Лучший педагог года

Значение использования средств изобразительной деятельности в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками

Самохина Алеся
Значение использования средств изобразительной деятельности в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольников с ОНР велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи. В этой деятельности дети выражают свои чувства и мысли, свои представления об окружающей жизни.

Публикация «Значение использования средств изобразительной деятельности в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками» размещена в разделах

В процессе изобразительной деятельности у детей развиваются графические умения и навыки, прямо связанные с подготовкой руки к письму: они фиксируют движение, при котором одновременно учатся расслаблять руку от плечевого сустава к кисти, мышцы ладони и пальцев. В таких упражнениях мягким карандашом дети изображают действия (качание, размахивание, определенные явления (труба дымит, море волнуется) или имитируют написание букв. Занятия по рисованию, лепке, конструированию развивают наблюдательность, воображение, инициативу, побуждают к практической деятельности, способствуют умственному развитию, воспитанию нравственных качеств, обогащению эстетических чувств.

Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением дети учатся выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с этим дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.

Изобразительная деятельность – художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому. Создавая рисунок, лепку, аппликацию дети отмечают, почему им нравятся

изображения, что в них интересного, почему они радуют их, и, наоборот, что вызывает отрицательное отношение. А это в свою очередь создает благоприятные условия для речевого развития.

Изобразительная деятельность представляет большие возможности для развития речи дошкольника. Прежде всего обогащается его словарный запас: на занятиях дети знакомятся с различными изобразительными материалами (пластилин, глина, гуашь, акварель и многое другое, узнают и называют их свойства; познают такие орудия деятельности, как карандаш, кисти, стеки, палитра и другое); усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, также влияет на развитие речи детей; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации с работой по развитию речи придается важное значение. На этих занятиях детям читают сказки, рассказы, разучивают с ними стихотворения. У детей развиваются речь, мыслительные способности, художественно-образные представления. И когда затем дети рисуют, лепят, вырезают и наклеивают изображения на темы сказок, рассказов, стихотворений активизируется их фантазия, они стремятся выразить свое отношение к тому, что узнали на занятиях по развитию речи, в изобразительной форме. В то же время сами занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию речи. Чтобы передать тему сказки, стихотворения, дети должны вспомнить содержание; с целью активизации речи детей в начале занятия им следует предлагать, объяснить, что и как они нарисуют, а по окончании – рассказать о своих работах и работах товарищей, оценивая их и мотивируя свою оценку. Детям нравится этот процесс, и каждый стремится высказаться. Если такой анализ в конце

занятия проводится систематически, сопровождается дополнениями и комментариями педагога, то дети приобретают умение создавать развернутые высказывания и даже небольшие рассказы о работах, при этом речь их обогащается, приобретает образную окраску благодаря включению эпитетов, образных сравнений, поэтических строк.

С целью развития образной, выразительной речи, повышения эмоциональной образности изображений, создаваемых детьми, повышения интереса у них к рисованию, лепке, аппликационной деятельности необходимо разнообразить формы проведения и анализа детских работ, предоставить детям больше свободы в выражении своего отношения к рисункам, лепке, аппликации.

Раскрывая основы взаимосвязи художественного слова и изобразительного искусства, Дмитриева Н. А. отмечала: «В природе литературного и пластического образца заложено нечто общее. И тот и другой отражает, воссоздает объективные явления, одухотворяет, опосредует их богатством духовной жизни художника, богатством вызываемых ассоциаций».

Для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, лепки, конструирования: умения пользоваться орудиями (кистью, карандашом, ножницами, планировать свои действия, ориентироваться на образец и указания взрослого, а также задумывать и осуществлять свой замысел.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией дошкольники учатся бережно относится к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности : планирование будущего рисунка, изображения, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их

настойчивости, способности к преодолению трудностей. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, лепки, аппликации.

Создание изображения ставит перед ребенком ряд задач, без решения которых процесс рисования, лепки, аппликации не может быть успешным. Так, для того чтобы изобразить окружающее ребенка (дом, машину, человека и другое, ему надо иметь отчетливые представления о том, что изображается, надо внимательно рассмотреть предмет, увидеть его основные части, их расположение, величину, цвет, уметь выделить общее и различное в разных предметах. Это требует умения проводить простой анализ предмета, сравнение его частей и разных предметов между собой, делать нужные обобщения, объединять предметы по сходству формы, строения и цвета.

По содержанию рисунка можно судить об уровне речевого развития ребёнка, по качеству изобразительных навыков – штриховке, силе нажима – о наличии дизартрической симптоматики. Спастичность характеризуется тем, что ребёнок при штриховке не в состоянии регулировать силу нажима и рвёт бумагу. При паретичности карандаш еле заметен; цвет рисунка бледный, он как бы размыт, не имеет чётких границ. Учитывая изобразительные особенности детей, имеющих нарушения речи, коррекционную работу надо строить так, чтобы повысить качество детского рисунка. Необходимо умелое коррекционное воздействие на познавательные и личностные качества детей, что не только совершенствует изобразительные навыки, но и способствует профилактике и коррекции речевых нарушений. Изобразительная деятельность повышает эмоционально-положительный фон, создаёт благоприятные условия для успешного развития ребёнка.

Изобразительная деятельность оказывает заметное коррекционно-развивающее воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (главным образом, моторику рук, речевое развитие, развитие личностных качеств, является средством развития самовыражения, выступает также как механизм коррекции, направленный непосредственно на баланс внутренних сил, а иногда и на актуализацию механизмов защиты, что так необходимо ребёнку.

Занятия по изобразительной деятельности классифицируются следующим образом: рисование, лепка и аппликация – предметная, декоративная, сюжетная. Сюжетные работы планируются после того, как дети приобретут необходимые для проявления самостоятельности знания, навыки, умения.

По каждому виду изобразительной деятельности планируются два типа занятий: по теме, предложенной педагогом, и по замыслу детей.

Рисование – это процесс изображения детьми различных предметов, сюжетов, событий, действий и т. д. в рисунке.

При предметном рисовании в старшей группе решаются следующие задачи:

- углубить знания детей об условиях жизни, способах передвижения животных, птиц и о зависимости от этого их внешнего вида, о зависимости вида неодушевленных объектов (вещей, машин) от их назначения, о многообразии способов изображения реальных и сказочных образов;

- развивать наблюдательность и образное восприятие мира;

- развивать воображение – учить создавать воображаемые ситуации для воображаемых образов;

- формировать эстетические чувства на основе восприятия прекрасного и воспитывать способность к сопереживанию изображаемым образом;

- формировать желание переносить в изобразительный материал увиденные предметы и образы; воплощать средствами линии, цвета представления о них;

- познакомить детей с положением предметов в пространстве и способами изображения пространственных отношений; учить определять пропорции предмета, то есть целесообразность и гармонию расположения его частей;

- учить использовать цвет для передачи реалистической окраски предметов, своего отношения к изображаемому;

- формировать изобразительную технику, умения и навыки;

- знакомить со свойствами изобразительных материалов и инструментов: краски гуашь и акварель; карандаши простые, цветные,

угольные; кисти; бумага белая, цветная, тонированная;

- развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму;

- развитие речи дошкольников.

На занятиях по декоративному рисованию детей учат украшать узорами различные предметы, поделки и рисунки, изображающие посуду, одежду, вещи. На этих занятиях решаются следующие задачи:

- воспитывать у ребенка умение видеть красивое в предметах, которые его окружают; совершенствовать чувство цвета, колорита;

- средствами декоративных композиций познакомить с основами композиции: чередованием элементов, симметричностью, ритмом, подчинением узора форме предмета и подчеркиванием характерной формы предмета, построением орнамента;

- формировать технику рисования, то есть рисовальные движения различного характера: проведение прямых, кривых, волнистых, плавно закругляющихся линий, нанесение мазков, а также технику работу несколькими красками;

- также развитие речи и мелкой моторики дошкольников.

Сюжетное рисование – это процесс изображения детьми связного содержания в рисунке нескольких предметов, связанных одним действием.

На занятиях по сюжетному рисованию решаются следующие задачи:

- учить детей изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием (картина природы, событие из окружающей жизни, эпизод из сказки, рассказа, стихотворения, песни, впечатления от праздника);

- учить изображать пространство на плоскости бумаги, где предметы располагаются ближе, дальше, рядом, за, около, сзади и т. д., на всем пространстве листа;

- учить самостоятельно решать цветовые отношения в рисунке: подбирать краски, подражая природе и народному искусству в контрастных и гармоничных сочетаниях, цветом передавать свое отношение (положительное, отрицательное, жизнерадостное, грустное, сочувствующее, нежное, уважительное и т. д., цветом изображать время года, время суток, место действия (север, юг, лес, море и т. д.);

- учить изображать взаимоотношения персонажей, изображать действия героев, предметы, с которыми они действуют; создавать элементарные психологические характеристики (добрый, злой, красивый, страшный, трусливый, смелый и т. д.); передавать пространственное расположение предметов (рядом друг с другом, вместе и т. д., пропорциональные отношения (большой, маленький, старший, младший и д. р.).

Для рисунков на заданные темы рекомендуется подбирать такие сюжеты:

а) из жизни детей: близкие и понятные им игры, занятия, развлечения, труд, их мечты, желания, любимые игрушки;

б) из наблюдений за окружающим: праздники, природа, спорт, труд людей, космос и т. д. ;

в) из мира изобразительного искусства : по иллюстрациям детских книг, репродукциям, рисунка;

г) из художественных произведений: сказок, рассказов, песен. Стихотворений, загадок, потешек, поговорок.

Аппликация – это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, бумага.

В старшей группе вводится способ изготовления аппликаций методом обрывания бумаги, который используется для изображения предметов неровной пушистой фактуры, некоторых пейзажей, для декоративных работ. В предметной аппликации проводятся занятия с натуры и по представлению, в декоративной – аппликация по мотивам народных орнаментов и по замыслу детей, в сюжетной – на тему, предложенную педагогом, и по замыслу детей. В декоративной и сюжетной аппликации возможна такая форма организации детской деятельности, как коллективная работа.

Предметная аппликация по своему содержанию близка к предметному рисованию. Прорисованные формы детям легче вырезать ножницами. Следовательно, темы работ целесообразно заимствовать из предметного рисования, заменяя предметы другими, но подобными по форме, конструкции, пропорциям и положению в пространстве. На занятиях по предметной аппликации решаются следующие задачи:

- совершенствовать чувство цвета в процессе самостоятельного выбора цвета бумаги и оттенков к ней;

углублять и систематизировать знания детей об основах конструкции предмета (все предметы состоят из частей, в основании всегда

находятся более массивные и крупные части, остальное – мелкие, характерные детали распределяются в зависимости от их назначения);

- развивать зрительно-двигательную координацию при овладении приемами вырезания округлых форм: упражнять обе руки в выполнении одновременно разных действий – левая держит и двигает направо лист, правая – работает ножницами, держа их от себя (при обрывании по кругу бумагу держит левая рука, правая обрывает бумагу по задуманной линии);

- учить наклеивать изображение на лист бумаги, начиная с самых крупных частей и дополняя их затем мелкими, характерными;

- учить составлять из прямолинейных и округлых форм цельные образы, закреплять технику вырезания по прямой с последующим использованием нарезанных и нарванных полосок и геометрических фигур, учить обрыванию бумаги по прямой линии;

- развитие мелкой моторики и речи дошкольников.

На занятиях по декоративной аппликации решаются следующие задачи:

- учить составлять декоративные композиции с учетом основных принципов построения узора: симметрии, повторов, ритма, чередования, подчеркивания формы предмета расположением элементов орнамента;

- учить детей, складывая бумагу в несколько слоев, вырезать сразу много геометрических декоративных элементов, фигур, разрезать пополам и по диагонали квадраты, прямоугольники, овалы и т. д., вырезать из бумаги, сложенной вдвое, симметричные формы, которыми украшаются центр и углы;

- закреплять навыки пользования клеем, навыки наклеивания (намазывать клей только по краю формы, не тереть поверхность руками, а слегка прижимать через салфетку, выступивший клей стирать).

- развивать мелкую моторику и речь дошкольников.

Характер и содержание сюжетной аппликации такие же, как и в рисовании, но реализуются они в другом материале, посредством другой техники. Сюжетная аппликация более трудоемкий процесс, чем сюжетное рисование. Поэтому используются коллективные формы работы – подгрупповые и групповые. Наиболее целесообразны группки из двух детей, сидящих рядом. Если дети выполняют сюжет индивидуально, желательно планировать программное содержание на два занятия. Это будет способствовать формированию устойчивого замысла, воспитанию умений планировать свою деятельность, доводить работу до конца, развитию творческих способностей.

Занятия по сюжетной аппликации не могут проводится часто, так как требуется время для накопления детьми знаний, впечатлений и навыков.

Лепка – это деятельность, в процессе которой ребенок создает объемные и рельефные фигуры из мягкого материала – глины или пластилина. Предметы, выполненные старшими дошкольниками по-прежнему имеют обобщенную форму, однако отличаются большей динамичностью, большим числом мелких деталей и дополнительных предметов, чем работы детей младшего и среднего возраста. Это углубляет образ, созданный ребенком, и открывает новые возможности для дальнейшего обучения его лепке.

В старшей группе продолжают совершенствовать технику лепки, уделяя особое внимание работе пальцами, что способствует более успешному развитию мелкой моторики у детей. В связи с этим большое место занимает лепка путем вытягивания из целого куска.

Техника работы с глиной предполагает умение пользоваться наборами стек. Стеками разной формы дети учатся обрабатывать поверхность изделий: надрезать форму, убирать лишнюю глину, зачищать, если нужно, поверхность изделия или что-либо изображать на ней.

Основные задачи по предметной лепке могут быть сформулированы следующим образом: обучать детей изображению характерных особенностей формы; воспитывать умения передавать элементарные пропорции, дополнять образ деталями, обогащать его декоративными элементами; передавать несложные движения фигур; плотно соединять части, пользуясь разной техникой скрепления.

Лепка по представлению характерна для старших дошкольников. Им нравится изображать предметы, виденные на улице, дома и в детском саду. Этот вид лепки развивает фантазию, творчество, память, наблюдательность и самостоятельность при отборе характерных особенностей предметов.

Во время лепки по замыслу дошкольники тоже изображают предметы по представлению, но задумывают предмет и отбирают выразительные средства и способы для его изображения самостоятельно. Лепка по замыслу проводится после того, как дети накопят определенный запас знаний о предметах и способах их изображения.

На занятиях по сюжетной лепке детей учат изображать характерную форму предмета, располагать фигурки на подставке таким образом, чтобы была передана их взаимосвязь и динамика. Композиции можно дополнять такими предметами, как пенек, травка, цветы, скамеечка и т. д. Их легко выполнять, а ребенку они помогают полнее раскрыть образную сторону сюжета. Не стоит ограничивать стремление детей сделать лепку выразительной за счет дополнительных предметов. Однако нужно следить за тем, чтобы ребенок точно и полно изображал форму основных предметов.

В старшей группе возрастные особенности детей открывают новые возможности для ознакомления их с народным творчеством и обучению

декоративной лепке. Каждое занятие предваряется ознакомлением дошкольников с предметами декоративно-прикладного искусства. На занятиях дошкольников учат лепить различными способами посуду, украшения и народные игрушки. Посуда украшается высоким и углубленным рельефом. Чтобы она получалась интересная, детям показывают украинские расписные тарелки, горшки и миски, гжель, хохлому и т. д. Ребенка увлекает возможность создания красивой посуды, но наиболее эффективен мотив общественной пользы – выполнить предметы для игры и украшения для групповой комнаты.

Таким образом, занятия по изобразительной деятельности оказывают заметное коррекционно-развивающее воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферы (особенно, мелкую моторику) и речевое развитие дошкольников.

Публикации по теме:

Моделирование ситуаций по безопасности в работе со старшими дошкольникамиМоделирование ситуаций по безопасности в работе со старшими дошкольниками Условием для полноценного развития коммуникативной компетентности дошкольника является формирование среды, способствующей раскрытию его.

Активизация двигательной и познавательной деятельности дошкольников на основе использования средств детского туризмаАктивизация двигательной и познавательной деятельности дошкольников на основе использования средств детского туризма Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, приобщения их к здоровому образу жизни, к активному отдыху, остро стоит в современном обществе.

Использование игровых приемов на этапе дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольникамиИспользование игровых приемов на этапе дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками Всем известно, что игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается.

Игры с предметными картинками в логопедической работе с дошкольниками Предметные картинки значительно облегчают труд учителя-логопеда. Это незаменимый, эффективный и доступный инструментарий любого детского.

Инновационные формы работы со старшими дошкольниками на занятиях по познавательно-исследовательской деятельности 1 слайд «Во всех, делах при максимуме сложностей, Подход к проблеме всё-таки один: Желанье - это множество возможностей, А нежеланье - миллион.

Использование информационно-коммуникативных технологий в проектной деятельности со старшими дошкольниками Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная.

Использование средств ИКТ в логопедической работе на этапе автоматизации и дифференциации звуковИспользование средств ИКТ в логопедической работе на этапе автоматизации и дифференциации звуков Актуальность. В наше время, в современной системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие.

Освоение старшими дошкольниками элементами актёрского мастерства в работе над образом «Освоение старшими дошкольниками элементами актёрского мастерства в работе над образом» В современной жизни владение актерским мастерством.

Кроссворды в работе с детьми. Конспект занятия со старшими дошкольниками Привяжи Жучку и Кузю к своим будкам. (старший дошкольный возраст) Цель: вызвать интерес к кроссворду,желание решить его,содействовать развитию.

Особенности использования народных игр в работе с дошкольниками «Особенности использования народных игр в работе с дошкольниками»Инструктор по ФК: Рагимова Ж. Е. Цель: приобщение детей к культуре народов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение использования средств изобразительной деятельности в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками
Опубликовано: 16 января 2016 в 22:17
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД