Получи документы

Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте

Светлана Сдельникова
Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

"Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте"

(Мастер - класс для педагогов)

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Публикация «Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков и

зрительное восприятие начертания букв.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет предусматривают:

1. На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

2. На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

3. Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны- устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. На основе этих задач разработана система игр-занятий для детей 3-4 лет. В основу положены комплексные занятия из книги М. В. Ильиной “Чувствуем — познаём — размышляем”.

Общая структура занятий включает следующие этапы:

1. Организационный момент.

2. Работа по теме занятия.

3. Физкультурная пауза.

4. Закрепление темы.

5. Дыхательная, голосовая или психогимнастика.

6. Изобразительная творческая деятельность.

7. Итог занятия.

Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные: задания на развитие различных познавательных процессов, мимические упражнения, имитация движений и действий, отгадывание загадок и т. д.

В качестве образца предлагаю мастер-класс:

Тема: «Осязание. Мокрое или сухое»

Задачи:

1. Учить на основе сравнения и практических тренировок различать и изображать различные осязательные ощущения человека (ощущения сухости и влажности).

2. Учить определять название различных влажностных свойств материала,

устанавливать отношения между предметом или веществом и ощущением сухости или влажности предмета.

3. Работать над умением определять название мокрого или сухого, опираясь на тактильные ощущения, то есть развивать осязательное восприятие.

4. Формировать умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять.

5. Учить точно выполнять инструкции воспитателя, повторять движения за

взрослым, развивать общую моторику.

6. Развивать наблюдательность, мелкую моторику рук, умение работать с красками, развивать нравственно-эстетические качества.

Материал:

1. Демонстрационный: тазы с теплой водой для стирки кукольной одежды, мыло, веревки для просушки белья, прищепки, наборы игрушечной посуды, образец композиции “Кружка для чая”, вырезанной из картона и разукрашенной красками (гуашь).

2. Раздаточный: мокрые и сухие салфетки для каждого ребенка, несколько

предметов кукольной одежды для стирки каждому ребенку, материалы для

изготовления композиции “Кружка для чая” для каждого ребенка : силуэты кружек, вырезанные из картона, гуашевая краска четырех основных цветов.

Ход мастер - класса

1 Организационный момент

Игра на развитие речевого слуха “Лягушки”

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру “Лягушки”. Детям нужно встать в круг, затем педагог вместе с детьми читает стихотворение:

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Увидали комара,

Закричали: “Ква-ква-ква!”

Дети изображают прыгающих лягушек.

После этого педагог предлагает одному из детей встать в круг, закрыть глаза и узнать, кто подает голосок. В это время один из детей, стоящих по кругу, произносит: “Ква-ква-ква!” Ребенок, стоящий в круге, называет имя того, кто только что заквакал.

2 Психогимнастика

-- Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, довольны.

-- А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу ее на травку)

-- Покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите на травку. А теперь скажите, какая лягушка: сухая или мокрая?

-- Почему она мокрая? (Потому что она живет в воде или возле воды)

-- А какими станут руки после того, как вы отпустите лягушку? (Тоже мокрыми)

-- Что нужно сделать, чтобы руки стали сухими? (Посушить их на солнце, вытереть полотенцем)

3 Знакомство с понятиями “мокрое” и “сухое”

Раздайте детям небольшие угощения (фрукты, ягоды, печенье, конфеты) После того как дети закончат есть, предложите им мокрые салфетки, чтобы они вытерли лицо. Потом дайте сухие салфетки, чтобы они вытерли лица насухо. После еды всегда старайтесь давать детям по две салфетки — мокрые и сухие. Просите ребят взять мокрую и вытереть ею себе лицо, затем другой салфеткой вытереться насухо.

4 Упражнение “Стирка белья”

Для этого упражнения понадобится таз с водой, мыло и различная кукольная

одежда, а также веревки для просушки белья и прищепки. Соберите кукольную одежду и постирайте ее вместе с детьми (стирка для них, естественно, будет чисто символической, в данном случае не ставится цель научить детей стирать). Конечно, для детей это будет самая настоящая стирка со всеми присущими ей атрибутами — от мыла до прищепок, которыми будем прикреплять к веревкам мокрое белье. Перед стиркой спрашиваем детей, какое белье сейчас, мокрое или сухое. Во время стирки,

положив кукольную одежду в таз, снова спрашиваем, какое теперь стало белье. Развешиваем мокрое белье. Потом дети снимают просушенное белье.

Поговорите с детьми о том, как можно просушить белье (повесить на веревку, положить в сушилку и т. д.)

-- Какое теперь стало белье? (Сухое.) Как мы это сделали? (Высушили его.)

5 Физкультминутка

“Стойкий оловянный солдатик”

Воспитатель читает стихотворение, показывая движения, а дети повторяют за

ним эти движения.

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую — к груди,

Да смотри, не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

6 Игра “Купание куклы”

Игре предшествует вводная беседа для усвоения понятий “живой-неживой”.

Выставляется кукла. Воспитатель спрашивает:

-- Чем отличается кукла Маша от наших девочек? (Она неживая, она — кукла, игрушка.)

-- Оля, ты кто? (Девочка.) Ваня, а ты кто? (Мальчик.)

-- Все вы дети. Вы, я, мамы, папы, дяди тети, бабушки и дедушки — все мы живые люди.

Выставляются картинки с изображением животных.

-- Это - живые существа. Если мы не знаем названия животного, тогда спрашиваем: “Кто это?” Что общего у всех живых существ? (Они двигаются, дышат, они могут слышать, видеть, чувствовать холод и тепло.)

-- А теперь посмотрите, сколько вокруг нас предметов. Они стоят, сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей. Это — неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем: “Что это?”

-- Попробуйте, назовите все неживые предметы, которые есть в этой комнате. -- А теперь назовите всех живых существ.

-- Куклы тоже неживые, но, когда мы играем с ними, они становятся для нас дочками, сыночками, то есть как бы оживают, и с ними мы делаем то, что мамы делают со своими детьми. Сегодня мы будем купать кукол, как будто они наши дети, как будто они живые.

Дайте малышам тазики с водой, полотенца и куклы, которые они могли бы купать, а потом вытирать. Подчеркивайте (слово “мокрый”, когда ребятишки играют с водой и слово “сухой”, когда они вытирают кукол. Можно также дать ребятам тарелочки или блюдца, которые надо ополоснуть, а потом вытереть.

7 Дыхательная гимнастика

«Ходьба»

Педагог читает текст, дети выполняют соответствующие движения и проговаривают отдельные звуки, слоги.

Мы проверили осанку — дети становятся прямо, ноги вместе, голова немного отведена.

И свели лопатки — дети отводят плечи назад.

Мы ходим на носках — дети идут на цыпочках.

Мы идем на пятках — идут на пятках.

Мы идем, как все ребята — шагают маршеобразно.

И как мишка косолапый — идут размашисто, вразвалку.

Возможен другой вариант этой игры. Все проводится, как и в первом варианте, движения сопровождаются проговариванием слогов “ах”, “ох”, “ух” в такт шагов.

Воспитатель читает следующее стихотворение

Как косолапый мишка

Пойдем мы все потише

Потом пойдем на пятках

А после на носках

Потом быстрее мы пойдем

И после к бегу придем

Дети бегут, затем останавливаются, произнося: “Ухх”, чуть позже они

произносят: “Ах!”

8 Рисование красками

Композиция “Кружка для чая”

Для рисования нужно приготовить для каждого ребенка гуашевые краски четырех цветов, разведенные до состояния жидкой сметаны, силуэты кружек, вырезанные из картона (можно разного цвета, но желательно, чтобы они были светлых пастельных оттенков, и мокрые салфетки для вытирания рук. Для воспитателя также нужны гуашевые краски, силуэт кружки, салфетка и готовый образец уже украшенной кружки.

Педагог объявляет детям, что сейчас они будут учиться украшать кружку для чая.

Воспитатель сначала показывает силуэт, который еще не раскрашен, а потом готовый образец.

-- Для того чтобы украсить кружку вот такими горошками, нам не понадобятся кисточки. Отгадайте, чем мы будем рисовать горошки?

-- Правильно, мы их сделаем с помощью наших рук, и точнее, с помощью пальчиков: пальчики нужно будет окунуть в краску, которая вам больше понравится (взрослый окунает указательный палец в жидкую гуашь и ставит отпечаток на силуэте кружки). И так несколько раз. Можно украсить кружку горошком разного цвета. Тогда, поставив отпечатки одного цвета, нужно вытереть палец, которым мы рисовали, мокрой салфеткой, чтобы он стал чистым, и только после этого окунуть палец в краску другого цвета и продолжать рисовать горошки на этой же кружке.

После того как педагог расскажет и продемонстрирует все этапы украшения

кружки, дети приступают к работе. В этой работе обычно помощь воспитателя не требуется, разве только в том, чтобы вовремя вытереть детям руки. На тот случай, когда кто-то из детей захочет украсить еще одну или две кружки, нужно приготовить несколько запасных шаблонов кружек, которые можно предложить таким плодовитым художникам. По завершении работы все работы нужно просушить и устроить выставку кружек для чая.

9 Итог

-- Что вы запомнили? Что вам понравилось?

Дети вспоминают, о чем говорилось на занятии, рассказывают, чему они научились, что им особенно понравилось, какие ощущения они запомнили.

Когда ребенок идет мыть руки, спросите его, какие у него сейчас руки, а какие они станут потом, Старайтесь, чтобы малыш употреблял в речи слова “сухой” и “мокрый”.

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Консультация «Значение оригами для развития ребенка»Консультация «Значение оригами для развития ребенка» Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является.

Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка в старшем дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка в старшем дошкольном возрасте» «Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она — рупор человеческой мысли. Мир без книги —мир дикарей.

Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте» Вся жизнь ребенка дошкольного возраста пронизана игрой. Только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Сюжетно-ролевые игры имеют.

Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте» Каждый из вас знает, что дети очень любят играть. Ваши непоседы готовы играть с утра до позднего вечера! Но не всегда вы готовы уделить.

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития»Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Наш речевой центр называется «Каркуша - Говоруша». Цель.

Проект «Кормушка для пичужки». «Значение изготовления книжек — малышек для развития ребенка»Проект «Кормушка для пичужки». «Значение изготовления книжек — малышек для развития ребенка» В рамках реализации проекта «Кормушка для пичужки» детям и родителям наших воспитанников было предложено сделать книжки – малышки о зимующих.

Игра для сенсомоторного развития в дошкольном возрасте «Вот так урожай»Игра для сенсомоторного развития в дошкольном возрасте «Вот так урожай» Сенсомотрное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Эссе «Эффективные формы развития игровой компетентности педагога в старшем дошкольном возрасте» Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как некоторые воспитатели уделяют мало внимания игровой деятельности, чрезмерно увлекаясь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте
Опубликовано: 18 марта 2023 в 19:49
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сдельникова (УИ 348009) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД