Вурсал Вероника
Значение индивидуальных консультаций для родителей и особенности их проведения
▼ Скачать + Заказать документы
В ФГОС ДО сказано, что индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Публикация «Значение индивидуальных консультаций для родителей и особенности их проведения» размещена в разделах
При обращении к индивидуальным формам работы с родителями и воспитателями в ДОУ можно перейти к рассмотрению следующего направления профессиональной деятельности педагога-психолога – консультированию. Индивидуальное консультирование, как было отмечено ранее, осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а также (в редких случаях) самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение "реального" запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информативного характера. Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения - индивидуальная консультация.
Индивидуальные консультации - это форма работы педагога с родителями детей дошкольного возраста. Цель консультаций - повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей, помощь родителям в разрешении сложных педагогических ситуаций, проинформировать об успехах, достижениях ребёнка. Большую роль в индивидуальных консультациях играют эмоции. Поэтому педагог должен уметь найти особый подход к каждому родителю, чтобы индивидуальная консультация состоялась.
Основные поводы обращений по индивидуальному консультированию всех участников образовательного процесса, отмечаем что, у детей младшего дошкольного возраста проблемы возникают в период адаптации, кризиса трех лет и связанные с этими процессами эмоциональные нарушения. Родителей детей среднего дошкольного возраста также волнуют проблемы эмоционального развития детей, детско-родительские отношения. Важно отметить и педагоги, и психолог обращают внимание на проявление гиперактивности, возможные эмоциональные проявления-воспитатели просят помочь «справиться» с такими детьми. Педагог-психолог, в свою очередь информирует родителей о результатах диагностики и развивающее-коррекционной работе. В старшем дошкольном возрасте появляются вопросы, связанные с уровнем готовности к обучению в школе. Родителей все больше интересуют определение ведущей руки и, связанные с этим возможные проблемы, а также детско-родительские отношения. Воспитатели обращаются с запросами по конфликтным отношениям в группе между детьми, проблемам в усвоении программы обучения- невнимательность, слабое запоминание и т. д. Все это определяет важную особенность индивидуального консультирования – обращения, и запросы у всех участников образовательного процесса возникают по поводу психологических особенностей детей разного возраста.
Если говорить о процентном соотношении обращений, то консультаций, инициированных педагогом – психологом - 49%,индивидуальных консультаций по запросам родителей и по инициативе воспитателей почти одинаково– 25% и 26% соответственно. Отмечаем еще одну особенность - индивидуальные консультации в ДОУ проводятся, прежде всего, по приглашению педагога-психолога.
Необходимо отметить специфику индивидуального психологического консультирования в условиях детского сада. Она заключается в опосредованном характере консультирования, т. е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь.
Родители часто обращаются с проблемами: как готовить детей к школе, отсутствие у детей выраженных интересов, плохая память, неорганизованность, несамостоятельность, агрессивность, повышенная возбудимость или робость, боязливость; другими словами, имеется в виду все то, что принято обозначать словами «трудный ребенок».
В число основных запросов родителей детей дошкольного возраста, приходящих на консультацию к педагогу-психологу, входят следующее:
- «информацинно-познавательные», когда родители пытаются преодолеть дефицит общих знаний о закономерностях развития ребенка или уточнить некоторые аспекты знания, почерпнутого в каких-либо информационных источниках;
- «ресурсные», когда родители пытаются определить с помощью специалиста степень развития у него тех или иных важных личностных качеств и свойств;
- «проблемные», когда родители пытаются удостовериться в «нормальности» ребенка.
Значительная часть вопросов, составляющих содержание индивидуальных консультаций родителей детей дошкольного возраста, касается проблем общения и взаимоотношений в семье. К сожалению, часто родители не имеют мотивации работать над проблемами семьи, им проще находиться в позиции «жалобщика». Как правило, в таких случаях предметом работы становятся личностные проблемы взрослого или ребенка, причем изначально родители приходят с запросом по поводу уровня развития психических процессов, а в ходе беседы определяются проблемы взаимоотношений в семье. Здесь задача педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения — определить, обозначить, «прояснить» для клиента наличие проблемы.
Таким образом, основная цель психолога, работающего с родителями, - достижение возможно более глубокого и объективного понимания ребенка. Тактика работы с родителями предполагает :
-Подробное обсуждение конкретных результатов, полученных при обследовании ребенка;
- Информирование их о ходе коррекционной или развивающей работы, которую проводит психолог;
- Родителям полезно самим записать выводы и рекомендации, так как это поможет им обдумать результаты консультации, найти конкретные меры помощи, проверить их правильность, наблюдая за изменениями в поведении ребенка.
Установление доверия между психологом и родителями (родителем) - это главное в совместной работе детского психолога с родителем. Психолог должен внимательно выслушивать родителя, проявляя заинтересованность, эмпатию, а также выражать поддержку.
В настоящее время в практической деятельности педагога-психолога ДОУ индивидуальная работа с родителями должна быть направлена на пропаганду психологических знаний, на профилактику отклонений хода психического развития ребенка, а также на разработку рекомендаций по организации развивающее-коррекционной работы.
Подводя общий итог, хочется сказать о том, что индивидуальная консультативная работа в детском саду имеет принципиальное различие от той, которую осуществляет психолог в других учреждениях. Специфика состоит в том, что в процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования - максимально содействовать психическому, личностному развитию каждого ребенка.