Получи документы

Значение музыкально-дидактических игр в жизни дошкольника

Александра Колмакова
Значение музыкально-дидактических игр в жизни дошкольника

Игра имеет важное значение в умственном, нравственном и физическом развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируется сенсорное развитие, личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения. Игровая деятельность является основной формой деятельности в детском саду. С дошкольниками младшего возраста игра и игровые приемы обучения должны использоваться ещё шире, чем с более старшими детьми, так как для малышей особенно важна игровая мотивация деятельности.

Публикация «Значение музыкально-дидактических игр в жизни дошкольника» размещена в разделах

Неоценимую помощь в решении задач сенсорного развития, развития музыкального слуха, познавательно - исследовательского, интеллектуального развития детей оказывают музыкально-дидактические игры, игровая форма которых облегчает процесс познания, делает его осознанным, позволяет обеспечить умственную активность каждого ребёнка. Я работаю с детьми младшего возраста и поэтому особое место отвожу формированию музыкально- сенсорных способностей, в основе которых лежит слушание, различение и воспроизведение основных свойств звука: высоты, длительности, силы, тембра. Так, на различение разных по высоте звуков использую озвученные игрушки: петушка, большого и маленького; кошку и котёнка; куклу большую и маленькую, даю детям послушать звук большого и маленького колокольчиков. Такие игры- упражнения на различение высоты звука способствую тому, что во второй младшей группе дети уже могут сами воспроизводить контрастные звуки. Например, в дидактической игре "определи,кто поёт" ребёнок на карточке у которого изображён котёнок, мяукая высоким голосом, а ребёнок с карточкой кошки- низким. Игровые действия помогают доносить до детей длительность звуков. Так, долгие удары с паузами по бубну означают, что мишка идёт, а короткие без пауз- зайка прыгает. Малышей привлекаю к отстукиванию ритма, когда собачка идёт, а когда бежит. В музыкально дидактической игре " Кукла шагает и бегает" дети определяют, что делает Кукла.

Музыкально-дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые, настольные, подвижные. Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука: высоты, тембра, динамики, ритма. Интересные, забавные, красочно-оформленные музыкально-дидактические игры вызывают у детей эмоциональный отклик. Как и всякая игра, музыкально-дидактическая, по своей структуре включает в себя развитие игровых действий, но дидактический материал этих игр отличается от музыкальных игр тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального слуха. Игровое действие только помогает ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить, некоторые свойства музыки. Содержание, структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха.

Остановлюсь на некоторых играх: музыкально-дидактическая игра "Чей домик?" муз. Тиличеевой - игра на различение высоты звука. Задача игры- ознакомить детей с высоким и низким звуком.

В группе расставлены стулья на некотором расстоянии друг от друга. Несколько детей садятся на них - "это кошки и котята". Воспитатель поёт песню, затем спрашивает: "Куда же наша Таня пойдёт, туда ли где кошка поёт. А может туда, где спросонок мяукает сладко котёнок?". Таня проходит вдоль стульев, стучит и спрашивает: "Кто в домике живёт?". Сидящий за стулом мяукает низким или высоким голосом, в зависимости от того, кого он хочет изобразить, кошку или котёнка. Воспитатель спрашивает у детей, правильно ли отгадала Таня. Если правильно, то Таня идёт в домик, а ребёнок, сидящий за стульчиком, становится зрителем. В этой игре прослеживается роль игровых правил. Они целиком связаны с качеством выполнения сенсорных заданий. Все дети, правильно выполнившие задания входят в домик. Дети различают звуки по длительности, например бег или ходьба в играх "Кто идёт", "Мышка бегает".

Усвоение динамических оттенков малышам удаётся легче. С большим удовольствием они выполняют простейшие движения, если они проходят под песню:

У ребяток ручки хлопают, тихо хлопают, тихо хлопают

Громче хлопают, сами хлопают.

Здесь задание ясно обозначено в тексте песни. Малыши после показа выполняют тихие и громкие хлопки в ладоши (под пение воспитателя).

На эту же задачу провожу игры "Тихие и громкие звоночки" муз. Рустамова, "Тихие и громкие погремушки". В этих играх использовать можно колокольчики или погремушки.

Ты звени, звонче тише, пусть тебя никто не слышит.

Ты сильней звени звонок, чтобы каждый слышать мог.

Или же:

Погремушечка звени. Тихо тихо не шали.

Погремушка громко бей, чтобы стало веселей.

На первый куплет дети тихо звенят, на второй громко. В этой игре также задание обозначено в песне, дети выполняют его.

Знакомство с музыкальными тембрами в музыкально-дидактических играх проводится тремя способами: восприятием человеческого голоса (пение, имитацией голосов птиц и животных, тембрами инструментов. Различение звукоподражания голосов животных и птиц- один из наиболее доступных способов ознакомления детей с тембрами.

Композиторы передают звукоподражание в музыкальном оформлении.

В игре "Угадай, на чём играю?" использовали погремушки, барабаны и дудки. Воспитатель поёт песню, дети внимательно слушают. Когда поё тся про звоночки: Эй вы, звоночки, зазвоните, весело звоните, динь-дили-день.

Дети, у которых в руках погремушки звенят ими. Если поётся про барабан - дети стучат палочкой по барабану и т. д. Дети эмоционально откликаются на музыку.

Во 2 мл. группе провожу игру на различение тембра человеческих голосов в игре "Узнай по голосу". Дети становятся в кругу, в центр круга встаёт ребёнок и закрывает глаза, дети двигаются по кругу и поют:

Ваня, ты сейчас в лесу,

Мы зовём тебя ау!

Ну-ка глазки закрывай, не робей,

Кто зовёт тебя, узнай ты по скорей.

Какой либо ребёнок (по заданию воспитателя) зовё т: "Ваня!". Ваня должен угадать имя - кто его позвал. Затем можно активизировать игру, ребёнок, который позвал, говорит: 1,2,3,4,5- Ну, попробуй-ка поймать (Ваня догоняет его).

Таким образом, интересно организованные музыкально-дидактические игры расширяют музыкальный слух, развивают познавательные интересы, влияют на сенсорное развитие, способствуют интеллектуальному развитию детей.

Публикации по теме:

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольникаЗначение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра - это основной вид игры ребенка.

Картотека музыкально-дидактических игрКартотека музыкально-дидактических игр Картотека музыкально-дидактических игр 1. «Волшебные часы»Цель: Повторение и закрепление изученного материала. Методика применения: Под.

Картотека музыкально-дидактических игр для средней группы Игры на развитие чувства ритма. УЧИТЕСЬ ТАНЦЕВАТЬ. Игровой материал: Большая матрешка и маленькие (по числу играющих). Ход игры: Дети сидят.

Картотека музыкально-дидактических игр для старшей группы Учим различать тембровую окраску. СКОЛЬКО НАС ПОЕТ? Игровой материал: Фланелеграф (планшет со вставными карманами, три матрёшки-картинки.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Консультация музыкального руководителя «Значение музыкально-ритмического воспитания в ДОУ»Консультация музыкального руководителя «Значение музыкально-ритмического воспитания в ДОУ» Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер. образы передаются в движениях. Основой является.

Мастер-класс для педагогов «Эти строки посвящаю Родине своей. Значение поэзии в развитии дошкольника» Цель мастер-класса: Обратить внимание педагогов на значение поэзии в развитии дошкольника. Материалы и оборудование: материал для разучивания.

Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие.

Выступление на педагогическом совете «Значение предметно-развивающей среды для социализации дошкольника» Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности,.

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника. Младший дошкольный возрастЗначение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника. Младший дошкольный возраст В дошкольном возрасте основным видом деятельности дошкольника является игра, с помощью которой происходит формирование всех сторон личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение музыкально-дидактических игр в жизни дошкольника
Опубликовано: 19 февраля 2020 в 19:09
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД