Консультация «Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей детей с ОВЗ»

Наталия Сергеевна Аникина
Консультация «Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей детей с ОВЗ»

Общение выступает в качестве своеобразного социально-психологического механизма, посредством которого осуществляется воздействие на духовный мир человека, на его психику и сознание.

Особую роль общение приобретет для детей с проблемами в развитии. Оно определяет во многом их успешную социализацию, а его дефицит порождает отставание в развитии. Коммуникативные способности являются фактором успешного общения. От них зависит открытость, активность ребенка. Уровень развития коммуникативных способностей во многом зависит от среды, в которой живет и воспитывается ребенок с ОВЗ.

Важным является то, что творческая среда должна развивать ребенка, поднимать его вверх по ступеням личностного развития, полноценно включать в систему социальных отношений, способствовать социальному развитию. Ведь часто у них наблюдаются грубые нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, эмоциональной сферы. А это, как известно, является важным средством при общении. Коммуникативные способности у каждого индивидуальны. Особенно они отличаются у детей с ограниченными возможностями. Очень часто такие дети с трудом идут на контакт, общение и взаимодействуют они с очень, очень близкими им людьми. Они закрываются в себе, уходят в свой мир. А виноваты в этом обычно бывают родители. Они редко выводят ребёнка за пределы своей квартиры, школы, где обучается ребёнок. Им бывает некогда с ним играть, а ведь игра играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка.

Часто эти дети не могут наладить контакт в силу плохо развитых, но необходимых для этого способностей. А развивать их, безусловно, надо. Важное место в социо-культурной реабилитации детей нашего РЦ «Надежда» отводится театрализованной деятельности. В театральной студии семейного творчества «Арлекино» занимаются «особые» дети младшего и среднего школьного возраста. Главная форма работы – это театрализованная игра. Почему именно театрализованная игра?

Театрализованная игра является наиболее эффективным средством социализации детей с ОВЗ в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Специфическая закономерность аномального развития детей, негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности (средств вербальной и невербальной выразительности, воображения, эмоциональности, и поэтому требует специальной коррекции.

Коррекционная направленность данного вида деятельности основана на возможностях детей с ОВЗ проецировать в игровую деятельность социальные связи и личностные взаимоотношения, в которых дети не могут принять непосредственного участия в реальных ситуациях.

Театрализованная деятельность имеет терапевтическую направленность, помогая данной категории детей в развитии восприятия, образного мышления, речи и способствует эмоциональной адаптации.

В работе с детьми мы используем разнообразные формы: этюды пластические и мимические, театрализованные традиционные и креативные игры-драматизации с использованием разных видов кукольного театра. Знакомим с основами театральной культуры.

На театрализованных занятиях используются технические средства (видеозаписи сказок, театральные шумы, музыкальное сопровождение). Важным атрибутом креативной игры-драматизации являются костюмы и детали к ним. Мы не являемся сторонниками сложных театральных костюмов на таких занятиях. Дети должны иметь возможность быстро и легко надевать и снимать их.

Для того чтобы дети умели разграничить сказочную ситуацию и реальную, пространство кабинета специально оформляется. Оно отличается от театральной сцены, поскольку дети, участвующие в креативной игре, не разделяются на зрителей и актёров.

Из всех видов театрализованных игр для решения задач коррекции детей младшего и среднего школьного возраста с ОВЗ нами избрана игра-драматизация, поскольку она требует от ребёнка не только точного словесного, но и интонационного и эмоционального отражения позиции изображаемого героя, а также умения переходить от монологической речи к диалогу и полилогу. Все это способствует обогащению опыта, познанию системы человеческих взаимоотношений в игре через вхождение в образ героя.

На протяжении четырех лет, детьми студии сыгран ряд драматизированных сказок. Сравнивая первую театральную постановку «Теремок на новый лад» и последующие: «Гуси – лебеди», «Сказ по Федота-стрельца», «По щучьему веленью», «Стрекоза и муравей», можно с уверенностью отметить все более возрастающий уровень выступлений. Это для самих детей большой шаг вперед. Ведь раньше, при показе спектакля, зрителями были только родители и педагоги, которые работают с детьми. А на последующих – приглашенные гости, совсем незнакомые детям люди. И, чтобы выступать перед такой большой публикой, надо иметь большую смелость, преодолевать зажатость. Традицией стало то, что дети Центра готовятся к премьерным выступлениям комплексно: шьют костюмы в швейной мастерской, придумывают элементы бутафории, рисуют декорации, афиши. Вовлечение в творческий процесс родителей и коллектива педагогов, безусловно, дает положительные результаты в развитии коммуникативных способностей детей с ОВЗ. Выступая на сцене, дети чувствуют поддержку и опору близких людей, более уверенно держатся. Дети получают удовольствие от самой игры. Глядя на сцену, мы забываем, что на ней стоят дети с «особым» развитием, забывали, что эти дети отличаются от своих сверстников, что они не такие как они.

Взаимосвязь с выпускниками Центра «Надежда» путем приглашения на совместные выступления, проведение коммуникативных игр с младшими дошкольниками, участие в открытых Днях театра Центра - это способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей.

Театральные игры способствуют установлению контактов между играющими, учат взаимодействовать с другими людьми, в общем, способствуют развитию коммуникативных навыков. Все это и раскрывает творческий потенциал детей с ОВЗ.

Конечно, болезненное состояние, особенно при тяжелых формах инвалидности оказывает постоянное воздействие на ребенка, но компенсация участием в театрализованной деятельности дает новые положительные факторы: творчество, перспективы труда, новая самооценка личности, возможность самовыражения и новое поле деятельности, на котором ребенок может противопоставить себя и свои новые возможности заболеванию.

Публикации по теме:

Значение метода проектов в развитии познавательных и творческих способностей детей Мы живём в стремительно развивающемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные.

Формирование у детей дошкольного возраста способностей к театрализованной деятельности Испoкoн векoв театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид.

Обобщение опыта по развитию коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиОбобщение опыта по развитию коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности Проблема коммуникативных качеств дошкольников традиционно находится в центре внимания отечественных педагогов. Человек без коммуникации.

Консультация по опытно-экспериментальной деятельности «Значение двигательно-оздоровительных моментов в развитии детей» На протяжении пяти лет осуществляю углублённую работу по использованию двигательно-оздоровительных моментов, через традиционные и нетрадиционные.

Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности «Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей детей старшей группы в процессе театрализованной деятельности» ЗАДАЧИ: 1. Учить.

Развитие коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Значение коммуникативных навыков в развитии личности дошкольников Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка, считает М. И. Лисина. Вне общения формирование личности вообще.

Значение конструктивной деятельности в развитии детей младшего возраста. Консультация для родителейЗначение конструктивной деятельности в развитии детей младшего возраста. Консультация для родителей Конструктивная деятельность тесно связана с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей, а также средством всестороннего.

«Значение совместного музицирования в развитии музыкальных способностей у детей». В помощь музыкальным руководителям Значение совместного музицирования в развитии музыкальных способностей у детей Музыкальное воспитание, как известно, является одним из средств.

Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольникаЗначение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника Театр – это не просто игра, театр – чудесное средство развития детей дошкольного возраста. Театрализованная деятельность – то, что способствует.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Консультация «Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей детей с ОВЗ»
Опубликовано: 26 октября 2015 в 18:53
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление окон к новому 2019 году
Вот и наступает новый 2019 год ) В этом году нам дали задание подготовить оформление окон по сказке три поросенка что я и сделала. Другие садики готовили...
Игра-путешествие «В стране математических приключений» для детей старшей группы
Задачи: -совершенствовать навыки счета в пределах восьми; -закреплять знания о геометрических фигурах; - активизировать познавательную активность детей;...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к Оле и Толе»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "В гости к Оли и Толи" во 2 младшей группе. Задачи:Продолжать показывать детям функциональное...
Опыт работы по оформлению предметно-пространственной развивающей среды
Сегодня я хочу поделиться опытом работы по оформлению окон в группе. Работа нашего детского сада строится на комплексно – тематическом принципе планирования....
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Знакомство Незнайки со школой»
Цель: Закрепить с детьми полученные знания, доставить детям удовольствие от игр, развивающей направленности. Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей...