Значение экологических игр для развития ребенка

Зоя Васильева
Значение экологических игр для развития ребенка

Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. А. Сухомлинский.

В наши дни экологическое образование и воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности и развития экологической культуры. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Как раз в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию ее красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.

Большая работа проводится по экологическому образованию и воспитанию как в нашем дошкольном образовательном учреждении, так и семьях наших воспитанников.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она обогащает и развивает личность, поэтому так же широко использую в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания. Экологическая игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней более эффективно.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, экологическое воспитание детей в детском саду я строю на игровой основе, с большим включением разных видов игр о природе, включаю экологические игры во все режимные моменты, насыщая игрой всю жизнедеятельность детей в группе.

Значение экологических игр для развития ребенка очень велико. Экологические игры помогают воспитывать у детей интерес к природе.

Играя с растениями и животными, дошкольники учатся распознавать настроение живого существа, его своеобразие, он упражняется в навыках поведения и общения с ними. Дошкольник не замечает того, что учится, поскольку здесь он решает свою игровую задачу, заданную взрослым. Экологические игры помогают неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему первые необходимые знания о ней, пробудить интерес к ее явлениям, изменениям и многообразию.

Обучающие игры природоведческого и экологического содержания помогают знакомить ребенка с окружающим вокруг миром, сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе:

• Играя, ребенок знакомится с многообразием природы, узнает, что все на Земле взаимосвязано. Оберегая самое маленькое существо в животном мире, человек способствует сохранению природы Земли (игры «Рыбы, птицы, звери», «Кто спрятался?», «Птицы у кормушки»)

• С помощью обучающих экологических игр дети учатся не только заботливому и бережному отношению к природе, но и правильно оценивать поступки людей, у них формируется гуманно-ценностное отношение к природе (игра «Помоги лесным жителям»)

• Через игру ребенок узнает правила взаимодействия с природой, учится предупреждать неправильные поступки, с помощью взрослого поправлять последствия своих ошибочных действий по отношению к объектам природы (игры «На лесной полянке», «Как себя вести в лесу»)

Большое влияние оказывают экологические игры и на умственное развитие. Решая задачи, поставленные в игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки явлений или предметов (игра «Времена года», сравнивать, группировать, классифицировать по определенным чертам и признакам (игра «Кто где живет?»).

Так же в процессе экологических игр у детей развивается связная речь и обогащается словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности (игра «Угадай, что за растение?»).

Отмечу, что экологические игры способствуют и развитию математического мышления – ребенок отсчитывает необходимое количество предметов (игра «Собери шишки в корзину», сравнивает их по величине и форме, совершенствуется ориентировка во времени (игра «Что сначала, что потом?»).

В процессе наблюдения за объектами природы у ребенка развивается наблюдательность (игра «Найди одинаковые камушки»).

Экологические игры способствуют так же физическому развитию, у детей совершенствуются такие качества, как ловкость, быстрота, координация движений.

В своей работе с детьми я использую экологические игры с правилами. Это дидактические словесные игры, дидактические игры с природными материалами (песком, снегом, каштанами, шишками, листьями и др.).

В игру включаю дидактические игрушки, разнообразный природный материал, использую готовые настольно – печатные игры, различные лото, разрезные картинки. Использую так же подвижные игры, сочетающие с решением умственных задач.

Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, работу с детьми в данном направлении сочетаю с работой с семьей, используя разные формы взаимодействия с ними. Родительские собрания в форме развлечений, игр, мастер – классов, игр – тренингов. Организую консультации и беседы экологического содержания: «Прогулки с детьми», «Экологические игры», «Домашняя экология», «Зеленая аптечка» и др., направленные на повышение экологического сознания и воспитание трепетного отношения к природе у детей в условиях семьи. Рекомендую родителям домашние задания в виде ребусов, развивающих экологических игр. Родители воспитанников активно включаются в экологическое образование – участвуют в экологических мероприятиях: выставках поделок из природного и бросового материала, природоохранной акции «Посади дерево и сохрани его!», экологических конкурсах различного уровня: Республиканский творческий конкурс для дошкольников и младших школьников «Синичкин день», Республиканский творческий конкурс «С любовью к животным», посвященный Всемирному дню животных, совместных походах и экскурсиях в ближайший лес и парк. Родители привлекались к изготовлению кормушек и скворечников и

Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.

Литература:

1. Вакуленко Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю. А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с.

2. Николаев С. Н. Экологическое воспитание в рамках ФГОС ДО. Николаева С. Н. // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5.

3. Газина О. Играя, познаем природу / О. Газина// Дошкольное воспитание. 2006. - № 7.

4. Максимова М. В. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 826-830.

Публикации по теме:

«Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников» Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных.

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста «Зоопарк» Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные, воспитывать заботливое.

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста. Введение. Одним из эффективных и наиболее.

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений дошкольников ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Как вести себя в природе» Старший дошкольный возраст. Цель: Закрепить представления детей о том, как вести себя в природе:.

Консультация для родителей «Классификация игр и их значение в психическом развитии ребенка» Наиболее известной классификацией детских игр в зарубежной дошкольной педагогике является классификация Ф. Фребеля, в основу которой положено.

Консультация «Значение игры для всестороннего развития личности ребенка» Снижение жизненного уровня, ухудшение экологической ситуации в России порождает условия, при которых значительно снижается уровень здоровья.

Значение дидактических игр для развития речи дошкольников. Значение дидактических игр для развития речи дошкольников. Воспитатель ГБДОУ №8, Выборгского района СПб, Мариновой Л. Б. Дошкольный возраст.

Значение двигательной активности для гармоничного развития ребенка Каково значение двигательной активности для развития ребенка? В многочисленных публикациях последних лет отмечается тревожная тенденция.

Значение русской сказки для всестороннего развития ребенка Всегда ли мы, взрослые, задумываемся о том, какую роль играет в становлении личности маленького человека сказка? Сказка-это основа духовной.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Значение экологических игр для развития ребенка
Опубликовано: 13 декабря 2017 в 14:26
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению макета «Деревенская усадьба»
Мастер класс по изготовлению макета «Деревенская усадьба» Описание: Мастер класс по изготовлению макета «Деревенская усадьба» может быть полезен в работе...
Фотоотчет «Субботник «Уборка участка»
Субботник "Уборка участка! " Здравствуйте коллеги и гости моей странички! Наступила осень! Наш участок, который мы с такой любовью и заботой готовили к...
Конспект открытого занятия «Наш гость — Иванушка» для средней группы
Конспект открытого занятия «Наш гость - Иванушка» в средней группе Программное содержание -закрепить знания детей русских народных сказок;...
Портфолио краеведческого проекта для подготовительной группы «Край, в котором мы...
Проект по краеведению в подготовительной к школе группе «Край, в котором мы живём» Девиз проекта: «Любим наш край, нашу малую Родину, храним её и гордимся...
Фотоотчет о тематической неделе «Грибы. Ягоды» в старшей группе
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу предложить Вашему вниманию фотоотчет тематической недели " Грибы. Ягоды" в старшей группе. Всю неделю с 17 по 21...