Папки-передвижки

Значение раннего сенсорного воспитания

Ольга Вержбицкая
Значение раннего сенсорного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Публикация «Значение раннего сенсорного воспитания» размещена в разделах

В дом ребенка я пришла работать в январе 2001 года. На каждого ребенка я завела карту нервно-психического развития, где отмечены как достижения ребенка, так и его отставание в развитии. В соответствии с этими картами я провожу занятия или индивидуальную работу в свободное от занятий время. Для занятия я беру одного - двух детей, если материал повторяется, то двух - трех.

Занимаясь с ребенком, я всегда помню, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными, малышу еще очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного вида деятельности к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребенка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает (особенно, когда малыш видит новые и яркие предметы, но также легко и пропадает. Поэтому при организации развивающих игр - занятий я использую три правила.

1. Не давать малышу для постоянного пользования игрушки и пособия, с которыми буду проводить игры, чтобы у него не пропадал интерес к ним.

2. Во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения.

3. Пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими, не более 3-5 минут, но я всегда стремлюсь, чтобы ребенок довел начатое дело до конца.

В своей работе я использовала следующую литературу: «Сенсорное воспитание в детском саду» под ред. Н. Н. Подъякова; «Воспитание сенсорной культуры ребенка» под ред. Л. А. Венгера; «Занятия по сенсорному воспитанию» Э. Г. Пилюгиной; «Игры и игровые упражнения для развития речи» Г. С. Швайко под ред. В. В. Гербовой.

В этих книгах содержатся рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста. Авторы предлагают систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы и величины предметов. А так же показано место сенсорного воспитания в педагогическом процессе кА на занятиях, так и в повседневной жизни, раскрыто содержание и определены методы его в различных видах детской деятельности: рисовании, лепке, конструировании, труде и т. п.

Умения воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать требуют специального обучения по определенной системе.

Основной метод сенсорного воспитания детей - это обследование.

Обследование - это специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной деятельности.

Я использую основные методы обследования.

1. Восприятие целостного образа предмета.

2. Вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств (форма, величина, цвет и т. д.).

3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа).

4. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным

5. Повторное целостное восприятие предмета.

Обучение обследованию я провожу с учетом возрастных различий

детей.

Детям младшего возраста я предлагаю для обследования предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более мягким.

Ведущей формой сенсорного воспитания и обучения являются занятия, основанные на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера.

Планомерное развитие у детей восприятия и представление о цвете, форме и величине предмета осуществляется в процессе обучения изобразительной деятельности, конструированию и родному языку.

Особое значение я отвожу дидактической игре. На занятиях такого рода сенсорные и умственные задачи я ставлю перед детьми в игровой форме. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не только в процессе учебной деятельности, а и в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования, достижений результата).

Важное значение я отвожу упражнениям с дидактическими материалами и игрушками (с наборами геометрических фигур, сборно-разборными игрушками, вкладышами и т. д.). Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие определенной формы и др., позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.

Упражнения с дидактическими материалами и игрушками, как и упражнения с наборами мелких игрушек и предметов, подобранных по определенным качествам (форме, величине и др., чаще всего я включаю в

занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим. Я забочусь о том, чтобы у каждого ребенка был необходимый материал, и дети правильно с ним действовали.

Я считаю, что эффективность занятий по сенсорному развитию повысигея, если они будут учить детей не только общепринятому употреблению предметов, но и исследовательскому отношению к ним.

Нужно показывать детям новое, игровое применение предмета, побуждая ребенка к поиску своих вариантов, выявления его новых свойств, развивать речь и воображение.

Игровые сюжеты я подбираю в зависимости от имеющихся игрушек. Например: желтая белочка собирает желтые орешки (орешки — крупная мозаика, кукла в синем платье села в синюю машину, красной матрешке подбираем красный платочек.

Содержание игровых приемов я изменяю и расширяю в зависимости от уровня развития детей. Однако непременными должны оставаться два условия. Во-первых, занятия при всей их вариативности должны обеспечивать усвоение детьми навыков и умений, предусмотренных «Программой.». Поэтому на втором занятии только повторяю с ребенком освоенные действия и учу малышей переносить эти действия на новые предметы, в новые условия. И лишь на третьем занятии после повторения программного материала я провожу обыгрывание и обследование других свойств данного предмета. Во-вторых, производя какие либо действия, я стараюсь, чтобы ребенок сопровождал их речью.

В группе очень много материала по сенсорному воспитанию. Он накапливался не один год. Основная часть материала была куплена в магазинах. Некоторый материал изготовлен своими руками.

Я изготовила следующие пособия.

1 «Чудесный мешочек». Мешочек выполнен из кусочков ткани

основных цветов. К нему подобраны мелкие игрушки

соответствующих цветов (колечки, кубики, шарики, уточки, рыбки).

2. Сшила платья для четырех кукол (красное, желтое, синее, зеленое). В группе есть набор посуды соответствующего цвета и

размера (чашки, блюдца, ложечки).

Дидактическая задача: закреплять умение группировать предметы по цвету. Иногда провожу игры «Напоим кукол чаем».

3. Сшила коврик «Найди место котенку». На коврике изображена большая кошка, пришиты четыре кармашка основных цветов, а у котят соответствующего цвета бант.

Дидактическая задача: закреплять у детей умение группировать предметы по цвету.

4. Коврик, состоящий из четырех частей разного цвета. На нем пришиты пуговицы. Из цветной кожи вырезаны цветы соответствующего цвета.

Дидактическая задача: учить детей обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Развивать мелкую мускулатуру рук путем надевания цветочков на пуговицы.

5. Коврик, состоящий из четырех частей разного цвета. В каждой части есть кармашек, который застегивается на замочек, пуговицу, липкую ленту, шнурок. К этому коврику подобраны мелкие игрушки соответствующего цвета.

Дидактическая задача: закреплять у детей умение группировать предметы по цвету. Коврик иногда использую в форме игры «спрячь игрушку в кармашек соответствующего цвета».

После проведенной мной работы я увидела следующие результаты: у Детей накопился чувственный опыт в процессе практических действий с предметами, появились начальные представления о предметной Действительности, которые будут уточняться и качественно углубляться на

соответствующих цветов (колечки, кубики, шарики, уточки, рыбки).

2. Сшила платья для четырех кукол (красное, желтое, синее, зеленое). В группе есть набор посуды соответствующего цвета и

размера (чашки, блюдца, ложечки).

Дидактическая задача: закреплять умение группировать предметы по цвету. Иногда провожу игры «Напоим кукол чаем».

3. Сшила коврик «Найди место котенку». На коврике изображена большая кошка, пришиты четыре кармашка основных цветов, а у котят соответствующего цвета бант.

Дидактическая задача: закреплять у детей умение группировать предметы по цвету.

4. Коврик, состоящий из четырех частей разного цвета. На нем пришиты пуговицы. Из цветной кожи вырезаны цветы соответствующего цвета.

Дидактическая задача: учить детей обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Развивать мелкую мускулатуру рук путем надевания цветочков на пуговицы.

5. Коврик, состоящий из четырех частей разного цвета. В каждой части есть кармашек, который застегивается на замочек, пуговицу, липкую ленту, шнурок. К этому коврику подобраны мелкие игрушки соответствующего цвета.

Дидактическая задача: закреплять у детей умение группировать предметы по цвету. Коврик иногда использую в форме игры «спрячь игрушку в кармашек соответствующего цвета».

После проведенной мной работы я увидела следующие результаты: у Детей накопился чувственный опыт в процессе практических действий с предметами, появились начальные представления о предметной Действительности, которые будут уточняться и качественно углубляться на

соответствующих цветов (колечки, кубики, шарики, уточки, рыбки).

2. Сшила платья для четырех кукол (красное, желтое, синее, зеленое). В группе есть набор посуды соответствующего цвета и

размера (чашки, блюдца, ложечки).

Дидактическая задача: закреплять умение группировать предметы по цвету. Иногда провожу игры «Напоим кукол чаем».

3. Сшила коврик «Найди место котенку». На коврике изображена большая кошка, пришиты четыре кармашка основных цветов, а у котят соответствующего цвета бант.

Дидактическая задача: закреплять у детей умение группировать предметы по цвету.

4. Коврик, состоящий из четырех частей разного цвета. На нем пришиты пуговицы. Из цветной кожи вырезаны цветы соответствующего цвета.

Дидактическая задача: учить детей обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Развивать мелкую мускулатуру рук путем надевания цветочков на пуговицы.

5. Коврик, состоящий из четырех частей разного цвета. В каждой части есть кармашек, который застегивается на замочек, пуговицу, липкую ленту, шнурок. К этому коврику подобраны мелкие игрушки соответствующего цвета.

Дидактическая задача: закреплять у детей умение группировать предметы по цвету. Коврик иногда использую в форме игры «спрячь игрушку в кармашек соответствующего цвета».

После проведенной мной работы я увидела следующие результаты: у Детей накопился чувственный опыт в процессе практических действий с предметами, появились начальные представления о предметной Действительности, которые будут уточняться и качественно углубляться на

протяжении всего последующего периода дошкольного детства. Например, Андрей Долганов, в два года, занимаясь с пирамидкой, учитывал в одном случае размеры колец, в другом — их цвет. Кирилл Андреев, в два года, собирая матрешку, определял верхнюю и нижнюю половину, правильно соотносил их по размеру, быстро соединял части игрушки. Эти дети к трем годам собирали конструкции из 3-4 цилиндров разной величины и одного цвета, или чередовали детали по цвету и по величине. То есть, дети не просто составляли башенку, а выполняли ее в системе по показу, а затем по словесной инструкции, объяснению взрослого. У Андрея Долганова к 3,5 годам было развито наглядно- образное мышление, он собирал башенку согласно рисунку.

В дальнейшем я хочу продолжить работу по этой теме. При планировании занятий я буду учитывать два фактора, влияющие на развитие познавательной активности детей, - это поддержание устойчивого ориентированного интереса к дидактическим игрушкам и возможность самостоятельно действовать с ними, в результате чего дети будут делать для себя маленькие открытия.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения как средство сенсорного воспитания младших дошкольников.Дидактические игры и упражнения как средство сенсорного воспитания младших дошкольников. В этот раз хотелось бы поговорить о сенсорном развитии малышей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования.

Дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста Возрастная группа. II младшая группа «»Солнечный город». С декабря 2013 по май 2015г. проработала в I младшей группе по Программе «От рождения.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами сенсорного воспитания «Весенняя песня» (ранний возраст) Программное содержание: Образовательные задачи: • Обогатить представления детей о жизнедеятельности птиц (птицы вьют гнездо, высиживают.

Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания» Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление.

Консультация для родителей «Значение сенсорного восприятия. Сенсорные игры малышей»Консультация для родителей «Значение сенсорного восприятия. Сенсорные игры малышей» Воспитатель Владимирова М. Н. В 2015 – 2016 учебном году я выбрала для себя тему по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей».

Консультация для воспитателей «Значение экологического воспитания в интеллектуальном развитии детей» Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач: - развитие экологических представлений, знаний.

Опыт работы «Значение сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста» Сенсорное развитие – это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который признаны изменить. А. М. Тарамин В настоящее время не.

Принципы сенсорного воспитания В дошкольном учреждении, обеспечивая условия для формирования сенсорного (чувственного) опыта, решается важная задача своевременного развития.

Природа родного края как важнейший элемент сенсорного воспитания детей дошкольного возрастаПрирода родного края как важнейший элемент сенсорного воспитания детей дошкольного возраста Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка — это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться.

Экспресс-карточки для сенсорного развития детей раннего возрастаЭкспресс-карточки для сенсорного развития детей раннего возраста Как известно, дошкольный возраст- это время активного познания окружающего мира. Ребенок, переступив порог детского сада знакомится с предметами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение раннего сенсорного воспитания
Опубликовано: 28 августа 2016 в 05:27
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение раннего сенсорного воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Вержбицкая (УИ 148124) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД