Значение пальчиковых игр и упражнений на развитие дошкольников

Наталья Пшеничная
Значение пальчиковых игр и упражнений на развитие дошкольников

Движение пальцев к кистей рук имеет огромное значение в развитии детей дошкольного возраста. На ладони и на стопе находятся очень важные биологические активные точки. воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов. Массируя большой палец-голова,указательный- желудок,средний- кишечник,безымянный палец-печень, мизинец-сердце. Влияние рук на мозг человека было известно еще давно до нашей эры. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет:Движение пальцев рук исторически, входе развития человечества, тесно связано с речевой функцией. Примерно так же развивается речь ребенка.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев рук отстает (ребенок не правильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом,не может закрутить крупный конструктор)то и задерживается речевое развитие,хотя общая моторика быть в норме. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук. Обычно ребенок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты, память, внимание, связная речь. слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

1. способность овладению навыками мелкой моторики.

2. помогает развивать речь.

3. повышает работоспособность коры головного мозга.

4. развивает у ребенка психологические процессы:мышление, внимание, память, воображение.

5. снимает тревожность.

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры и упражнения нужно проводить ежедневно и в детском саду, и по дороге домой, и во дворе. Во время занятия учитывайте индивидуальность вашего ребенка, его возраст и настроение. то что кажется простым для вас для ребенка может быть очень сложным и не выполнимым. Первые неудачи могут вызвать разочарование. Нужно заботится о том чтобы деятельность ребенка была успешной- это будет подкреплять его интерес к занятиям и играм. Приступив к занятиям не забывайте, что вы самый родной и близкий человек, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.

Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

1 Ладушки (развитие мелких движений кисти, чувства ритма)ребенок выполняет хлопки в ладоши сначала подражая взрослому,а потом по его словесному указанию (над головой, перед собой, за спиной).Взрослый задает сначала темп медленный потом ускоряется.

2 игра с пальчиками (развитие подвижности пальцев рук).

Мой мизинчик, где ты был?

с безымянным щи варил,

А со средним кашу ел,

С указательным запел.

А большой меня встречал.

И конфеткой угощал.

указательный на правой

вел в поход нас всей оравой.

3. Пальчики в лесу (освоение название пальцев)

один, два, три, четыре, пять:

Вышли пальчики гулять!

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистит стол,

Этот- резал, этот - ел,

Ну, а этот лишь глядел.

Приложение 2. Пальчиковая гимнастика для 2 младшей группы

1 «Ладони на столе». На счет «раз, два» - пальцы врозь - вместе.

2 «Пальчики здороваются». На счет «раз, два, три, четыре, пять» поочередно соединяются пальцы обеих рук - большой с большим, указательный с указательным.

3 «Ладошки- кулачок-ребро». На счет «раз, два, три» поочередно касаются ладошками, кулачками, ребрами обеих рук.

«Человечек». Указательный и средний пальцы сначала правой, потом левой руки бегают по столу.

4 «Дети бегут на перегонки». Движения, как в четвертый том упражнении, но выполняются одновременно обеими руками.

Инсценирование потешки:

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

5 «Коза». Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой.

6 «Козлята». То же упражнение, но одновременно выполняется пальцами обеих рук.

7 «Очки». Образовать два круга из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

8 «Деревья». Поднять обе руки, ладонями к себе, широко расставив пальцы.

9 Инсценирование потешки:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья,

Дети сгибают пальцы в кулачок, а потом разгибают по одному пальцу, начиная с большого.

Приложение 3. Пальчиковая гимнастика для средней группы

Комплекс 1:

1 - «Пчела». Вращать указательным пальцем правой, а затем левой руки.

2 - «Пчелы». То же упражнение выполняется двумя руками одновременно.

3 - «Лодочка». Концы пальцев направить вперед, прижать

4 руки друг к другу, слегка согнув пальцы.

5 - «Солнечные лучи». Скрестить пальцы, поднять руки

6 вверх, расставить пальцы.

- «Пассажиры в автобусе». Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук - вверх, большие пальцы вытянуты вверх.

- «Игра- потешка». Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

- Тише, пальчик, не шуми!

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.

Комплекс 2:

1 «Замок». На счет «раз» - ладони вместе, на счет «два» пальцы соединяются в «замок».

2 «Л и с а и заяц». Лиса крадется, все пальцы медленно «шагают» по столу вперед, заяц «убегает» - перебирая пальцами, быстро двигается назад.

3 «Паук». Пальцы согнуты, медленно передвигается по столу.

4 «Бабочка». Ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе (бабочка машет крыльями).

5 «Счет до четырех». Большой палец соединяется поочередно со всеми остальными.

«Цветок»:

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки.

Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу. Развести пальцы и слегка округлить их. Развести пальцы рук. Ритмичное движение пальцами врозь- вместе. Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

Приложение 4. Пальчиковая гимнастика для старшей группы

Комплекс 1:

1 - «Флажо к». Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.

- «Птички». Поочередно большой палец соединяется остальными.

- «Гнездо». Соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.

- «Ц в е т о к». То же, но пальцы разъединить.

- «Корни растений». Прижать кисти рук тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.

- Игра- потешка «Дружные пальчики». Пальцы одной руки сжаты в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры пальцы сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху.

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький,

Безымянный - кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну, а этот - средний, длинный,

Он как раз посередине.

Комплекс 2:

«Двое разговаривают». Сжать обе руки в кулаки,

большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу.

«Стол». Правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.

«Кресло». Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально.

«Ворота». Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.

«Мост». Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.

Потешка «По грибы». Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца:

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот веток натаскал,

Этот пальчик все поел,

Оттого и потолстел.

Комплекс 3:

«Ромашка». Соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.

«Тюльпан». Полусогнутые пальцы обеих рук, образуя чашечку цветка, соединить.

Сжимание-разжимание кистей рук на счет «раз-

Наши алые цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Комплекс 4:

- «Улитка с усиками». Положит, правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их.

- «Раковина улитки». Правая рука на столе, левую руку положить сверху.

- «Ежик». Ладони соединены, прямые пальцы выставить вверх.

- «Кот». Средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх.

- «Волк». Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх.

Мы делили апельсин.

Апельсин всего один.

Эта долька для кота,

Эта долька для крота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура.

Приложение 5. Пальчиковая гимнастика для подготовительной группы

Комплекс 1:

«Ножницы». Указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами.

«Колокол». Скрестив пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, спустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им.

«Дом». Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой рук.

«Волчонок с водой». Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие.

«Пожарные». Упражнение с предметом: используется игрушечная лестница, указательный и средний пальцы бегут по ней.

Потешка «Прятки». Сжимание и разжимание рук в ритме стиха:

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так -

Так головки убирали.

Комплекс 2:

«Птички летают». Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.

«Птица, высиживающая пте н цо в». Пальцы одной руки слегка прикрыты и согнуты, другая рука покоится между большим и указательным пальцами.

«П т и ч к и клюют». Большой палец поочередно соединять с остальными пальцами.

«Полет птицы». Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперед.

Комплекс 3:

«Зайчик». Указательный и средний пальцы разведены, безымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.

«Большой зайчик». Руки на столе ладонью вниз, три первых пальца вытянуты вперед, два последних загнуты.

«Бежит собачка». Рука на столе ладонью вниз, указательный палец вытянут вперед, остальные «бегут» по столу.

«Собачка». Локоть левой руки на столе, рука сжата в кулак, указательный и большой пальцы вытянуты вверх, локоть двигается вперед - бегущая женщина. Правая рука изображает собачку.

К

Публикации по теме:

Дорожка здоровьяДорожка здоровья Доказано, что каждый внутренний орган связан с наружными покровами организма рефлекторными путями. На стопе, как на распределительном щите,.

«Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста» Презентация:"Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста". Моторика - совокупность двигательных реакций (общая.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Домашние животные
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Значение пальчиковых игр и упражнений на развитие дошкольников
Опубликовано: 17 марта 2015 в 15:11
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Кнопка +1 теперь с бонусами
Теперь звёздочка может подарить не только +1, но и 2, 3, а в редких случаях и 10 баллов рейтинга.
13 ноября. День рождения «Азбуки для детей» Льва Толстого

Многие поколения русской интеллигенции рассуждали на тему невежественности и неграмотности народа, сокрушались по этому поводу. Одним из немногих, кто вместо рассуждений попытался изменить ситуацию...

13 ноября. Всемирный день доброты

Доброта объединяет народы и спасает мир, ведь это качество по умолчанию заложено в нашей природе и доступно каждому человеку. С целью распространения доброты по планете был учрежден ее официальный...

Фото-отчет сенсорных дидактических игр своими руками, для детей от 3 до 5 лет
Сенсорная культура — это залог всестороннего развития, успешной деятельности, формирования мыслящей личности, которая стремится к познанию окружающего...
НОД «Синичкин день» в средней группе
Цель: познакомить детей с народным праздником - 12 ноября «Синичкиным днем». Программные задачи: - закрепить знания детей о зимующих птицах...
Фотоотчёт наблюдения с детьми средней группы «Дары с моря»
ЦЕЛЬ: дать детям представление о разнообразии природных объектов. Задачи: формировать представление о морских обитателях и их видах. Развивать речь,...