Юлия Сухарева
Значение развитой речи для маленького гражданина
▼ Скачать + Заказать документы
Значение речи столь велико для человека, что это трудно переоценить. Хорошо развитая речь в жизни каждого из нас — это и успешность обучения в школе и качество межличностных отношений с окружающими и выбор будущей профессии и психологический комфорт семейной жизни.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека. На этом возрастном этапе закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Публикация «Значение развитой речи для маленького гражданина» размещена в разделах
Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно- нравственного развития личности ребенка. Оно может и должно служить средством в развитии речи детей. Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы можно сказать, что дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Патриотическое воспитание детей является одной из задач дошкольного образовательного учреждения. Надо, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых дней формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижение страны, любовь и уважение к армии; гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту.
Формирование патриотического воспитания ребенка включает в себя задачи : воспитывать гуманистические чувства у детей; формировать бережное отношения к природе и всему живому; знакомить детей с русскими народными традициями, прививать любовь и уважение к ним; развивать социальные и коммуникативные навыки.
В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Необходимо развивать не только навыки правильной речи, но и формировать речь выразительной и образной.
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми.
Задачи для развития коммуникативных навыков решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитываются в ребенке не только патриотические чувства, но и формируются его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей.
Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Заучивание стихотворений, песен посвященных Дню Защитника Отечества и Дню победы, чтение пословиц и поговорок о мужестве, героизме, смелости - все это помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Литературные произведения отбираются по степени их доступности для данного возраста, по нравственным и литературно-художественным качествам. Наша задача – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Мы предаем большое значение расширению словарного запаса детей путем объяснения им незнакомых слов, их происхождения и исторического значения. Художественные произведения разных жанров по гражданскому воспитанию способствуют развитию у детей эмоционально – образного восприятия сказок, стихов, рассказов и умению оценивать характер и поступки героев ( Например: Илья Муромец - это не вымышленный персонаж русских былин, а настоящий человек, герой, богатырь.
Ему приписывают такие качества характера, как смелость, решительность, доброта, справедливость, упорство, честность, бескорыстие, верность своему Отечеству и товарищам, преданность. Благодаря этим качествам он всегда достигал поставленной цели, никакие враги ему были не страшны.
Большое значение в духовно- нравственном развития личности ребенка имеют и беседы по темам:
1. Родной город : формирование знаний об истории возникновения и развития города, его достопримечательностях, известных людях, традициях, праздниках, промыслах, учреждениях, обеспечивающих комфорт и досуг его жителей; на воспитание привязанности, чувства восхищения своим городом, бережного отношения к традициям и культуре.
2. Родная страна : формирование знаний об истории возникновения и развития России, его символике, праздниках, традициях, известных людях; об армии, ее значении, о людях других национальностей, живущих в России; развитие чувства привязанности, причастности к своему Отечеству, интереса к его обществу, интереса к его прошлому и настоящему, гордости за достижения; формирование способов передачи своего отношения в разных видах деятельности.
3. Семья : становление чувств и причастия к своей семье, родовой чести, ответственности перед членами семьи, знание ее традиций, нравственных ориентиров, формирование способов проявления любви, заботы и уважения к членам семьи; составление семейных альбомов.
Также в коррекционно – развивающей работе используются следующие упражнения:
1. «Слова-друзья» или «Скажи по-другому». Цель - знакомить детей со словами – синонимами типа: страна – государство; Родина - Отчизна, Отечество; Россия – Русь; воин - солдат, боец, защитники т. п.
2.«Слова - наоборот». Цель – знакомство детей со словами -антонимами: враг - друг, плен – воля, смелый – трусливый, правда – ложь, молодой-старый, высокий-низкий и т. п
• «Подбери признаки» Цель – подбор прилагательных к существительным и согласование этих частей речи между собой : мама (какая)- добрая, красивая, умная, ласковая. Папа (какой)- строгий, умный, сильный. Защитник Отечества (какой)- отважный, бесстрашный, смелый, храбрый, мужественный.
4. «Подбери действие» Цель- подбор глаголов к существительным : Защищать Родину –это значит (что делать)-охранять, беречь.
5. «Кому что нужно?» Танкисту нужен танк, десантнику нужен парашют, автоматчику- автомат, летчику –самолет.
6. «Образуй новое слово» - обогащение словаря детей за счёт обучения навыкам словообразования. Например:
- образования родственных слов: город – городской, городок, пригород, горожане, городничий, городишко, городище; Родина – родной, род, родственник, родители и т. п.
- образования прилагательных от словосочетаний: площадь рядом с вокзалом – привокзальная площадь. Семья, в которой много детей - многодетная семья.
- сложных слов, например: гостеприимный, жизнерадостный, многолюдный, многоэтажный ;
Таким образом, можно отметить, что большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок, — уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах его деятельности. И для своевременного развития речи ребенка имеет большое значение отношение к нему взрослого, т. к. внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребенком тесный контакт и развивать его речи.