Приложение МААМ

Значение распевок в коррекционной работе с детьми с ОНР

Мария Храменкова
Значение распевок в коррекционной работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Система музыкальных занятий в детском саду предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. Особенно важна эта работа в группах воспитанников с нарушениями в развитии речи. Многолетний опыт диагностики этих детей показывает, что они, как правило, отстают от сверстников и в музыкальном развитии: аритмичность, плохой мелодический слух и музыкальная память, интонационная невыразительность, - вот что необходимо преодолеть педагогу, приступившему к работе с детьми логопедической группы. Особенности речевого аппарата этих детей заключаются в вялости лицевых мышц, зажатости нижней челюсти, плохой работе резонаторов. Это зачастую усугубляется зажатостью плечевого пояса, что в значительной мере затрудняет выработку правильного певческого дыхания. Необходимым условием успешной работы с такими детьми является эмоциональность педагога и развитие детских эмоций. В работе нужно использовать различные методы, приемы, способы формирования вокальных навыков у детей. В работе с детьми с ОНР наибольший эффект дают упражнений системы В. Емельянова, в основе которой лежит фонопедический метод.

Публикация «Значение распевок в коррекционной работе с детьми с ОНР» размещена в разделах

Работа над звукообразованием начинается с распевок, в которых много гласных и звонкие согласные в окончаниях слов. Отправной точкой при обучении пению является эталон певческого звука. Поэтому широко используются песни - игры, построенные по принципу «эха», в которых у детей, с одной стороны, есть возможность ориентации на эталон певческого звучания, а с другой - увеличивается возможность самоконтроля и постоянного сравнения своего исполнения с исполнением педагога.

Поэтому же принципу идет работа по разучиванию всех песен, стараясь разнообразить многократное повторение одной и той же фразы, вводя элементы игры. Например: дети стоят в кругу, педагог с мячом в центре круга. Педагог пропевает фразу и бросает мяч одному из детей. Ребенок, получивший мяч, должен повторить пропетое педагогом. В другом случае ребенок, получивший мяч, должен пропеть следующую фразу и вернуть мяч. В любом случае получается, что каждая вторая фраза звучит в исполнении педагога и должна быть эталоном певческого звука. Еще одна игра - «Продолжи песню». Начинает песню педагог, а далее каждый ребенок, которому передают мяч, поет по одной фразе и передает мяч следующему. Мяч должен передаваться на последний ударный слог пропеваемой фразы, для того чтобы следующий исполнитель успел взять дыхание. Несомненно, что особое значение в вокальной работе с детьми логопедических групп имеет работа над дикцией. При помощи упражнений, требующих от детей как можно шире открывать рот, раскрепощаем нижнюю челюсть, что помогает добиться утрированного произношения гласных «о», «а», «я». Это помогает добиваться интонационной выразительности исполнения. Как правило, в словах песни, на которые приходится логическое ударение, ударные слоги приходятся на более долгие длительности.

Работа над любой песней или попевкой определяется обязательно и музыкальными, и логопедическими задачами. Успех для всего описанного выше обеспечен лишь в случае соблюдения темпа и ритма. Разучивание новой песни начинаем в медленном темпе, но со строгим соблюдением ритма, указанного автором. Это для детей с ОНР порой представляет сложность, рекомендовано использовать движения, помогающие удержать метр: покачивания корпуса (вправо - влево, похлопывание ладошками по коленям, хлопки в ладоши во время пауз.

В музыкальном направлении широко используется: фонопедический метод по В. В. Емельянову. Применяется этот метод в коррекционной работе с детьми с ОНР. Биоакустическая цель этого метода: включение и развитие защитных механизмов фонации. Критерии, по которым строится вся работа, это акустическая эффективность, энергетическая экономичность, биологическая целесообразность. Приведем пример этого метода.

"Машина"

Накачаем шины: с-с-с-с-с 3-3- 3-3-3 ш-ш-ш- ш

На машине едем к маме,

Мы не ели, мы не спали,

Целый день мы за рулем,

Всё нам было нипочем.

В пении как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявлять свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Однако у них иногда отсутствует культура пения: большинство детей неточно интонируют, скандируют слова песни, поют громко, крикливо, не владеют в достаточной степени певческими навыками, поют невыразительно.

В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильностью положения губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни.

Для этого хорошо использовать ряд приёмов.

Использование игрового приёма "машина гудит".

Небольшой группе детей предлагается спеть заданный звук. Если они не справляются, музыкальный руководитель поднимает красный флажок - машина ехать не может", если справляются, но не очень хорошо, - поднимает желтый флажок, а если хорошо, то зелёный - "можно проезжать". Если из детей кто-то хорошо различает правильное и неправильное исполнение, роль светофора можно предложить ему.

И еще на один прием координации слуха и пения хочется обратить внимание.

Предлагаем ребёнку слегка прикрыть пальчиком слуховой канал одного уха. В этом случае он будет хорошо слышать своё исполнение, а открытое ухо позволит слышать музыкальное сопровождение и пение других детей.

В процессе работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями оказались эффективными упражнения распевки :

Пение вокализов, несложных мелодий с каким-либо гласным звуком, затем транспонируя мелодию и меняя гласный звук. Например, мелодию "ре - ми - фа - ми - ре" надо пропеть со звуком а, затем на пол тона выше со звуком о и т. д.

Пропевание слогов "ми - мэ - ма - мо - му" на одном звуке, затем то же самое на последующих звуках.

Пропевание нисходящих мажорных трезвучий на гласных "и-а-у", "е - о - а" и т. д.

Правильно организованная предметно-развивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка. Совместно с воспитателями разнообразили музыкальные уголки, в которые должны способствовать развитию музыкальных способностей детей, т. е. предусмотреть значительное увеличение и обогащение возможностей для музыкального развития каждого ребенка, В свободное от занятий время у детей есть возможность прослушать любимые музыкальные произведения и песни, самостоятельно исполнять знакомые песни, устраивая своеобразные концерты. Игра на ударно - шумовых музыкальных инструментах помогает развивать чувство ритма и развивает творческие способности детей.

Тесное взаимодействие педагогов на основе хорошо продуманной и налаженной сети интегрированных связей, качественной комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка, чем достигается высокая эффективность и стабильность результатов.

Публикации по теме:

Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная общая.

Использование лепбука в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная книжка или папка с кармашками, дверками,.

Использование логосказки в коррекционной работе с детьми ОНР Мастер-класс на тему «Использование логосказки в коррекционной работе с детьми ОНР». В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений.

Использование песочной игротерапии в коррекционной работе с детьми В нашей группе мы систематически используем различные инновационные технологии. Очень эффективной педагогической технологией является песочная.

Использование пластилинографии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗИспользование пластилинографии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Использование пластилинографии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Доброго времени суток посетители моей странички. Сегодня.

Как я использую элементы ТРИЗ в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны.

Лэпбук и его значение в работе с детьми дошкольного возраста Слайд 1 Лэпбук и его значение в работе с детьми дошкольного возраста. МБДОУ д/с № 19 Слайд 2 В связи с реализацией ФГОС дошкольного образования.

Нетрадиционные технологии в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями Использование нетрадиционных методов в коррекционной педагогикеИспользование нетрадиционных методов в коррекционной педагогике на сегодняшний.

Консультация для родителей «Особенности коррекционной работы с детьми ОНР 4–5 лет» Консультация для родителей: «Особенности коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 4-5 лет» Слайд 2 Слайд.

Статья «Возможности игры в коррекционной работе с детьми» Жукова Т. И., воспитатель ГБДОУ детский сад №16 компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга Возможности игры в коррекционной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение распевок в коррекционной работе с детьми с ОНР
Опубликовано: 6 февраля 2018 в 16:15
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение распевок в коррекционной работе с детьми с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Мария Храменкова (УИ 809749) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД