Папки-передвижки

Значение фонопедической системы в речевом развитии детей дошкольного возраста

Ирина Поликанова
Значение фонопедической системы в речевом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Публикация «Значение фонопедической системы в речевом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие речевой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; понимание на слух различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Развитие речевых умений и навыков помогает детям улучшить память, научиться сосредотачиваться, рассуждать и делать выводы. Именно эти умения и навыки облегчают усвоение новых слов, прививают умение грамотно писать и абстрактно мыслить. Высокий уровень речевого развития позволяет ребенку рассказывать о событиях прошлого, настоящего и будущего, обобщать собственный опыт о людях, происшествиях и предметах. Также ребенок с хорошо развитыми речевыми навыками способен задавать вопросы, чтобы получать новую информацию об окружающем мире.

В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей : общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, различные виды искусства : изобразительное, музыка, театр, художественная литература.

Музыкальные занятия предоставляют хорошую возможность для развития артикуляционного аппарата ребенка и подготовки к правильному звукоизвлечению. В решении этих задач успешно закрепился фонопедический метод развития голоса по системе В. В. Емельянова.

Рассматриваемая система называется фонопедической, поскольку родилась в условиях логопедической практики, связанной с обучением управлением голосом, воспитанием навыков правильного голосоведения, постепенной активизации мышечного аппарта гортани при минимальной нагрузке. Значение термина «фонопедия» В. В. Емельянов определяет как «комплекс педагогических воздействий, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани с помощью специальных упражнений, коррекцию дыхания, а так же коррекцию самой личности обучающегося». В основе системы лежит координационно-тренировочный метод, основанный на технологическом, отстраненном от музыкально-исполнительских задач, подходе. Он основан на объективно существующих факторах голосообразования: биологической целесообразности, энергетической экономичности, акустической эффективности, обеспечиваемые саморегуляцией, самонастройкой, самообучением человека на базе его мозговой активности.

Фонопедический метод развития голоса - многоуровневая обучающая программа установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством.

Для детей дошкольного возраста применимы три начальных цика. Первый – артикуляционная гимнастика.

1. Слегка покусать зубами кончик языка.

2. Слегка покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать назад.

3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами с закрытым ртом.

4. Круговым движением провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.

5. Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.

6. Пощёлкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. ( Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие- медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко. Выстроить звуковысотные унисон и двухголосие).

7. Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.

8. Вытянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.

9. Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу обиженное выражение.

10. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное выражение.

11. Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе.

Второй – интонационно – фонетические упражнения.

№ 1.«Котик» (штро-бас)

Котик запрыгнул ко мне на колени,

Громко урчит, развалился в лени.

Я осторожно чешу за ушком,

Ласково глажу урчащее брюшко.

№ 2. «Страшная сказка»

Абстрактный вариант: Конкретный вариант:

У

УО

УОА

УОАЭ

УОАЭЫ СЛУШАЙ…

СЛУШАЙ ШОРОХ…

СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ…

СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА…

СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩИ ЛЕСА ДЫШИТ.

Ы

ЫЭ

ЫЭА

ЫЭАО

ЫЭАОУ ВЫШЕ…

ВЫШЕ ВЕТЕР…

ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК…

ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ…

ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ ГУЛКО.

Третий - упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК).

№ 1. «Буквоежка»

[A]Ш [A]Ш [A]Ш [A] Ш и так далее в последовательности: Ш, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж.

№ 2.

1) Греть руки дыханием.

2) Перевести беззвучный выдох в шипение горлом – h.

3) [A]h [A]h [A]h [A]h

4) [A]h [A]A [A]h [A]A [A]h [A]A

5) «Волна» : х х х А х х х А х х х А х х х

6) «От шёпота до крика» : 1-10 (P mf f ff)

7) «Крик»

Раз, два, …. ДЕСЯТЬ!

Шёпот… крикнуть

8) «Крик — вой»

у!

[А]А!

Фонопедический метод В. В. Емельянова – это своеобразный ускоренный тренаж развития голоса каждого ребенка, в процессе которого выполняются забавные упражнения, направленные на развитие здорового, сильного выразительного голоса.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возрастаКонструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Термин «конструирование» означает приведение в определенное.

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Значение конструктивной деятельности в развитии детей младшего возраста. Консультация для родителейЗначение конструктивной деятельности в развитии детей младшего возраста. Консультация для родителей Конструктивная деятельность тесно связана с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей, а также средством всестороннего.

Значение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возрастаЗначение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра - одна из более совершенных и эффективных форм реализации развития речи у детей на разных возрастных этапах. Она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение фонопедической системы в речевом развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 апреля 2020 в 21:03
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение фонопедической системы в речевом развитии детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Поликанова (УИ 812325) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД