МААМ-картинки

Значение художественной литературы в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями

Татьяна Тукиш
Значение художественной литературы в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями

Более тридцати лет работаю с детьми с различными речевыми нарушениями и всегда в своей работе подбираю только высокохудожественные произведения, как поэзию, так и прозу. Так как совершенно очевидно, что одним из важнейших аспектов формирования художественного вкуса у детей является качество используемых текстов. Важно использовать в работе с детьми только высоко-художественные произведения, а это прежде всего — классическая проза и поэзия.

Поэтому большую часть из используемых произведений составляет классика.

Публикация «Значение художественной литературы в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями» размещена в разделах

Слушая и заучивая стихотворения, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом. Все это расширяет словарь, обогащает его образными выражениями, а, следовательно, развивает образную речь. Глубоко убеждена в том, что только классические произведения, лучшие их образцы, способны развивать образную речь старше-го дошкольника. Чтобы полюбить поэзию, нужно прежде всего научиться ее слушать. И чем раньше дошкольник будет слышать лучшие образцы мировой литературы, тем быстрее он будет их пони-мать и ценить. Восприятие литературного произведения в школьные годы будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен, а этим нужно заниматься в дошкольном возрасте.

Хороший эмоциональный отклик находят у детей произведения А. Блока, И. Бунина, Ф. Тютчева и многих других. Я назвала этих авторов потому, что в данной статье подобраны произведения именно этих авторов, которые я использую при изучении лексических тем «Времена года» и «Лето».

Летний вечер

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,

Над рощей — красный диск луны,

И замирает песня жницы

Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,

Умчись без цели на коне

В туман и в луговые дали,

Навстречу ночи и луне! А. Блок

Стихотворение «Летний вечер – это лучший образец русской пейзажной лирики. Произведение не содержит тайного смысла и слишком ярких образов. Оно легко воспринимается любым читателем,в том числе и старшими дошкольниками.

Как весел грохот летних бурь

Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно.

Как под незримою пятой,

Лесные гнутся исполины;

Тревожно ропщут их вершины,

Как совещаясь меж собой, –

И сквозь внезапную тревогу

Немолчно слышен птичий свист,

И кой-где первый желтый лист,

Крутясь, слетает на дорогу…Ф. И. Тютчев

Тема стихотворения: начало грозы, описано ярко и очень поэтично.

Тональность стиха – весёлая, приподнятая. Гроза “оживает”, “набегает”, меняя всё вокруг. Образ грозы в стихотворении наделён характером и душой, созвучен радостному настроению. О прибли-жающейся осени говорит “первый жёлтый лист”, граница между летом и осенью уже близка.

Отличная пейзажная лирика. Очень много эпитетов: “прах летучий”, “небесная лазурь”, “опрометчиво-безумно”, “широколиственно и шумно”, “внезапная тревога”, что очень хорошо для развития образной речи дошкольников.

Метафора “лесные исполины” делает образ деревьев сказочно-волшебным, ярким и величествен-ным. Надвигающаяся буря клонит огромные деревья к земле, предвещая нечто грандиозное.

Очень много произведений о лете у И. А. Бунина.

После дождя

Всё море — как жемчужное зерцало,

Сирень с отливом млечно-золотым.

В дожде закатном радуга сияла.

Теперь душист над саклей тонкий дым.

Вон чайка села в бухточке скалистой,

Как поплавок. Взлетает иногда —

И видно, как струёю серебристой

Сбегает с лапок розовых вода.

У берегов в воде застыли скалы,

Под ними светит жидкий изумруд.

А там, вдали, — и жемчуг, и опалы

По золотистым яхонтам текут. И. А. Бунин

Летнее утро

Еще от дома на дворе

Синеют утренние тени,

И под навесами строений

Трава в холодном серебре;

Но уж сияет яркий зной,

Давно топор стучит в сарае,

И голубей пугливых стаи

Сверкают снежной белизной.

С зари кукушка за рекою

Кукует звучно вдалеке,

И в молодом березняке

Грибами пахнет и листвою.

На солнце светлая река

Трепещет радостно, смеется,

И гулко в роще отдается

Над нею ладный стук валька.

Летний вечер

Гаснет вечер, даль синеет.

Солнышко садится,

Степь да степь кругом - и всюду

Нива колосится!

Пахнет медом, зацветает

Белая гречиха.

Звон к вечерне из деревни

Долетает тихо.

А вдали кукушка в роще

Медленно кукует.

Счастлив тот, кто на работе

В поле заночует!

Гаснет вечер, скрылось солнце.

Лишь закат краснеет.

Счастлив тот, кому зарею

Теплый ветер веет;

Для кого мерцают кротко.

Светятся с приветом

В темном небе темной ночью

Звезды тихим светом;

Кто устал на ниве за день

И уснет глубоко

Мирным сном под звездным небом

На степи широкой! И. А. Бунин

Детство

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок - как шелк. Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол - гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

Перед рассветом

Еще утро не скоро, не скоро,

Ночь из тихих лесов не ушла.

Под навесами сонного бора –

Предрассветная теплая мгла.

Еще ранние птицы не пели,

Чуть сереют вверху небеса,

Влажно-зелены темные ели,

Пахнет летнею хвоей роса.

И пускай не светает подольше.

Этот медленный путь по лесам,

Эта ночь - не воротится больше,

Но легко пред разлукою нам.

Колокольчик в молчании бора

То замрет, то опять запоет.

Тихо ночь по долинам идет.

Еще утро не скоро, не скоро. И. А. Бунин

Летний дождь

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса.

Прошел внезапный дождь косыми полосами –

И снова глубоко синеют небеса

Над освеженными лесами.

Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи,

На солнце бархатом пшеницы отливают,

И в зелени ветвей, в березах у межи,

Беспечно иволги болтают.

И весел звучный лес, и ветер меж берез

Уж веет ласково, а белые березы

Роняют тихий дождь своих алмазных слез

И улыбаются сквозь слезы.

Летняя картина

Там, где тенистыми шатрами

Склонились ивы на затон,

Весь берег с тёмными садами

В зеркальной влаге отражён.

Там, где широкой мягкой тенью

Сокрыта в зелени река,

Всё веет сладостною ленью

Под тихий шёпот тростника.

Там, отдыхая, сердце дремлет,

Когда закат горит в огне,

И чутко в сонной тишине

Вечерним летним звукам внемлет. И. А. Бунин

Итак, художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь человека и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Художественная литература, особенно поэзия, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Публикации по теме:

Особенности поведения детей с речевыми нарушениями Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения.

Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями, посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений.

Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с речевыми нарушениями Содержание: 1. Развитие связной речи является важной частью в обучении детей дошкольного возраста. 2. Развитие связной речи дошкольников.

Зимушка-зима. Конспект НОД с детьми с ОВЗ (задержка психического развития с речевыми и поведенческими нарушениями) 4–5 лет Образовательная область : «Познание» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Художественно-эстетическое»,.

Консультации для родителей «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Консультация для воспитателей «Значение художественной литературы» На протяжении всей нашей жизни мы тесно взаимодействуем с книгами. В книгах можно найти много познавательного, интересного. Поэтому важно.

Основные направления развития коммуникативных умений у детей с речевыми нарушениями К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:.

Особенности коммуникации у детей с речевыми нарушениями ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Коммуникация — это обмен информации между людьми, в процессе которого человек сообщает.

Особенности познавательной и речевой активности у дошкольников с речевыми нарушениями ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Речевое развитие включает в себя: 1. Развитие словаря.

Упражнения для развития связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение художественной литературы в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями
Опубликовано: 20 февраля 2019 в 17:35
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД