословицы строятся на антитезе, чаще всего они имеют прямой и переносный смысл. Синтаксически они делятся на две части, во второй части содержится вывод, мораль, иногда поучительный смысл, например «Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года». Поговорка не имеет нравоучительного, поучающего смысла, тем не менее, ей свойственна метафоричность: «Убить двух зайцев», «Семь пятниц на неделе», «Заблудился в трех соснах». Ребенок должен не только понимать эти емкие, меткие выражения, но и уметь использовать их в жизни. С этой целью предлагаем вам поиграть с ребенком в эти игры.
Игра «Я начну, а ты продолжи»
Учит понимать образные слова в пословицах и поговорках и активно использовать их в речи; развивает интерес к значению слова.
Тише едешь – (дальше будешь).
Крепкую дружбу водой (не разольёшь).
Один в поле (не воин).
Под лежачий камень – (вода не течет).
Семь раз отмерь – (один отрежь).
Что посеешь – (то и пожнешь).
Игра «Угадай-ка»
Учит понимать образные слова в пословицах, поговорках, фразеологизмах, активно использовать их в речи; развивает понимание такого языкового явления, как многозначность слова.
Что вешают, приходя в уныние? (нос)
Что можно услышать в полной тишине? (как муха пролетит)
В чем можно утонуть опечалившись? (в слезах)
Что можно искать в поле? (ветра в поле)
Игра «Одним словом»
Учит объяснять смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов; развивает аналитическое мышление.
Как снег на голову (внезапно)
Вылетело из головы (забыть)
Со всех ног (быстро)
Рукой подать (близко)