Софья Погодина
Значение утренней гимнастики в физическом развитии детей младшего дошкольного возраста
Погодина Софья
Студент, 44.02.01 Дошкольное образование, ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж», г. Дзержинск
Петрова Наталья Викторовна
преподаватель высшей категории, ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж», г. Дзержинск
Аннотация
Утренняя гимнастика - это комплекс упражнений, который выполняется утром для поддержания физической формы и улучшения здоровья. Ежедневное выполнение утренней гимнастики может принести множество пользы для здоровья и физического развития.
Публикация «Значение утренней гимнастики в физическом развитии детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Утренняя гимнастика, зарядка. Консультации для родителей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Ключевые слова: утренняя гимнастика, физическое развитие дошкольников.
По мнению Л. Н. Гореловой, задачей утренней гимнастики в детском саду является укрепление здоровья, физическое совершенствование и осуществление разносторонней физической подготовленности дошкольника к многообразной деятельности.
Необходимость приступить после пробуждения к выполнению упражнений утренней гимнастики требует, а значит и воспитывает, волевые качества ребенка дошкольного возраста : настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность.
Как полагает О. А. Заплатина, утренняя гимнастика ценна тем, что у детей-дошкольников вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.
Каждое упражнение не только дает специальную нагрузку на мышцы, но и улучшает кровообращение, обмен веществ, влияет на ту или иную функцию организма. Необходимо помнить, что, делая гимнастику, надо как бы формировать свое самочувствие, четко осознавать смысл и функциональное назначение каждого движения.
По мнению Л. И. Пензулаевой, утренняя гимнастика - обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня.
Дошкольный период является временем, когда закладывается фундамент физического психического и нравственного здоровья. Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей физическое воспитание по интенсивности занимает особое место. В приобщении малышей к здоровому образу жизни особое значение имеет овладение ими основами гигиенической и физической культуры.
Э. Я. Степаненкова считает, что с самого раннего детства необходимо формировать у детей привычку ежедневно выполнять упражнения утренней гимнастики. Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки (как полезные, так и вредные, например, чтение книг лёжа, их отношение к физической культуре, Личный пример родителей - большая сила в воспитании детей. Поэтому в тех семьях, где родители занимаются утренней гимнастикой, ребёнок с ранних лет привыкает к такому распорядку дня.
Задача физического воспитания младших дошкольников -сформировать у них устойчивую привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Важная роль в решении этой задачи отводится утренней зарядке. Хотя утренняя зарядка в ДОУ и непродолжительна по времени, она компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей и рассматривается как важный элемент двигательного режима. Ежедневное выполнение комплекса утренней зарядки - это тот минимум двигательной активности, который должен стать элементом личной физической культуры каждого ребенка. Особое место утренней зарядки в режиме дня обусловлено той важной ролью, которую в суточном биологическом ритме человека играет переход от сна к бодрствованию, от отдыха к активной деятельности.
С воспитанниками детских садов утренняя гимнастика проводится регулярно, за исключением выходных и праздничных дней, времени отпуска родителей, проводящих его с детьми. Польза от утренней гимнастики значительно возрастает, если она проводится ежедневно, не исключая и те дни, когда ребёнок остаётся в семье. Заниматься с детьми утренней гимнастикой можно начиная с 1,5-2 лет.
Список литературы:
1. Горелова, Л. Н. Значение утренней гимнастики для детей дошкольного возраста / Л. Н. Горелова // Наука и образование. – 2020. - № 5. – С. 37-40. – Текст : непосредственный.
2. Заплатина, О. А. Утренняя гимнастика как средство физического воспитания и развития детей дошкольного возраста / О. А. Заплатина // Перспективные научные исследования. – 2017. - № 3. – С. 44-51. – Текст : непосредственный.
3. Пензулаева, Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет : комплексы оздоровительной гимнастики / Л. И. Пензулаева. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 124 с. - ISBN 978-5-86775-807-3. – Текст : непосредственный.
4. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учебное пособие / Э. Я. Степаненкова. - 2-е изд., испр. - Москва :
Академия, 2016. — 368 с. - ISBN 5-7695-2540-1. – Текст : непосредственный.
5. Физическое воспитание : учебник / под ред. М. Я. Виленского. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Высшая школа, 2018. – 391 с. – ISBN 978-5-406-05081-1. - Текст : непосредственный.