Надежда Боровкова
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребенка-дошкольника
Обращение к данной теме определяется с одной стороны ведущим значением игры для развития дошкольников, а с другой – повышенным вниманием к различным видам обучения дошкольников. Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры современных дошкольников и ее влияние на их личностное развитие является крайне актуальной задачей. Анализ изучения результатов педагогической практики свидетельствует о стихийности и эпизодичности работы по развитию сюжетно-ролевой игры у дошкольников в детском саду. В последнее время наблюдаются тенденции к снижению сроков начального обучения и повышенное внимание к различным видам обучения дошкольников, что неизбежно ведет к вытеснению игровой деятельности.
Публикация «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребенка-дошкольника» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Обосновывая закономерность проявлений у ребенка в сюжетно-ролевой игре, исследователи указывают на специфику структуры игры и условий игрового действия, который «порождают» воображение. Эта специфика подробно описана в работах педагогов – исследователей, где изучались мотивы сюжетно-ролевой игры (О. М. Гостюхина, Е. В. Зворыгина, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, реализация замысла в игровом образе и ролевом поведении (Л. П. Бочкарева, Н. Н. Короткова, Е. Н. Литвинова, А. А. Люблюнская, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, С. Л. Славина, особая игровая деятельность ребенка (Н. А. Ветлугина, Н. С. Кривова, С. А. Марутян, А. И. Матусик, Е. О. Смирнова).
Однако в связи со сложностью сюжетно-ролевой игры, как объекта исследования (Н. Н. Поддъякова, а также многогранностью и противоречивостью проблемы творчества (Б. Г. Ананьев, А. Бергсон, Л. С. Выготский, Я. А. Пономарев, З. Фрейд, остается открытыми для дальнейшего изучения вопросы о границах, пределах и критериях эффективности необходимостью изучения игровой деятельности современных детей для разработки адекватной стратегии дошкольного образования. Как показывают исследования (Л. С. Выготского, 1966; Л. И. Божович, 1968; А. В. Запорожца, 1966;Д. Б. Эльконина, 1978 и др.) именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задает личностные смыслы, побуждающие к деятельности.
Как отмечал Л. С. Выготский, в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы и произвольности ребенка. Дошкольный возраст является сензитивным периодом мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается соподчинение мотивов, складываются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности ребенка происходит в сюжетно-ролевой игре. (Л. С. Выготский, 1966; А. Н. Леонтьев, 1983; Д. Б. Эльконин, 1978).
Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М. И., либо как формы деятельности, в том числе освоения деятельности взрослых (Эльконин Д. Б, либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже. Ж.). Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны.
Если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в игру, в игровое состояние, а будет лишь механически исполнять роль, связанных с ней чувств. Нельзя человека «насильно» включить в игру, помимо его воли, как и в процессе творчества.
Через творчество и игрушки ребенок может успешно освоить многие элементы в человеческой деятельности. Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы, на голову выше самого себя. Возможно, игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества. Советский писатель Василий Белов в своей книге «Лад» высказал мысль, что каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески.
При изучении развития детей, видно,что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка мнастолько существенны, что в психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период, а также не исчезающую деятельность в младший школьный период.
А. Н. Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.
Л. С. Выготский, рассматривал роль игры в психическим развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу в игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношении действительности.
Вся детская деятельность синкретична то есть, в известной степени, слитна и неразделима. Это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. В игре синтезируется познавательная, трудовая и творческая активность ребенка. Любое новое знание или умение, побуждает его к действию с ним. Характер этого действия – игровой, как наиболее близкий и понятный для детей из их прежнего опыта.
Ш. А. Амонашвили пишет, что самое интенсивное развитие многих функций происходит до 7-9 лет ребенка, и поэтому потребность в игре в этом возрасте особо сильна, а игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, людям.
Л. С. Выготский заметил у детей дошкольного возраста появление замысла, что означает переход к творческой деятельности. В раннем возрасте ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивающая способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности и, прежде всего в игре. Появление замысла связано с развитием творческого воображения.
Творческий характер игры подтвержается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражая тому,что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношения к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок-не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает роль, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события.
О творческом характере детской игры говорят многие деятели искусства. К. С. Станиславский советовал актерам учиться у детей, игру которых отличает «вера и правда».
Но творчество не появляется само собой, он воспитывается, развивается в результате длительной систематической работы педагогов. Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игры. От богатства и характера содержания игры зависит развитие замысла и средств изображения задуманного. В игре постепенно развивается целенаправленность действий.
Подведем итоги. Согласно позициям отечественной психологии, ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника. Именно в ней складываются и наиболее развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание и пр. При этом главное значение сюжетно-ролевой игры заключается в том, что она имеет ближайшее отношение к потребностно-мотивационной сфере ребенка.