Лучший педагог года

Значение речевых игр для детей младшего дошкольного возраста.

Ирина Семёнова
Значение речевых игр для детей младшего дошкольного возраста.

Значение речевых игр для детей младшего дошкольного возраста

Семёнова Ирина Владимировна,

Учитель-логопед

СЗОУ ДО Гимназии 1538

Аннотация

Основным приемом коррекции речевых патологий у детей младшего дошкольного возраста является речевая игра, так как игровая деятельность служит ведущим типом деятельности дошкольников. В данной статье будут продемонстрированы примеры построения конкретных речевых игр, а также приведен анализ их воздействия на речевые патологии воспитанников.

Ключевые слова

Общее недоразвитие речи (ОНР, тяжелое нарушение речи (ТНР).

Публикация «Значение речевых игр для детей младшего дошкольного возраста,» размещена в разделах

Текст статьи

В последние годы все больше стали обращать внимание на детей младшего дошкольного возраста (четвертый год жизни) с тяжелой речевой патологией : алалией, дизартрией, ринолалией, имеющих лепетную речь или резко выраженное недоразвитие речи. У этих детей речь практически не развита, словесные средства отсутствуют; в лучшем случае они общаются с помощью лепетных слов или звукоподражаний. Другие дети общаются с помощью речевых средств, набор которых крайне ограничен. Их речь малопонятна окружающим. Все эти дети нуждаются в квалифицированной помощи невропатолога, логопеда, психолога, которую они и получают при поступлении в логопедические или инклюзивные группы [8].

Основным приёмом работы во всех пяти образовательных областях (речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с ФГОС носят игровой характер и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом.

Основой речевой игры является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в процессе игры в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.

В процессе обучения происходит совмещение элементов игры и обучения, постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры, повышение умственной и речевой активности ребенка. Формируется органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка. Прослеживается единство обучающих и воспитательных воздействий.

Игровой материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Речевые игры способствуют развитию фонематического слуха и восприятия, воспитывают внимание к звуковой стороне речи, развивают внимание к звукослоговой структуре слова.

Развивают фонетическую сторону речи, формируют правильное речевое дыхание.

Развивают силу, динамику, модуляцию голоса, интонационную выразительность и ритмичность речи.

Игры развивают импрессивную (пассивную) речь, помогают работать над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, формируют умение вслушиваться в речь.

Способствуют развитию экспрессивного (активного) словаря, формированию и совершенствованию грамматического строя речи, развитию разговорной (диалогической) речи и речевого общения.

Формируют умение заканчивать фразу, учат договаривать за взрослым слова и словосочетания, умение отвечать на вопросы.

На базе ДО Гимназии 1538 функционировала группа, в которую были зачислены дети трех-четырех лет с ТНР.

В данной группе важной составляющей работы педагогов являлось общение с детьми во время игры, что позволяло специалистам быстрее вызвать ребенка на контакт, построить с ним доверительные отношения.

В данной статье продемонстрированы примеры построения конкретных речевых игр при разработке которых использовались методические рекомендации Н. В. Нищевой [8].

Игра «Пить-Есть»

Цели. Формирование грамматического строя речи, обучение употреблению глаголов: буду пить, буду есть, развитие координации движений.

Оборудование. Мяч.

Описание. Логопед предлагает детям встать в круг и объясняет, что будет бросать им мяч и при этом называть разные продукты. А детям нужно поймать мяч, подумать и сказать, будет есть или пить этот продукт:

- Сок. (Буду пить сок.)

- Суп. (Буду есть суп.)

Игра «Одна и Две»

Цели. Совершенствование навыков счета в пределах двух. Формирование грамматического строя речи. Дифференциация существительных единственного и множественного числа женского рода в именительном падеже, развитие зрительного внимания.

Оборудование. Два комплекта предметных картинок по теме.

Описание. Логопед раздает детям по одной картинке. Дети показывают и называют их. Логопед обращает внимание на то, что на всех картинках нарисован один предмет, дети повторяют за логопедом: «Одна сахарница. Одна чашка. Одна тарелка. Одна ложка».

Логопед раскладывает на столе второй комплект картинок и предлагает детям выбрать такие же картинки, как те, что у них уже есть, сосчитать, сколько теперь стало предметов, и назвать: «Две ложки. Две чашки» и т. п.

Игра «Накроем стол»

Цели. Развитие слухового восприятия. Развитие умения ориентироваться на листе бумаги, умения ориентироваться в схеме собственного тела. Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса.

Оборудование. Тарелочки по количеству детей с предметными картинками по теме, цветной картон.

Описание. Логопед раздает детям листы цветного картона, и тарелочки с предметными картинками. Логопед предлагает накрыть на стол и дает детям задание:

— Возьмите чайник. Положите его в центр скатерти. Что ты взял Саша? (Чайник.)

— Что ты сделал? (Положил его в центр скатерти.) И т. д.

Игра «Разноцветная посуда»

Цели: Развитие зрительного восприятия. Закрепление знания 4-х основных цветов и умение различать их. Актуализация словаря по теме «Посуда».Согласование прилагательных с существительными женского рода.

Оборудование. Предметные картинки по теме «Посуда» 4-х основных цветов: красная чашка, желтая чашка, синяя чашка, зеленая чашка (тарелка, ложка, кастрюля, сахарница).

Описание. Логопед предлагает детям рассмотреть и показать, а потом и назвать посуду, просит обратить внимание на ее цвет. Отрабатываются диалоги:

— Что это? (Это чашка.)

— Какая это чашка? (Это зеленая чашка.)

— Что это? (Это ложка.)

— Какая это ложка? (Это синяя ложка.)

Игра «Найди свой домик»

Цели: Развитие зрительного восприятия. Закрепление знания 4-х основных цветов и умение различать их. Развитие умения различать геометрические формы по размеру и форме. Согласование прилагательных с существительными мужского рода. Дальнейшее усвоение названий геометрических фигур.

Оборудование. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) разных цветов и размеров, три обруча

Описание. Логопед раздает детям геометрические фигуры и раскладывает обручи на полу. Дает детям задание:

— Что у тебя Маша? (У меня маленький красный круг.)

— Что у тебя Саша? (У меня большой синий квадрат.)

Логопед дает детям команду найти свой домик по форме.

Дети бегают по группе и по команде находят свой домик.

Игра «Для чего нужны»

Цели: Расширение предметного словаря по теме «Посуда».

Формирование обобщающего понятия «Посуда». Формирование глагольного словаря: буду есть, буду пить, буду мыть, буду резать, буду варить, буду жарить

Оборудование. Предметы игрушечной посуды, детский стол.

Описание. Логопед выставляет на стол предметы посуды и предлагает детям показать, а потом назвать их. После этого логопед объясняет, что будет рассказывать про посуду, а дети должны будут назвать и проговорить, для чего она нужна. Она фарфоровая, маленькая, у нее есть ручка. Что это? (Чашка.)

— Для чего она нужна? (Буду пить.)

— Он металлический, острый, у него есть лезвие и ручка. Что это? (Нож.)

— Для чего он нужен? (Ножом буду резать.)

— Он стеклянный, прозрачный, тонкий, у него есть дно и стенки. Что это? (Стакан)

—- Для чего он нужен? (Буду пить.)

В результате проведённой работы по лексической теме «Посуда» с детьми (ТНР) четвертого жизни : у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; улучшается слухоречевая и зрительная память; развивается просодическая сторона речи; улучшаются произносительные навыки; расширяется пассивный и активный словарь; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; дети начинают правильно употреблять различные грамматические конструкции ;словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно общаться.

Список литератур

1. ГербоваВ. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. — М., 1981. 2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. — М., 2012. 3. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. — М., 2009. 4. ФиличеваТ. Б. ,Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2007. 5. Нищева Н. В. «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет)». — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. 6. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Младшая логопедическая группа: Дошкольная тетрадь. — СПб., 2003. 7. Нищева Н. В. Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада. — СПб., 2003. 8. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе для детей с ОНР — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. 9. Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. — СПб., 2004.

Публикации по теме:

Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста .

Использование камешков Марблс в преодолении познавательно-речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,.

Использование речевых игр в тематической работе с детьми младшего дошкольного возраста Тематика работы с детьми Название игры Описание игры Овощи Что лишнее? На столе разложены картинки: яблоко, свекла, морковь, капуста,.

О природе речевых нарушений у детей дошкольного возраста и методах исправления дефектов речи Не секрет, что уже к трём годам жизни у человека складывается сознание, а процесс мышления напрямую зависит от процессов понимания связной.

Пальчиковая гимнастика и ее значение для развития детей младшего дошкольного возраста. Многие работники дошкольных учреждений используют в своей ежедневной работе с детьми пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры. Для чего.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного.

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в развитии речевых навыков детей дошкольного возраста» Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя по развитию речевых навыков.

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку,.

Значение прогулки для детей дошкольного возраста В связи с обострением проблем экологии возникла потребность в особом воспитании детей-дошкольников: воспитание ответственности по отношению.

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей младшего дошкольного возрастаЗначение сюжетно-ролевой игры в развитии детей младшего дошкольного возраста Сюжетно-ролевая игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития. Основное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение речевых игр для детей младшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 20 декабря 2016 в 17:04
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД