Значение и особенности формирования звукопроизношения у дошкольников

Пархоменко Надежда
Значение и особенности формирования звукопроизношения у дошкольников

Исследователи детской речи и практические педагогические работники (воспитатели, учителя-логопеды, психологи) отмечают огромное значение речи, в том числе, правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления им социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Только через родной язык малыш входит в жизнь окружающих его людей. Хорошо развитая речь необходима ребёнку для успешного овладения программой детского сада, а в последующем - школы. Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать окружающий мир. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми. Малыш с хорошо развитой речью легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребёнка и другие стороны речи и личности в целом.

Для формирования правильного звукопроизношения необходимо развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного и голосового аппаратов, речевого дыхания, поскольку именно на этой основе происходит формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции. Также огромное значение имеет развитие восприятия речи, достаточно развитый фонетический и фонематический слух.

В чем особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками? Рассмотрим их.

К концу первого года жизни у ребёнка появляются слова. Затем, на 2-м году жизни, гласные звуки отделяются от согласных. После этого ребёнок учится различать и произносить сонорные и шумные согласные звуки, глухие и звонкие, твердые и мягкие и т. д. Пока малыш усваивает произношение того или иного звука, он произносит этот звук неустойчиво, часто через переходный звук. При переходе к правильному произношению ребёнок пользуется новым звуком в нужных и ненужных случаях. И лишь затем произношение звука приходит в норму.

Необходимо помнить, что речь формируется под контролем слуха. Умение произносить звуки и слова развивается постепенно с образованием связей между ощущениями от движений мышц речевого аппарата и слуховыми ощущениями от звуков, которые ребёнок произносит. К этим связям присоединяются и зрительные ощущения (от восприятия артикуляции говорящего). Немаловажную роль играет и наличие речевой подражательности.

Наличие дефектов произношения звуков у детей в возрасте 5-ти лет является сигналом того, что родители должны обратиться за помощью к учителю-логопеду. Именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за речью детей, чтобы вовремя предупредить недостатки звукопроизношения.

Важно помнить, что несовершенства произношения звуков родного языка закрепляются из-за неправильной речи окружающих, неблагоприятной обстановки, в которой живёт ребенок в период развития речи (шум, крики, суета, утомляющие и мешающие четко воспринимать речь). М. Е. Хватцев одной из причин недостатков звукопроизношения у детей называл «недостаточный учёт взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи» (не показывается артикуляция, не вызывается интерес к правильному произношению).

Однако необходимо знать, что непосильная речевая нагрузка ведёт к переутомлению, из-за чего недостатки звукопроизношения могут закрепиться. Поэтому, с одной стороны, важно системно и регулярно уделять внимание предупреждению речевых нарушений, с другой стороны, нельзя допустить переутомления детей при формировании у них правильного звукопроизношения.

Таким образом, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка, именно в дошкольном возрасте можно и нужно воспитывать у детей навыки правильного произношения, предупреждать появление дефектно произносимых звуков и нарушений других сторон речи.

Публикации по теме:

Игры для формирования правильного звукопроизношения Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое.

Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды с целью формирования коммуникативных навыков Моя тема выступления на методическом объединении «Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды с целью формирования.

Артикуляционная гимнастика — как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников. Гипотеза: Воспитание правильного произношения звуков и устранение дефектов произношения представляют как для воспитателей детских садов,.

Исследование «Особенности формирования невербальных средств общения у дошкольников с задержкой речевого развития» Введение Речевая деятельность появляется лишь при наличии определенных биологических факторов и предпосылок, при условии нормального созревания.

Консультация для педагогов «Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4–7 лет» Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4-7 летТехнология – это совокупность приемов, которые применяются в каком-либо.

Логопедический тренинг «Артикуляционная гимнастика как средство стимуляции формирования звукопроизношения»Логопедический тренинг «Артикуляционная гимнастика как средство стимуляции формирования звукопроизношения» Цель : познакомить педагогов с методами, приёмами и формами педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики. Оборудование:.

Особенности формирования представлений о величине у дошкольников Представления о величине предметов являются важной составляющей частью математических представлений у детей дошкольного возраста. Умение.

Особенности формирования зубочелюстной системы у детей и взаимосвязь с проблемами звукопроизношения Логопедам известно, что речевые нарушения достаточно часто являются следствием неправильного формирования артикуляционного аппарата: неровный.

Особенности формирования невербальных средств общения у старших дошкольников с нарушениями речи Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования всех мозговых.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Значение и особенности формирования звукопроизношения у дошкольников
Опубликовано: 16 декабря 2017 в 18:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация «Почему учиться трудно? Или что такое адаптация к школьному обучению»
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, и так и в физиологическом плане....
Фотоотчет о школьном мероприятии «Лев Толстой — детям»
В этом году исполняется 190 лет со дня рождения великого русского писателя Л. Н. Толстого. 20 сентября сотрудники библиотеки «Добродар» для юных читателей...
Мастер-класс «Муляж ягодного торта «Волшебство кондитера» для сюрпризных моментов»
Уважаемые коллеги сегодня представляю Вашему вниманию муляж ягодного торта "Волшебство кондитера". И проведу такой небольшой мастер-класс для...
Конспект образовательной деятельности для детей второй младшей группы «Лепка сыра из...
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Лепка с использованием«физкультминутки и пальчиковой гимнастики». В возрасте от 3 лет ребенку...
Конспект НОД «Познание: ознакомление с окружающим миром». Тема: «Живое — неживое» для...
НОД «Познание: ознакомление с окружающим миром» во 2 мл группе. Подготовил: Глазкова О. А. Тема: «Живое - неживое». Цель: Сформировать представления об...