Папки-передвижки

Значение экспериментально-исследовательской деятельности для развития личности ребёнка-дошкольника

Наталья Мокушева
Значение экспериментально-исследовательской деятельности для развития личности ребёнка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

«Значение экспериментально-

исследовательской деятельности

для развития личности ребенка-

дошкольника».

Пятилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное - большая лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги. Лужа морщится. От маленького камушка - немножко. От большого - широкие круги. Надо бы еще камушков, но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая глыбина почерневшего апрельского снега. Глыбина плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать - подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок, какой-то мусор… Видно, прятался внутри глыбины. А это что такое? Старый пузырек из-под гуаши. На донышке –немного краски. Ну-ка, пузырек, отправляйся в лужу! В воде причудливым рисунком возникают призрачные красновато-бурые полосы. Возьмем палку, слегка помешаем ею водную муть: волны меняют направление, цветные полоски закручиваются спирально. Что дальше?

Публикация «Значение экспериментально-исследовательской деятельности для развития личности ребёнка-дошкольника» размещена в разделах

Примерно такую картину наблюдаем мы каждую весну. Когда наши дети со слезами просятся пройти по луже, и мы не можем их оттащить от ручейков.

Что делал малыш? Баловался? Отнюдь нет. По мнению учёных, он занимался наисерьёзнейшим делом – экспериментировал. Никто не ставил перед ребёнком никакой специальной задачи, никто не организовывал его деятельность. Действия его были вызваны исключительно природным любопытством – качеством, которому человек обязан своим появлением в процессе эволюции в качестве Человека. Подобную деятельность психолог Н. Н. Поддъяков назвал «бескорыстным экспериментированием» и считал её показателем умственной активности ребёнка. Без неё, полагал учёный, невозможно нормальное интеллектуальное и творческое развитие детей.

Дети любят экспериментировать всегда, везде и со всем, используя для этого любой материал, любое время года. Мои дети не являются исключением. Еще в младшей группе, когда они стали задавать много вопросов: почему, зачем и как? - я заметила интерес в их глазах, и мы решили заняться экспериментами, чтобы получить ответы на эти вопросы. Эксперимент может быть различным : с водой, воздухом, магнитом, песком, снегом.

Для того, чтобы заниматься экспериментом, нужна лаборатория, которая создается каждым педагогом в силу своих возможностей. И сегодня, я хочу показать вам ряд опытов на тему «воздух», которые может быть понравятся вам и вашим детям.

Чтобы подвести детей к опытам, используем сюрпризные моменты, например, игрушечного львенка, прилетевшего на воздушных шарах с письмом для ребят. Львенок просит помочь узнать, почему шарики летают, и что за таинственный невидимка спрятался у них внутри.

- Как вы думаете, почему обычный шарик (показывает сдутый шарик) вдруг становиться круглым и воздушным.

- А почему воздух называют невидимкой?

- Почему мы не видим воздух?

Ответы детей.

-Посмотрите на этот мешочек. Он пуст. (Воспитатель захватывает воздух и завязывает мешочек,

- Как вы думаете мешочек пустой или полный?

- Что мы поймали в мешочке?

- Почему сквозь мешок все видно?

- Это значит воздух какой? (невидимый, прозрачный)

Предложите детям найти в группе прозрачные предметы, сквозь которые все видно, и наоборот, предметы непрозрачные, сквозь которые мы ничего не видим.

Спросите детей, что было бы, если бы воздух был бы виден.

- А вы любите надувать воздушные шары? А если шарик надуть сильно- сильно, что с ним может случиться?

- Правильно, шарик может лопнуть, а почему? Потому что весь воздух не поместится.

- Можно посоветовать львенку, чтобы он не надувал свои шарики слишком сильно, а то они лопнут.

Выпустить надутый шарик.

- А что случилось с шариком? Почему он убежал?

- Когда из шарика выходит воздух, он как бы толкает его и тот движется вперед. Он будет двигаться до тех пор, пока весь воздух из него не выйдет.

- А теперь можно предложить детям потихоньку выпускать из шарика воздух и послушать внимательно.

- Какой мы услышим звук? [с-с-с]. Значит воздух можно услышать. Он издает звук [с].

-А как еще можно услышать воздух?

Возьмите с детьми по листочку бумаги и подуйте на него вот так.

- Что мы слышим? (свист) Воздух тоже умеет свистеть. Вы, наверное, слышали выражение «ветер воет». Ветер тот же воздух, он попадает на край крыши и начинает завывать.

- А где еще мы можем услышать воздух?

- Я не случайно приготовила музыкальные инструменты. Какие из них зазвучат, если в них подуть?

- Это духовые инструменты, мы в них дуем и с помощью воздуха издаем звук.

- Мы с вами уже услышали воздух, давайте разгадаем секрет невидимки и попробуем его увидеть. Возьмем пустой стаканчик, проверим, действительно ли там ничего нет. Опускаем перевернутый стаканчик в воду. Попадает в стакан вода? Нет. Почему? Потому что воду в стаканчик не пускает воздух.

- А теперь слегка наклоним стаканчик. Что мы видим? Из-под стаканчика на поверхность воды вырываются пузырьки воздуха. Вот мы и увидели таинственного невидимку.

- Как еще можно увидеть воздух?

Подув в воду из соломинки.

-А вспомните свою любимую игрушку, где появляются много пузырьков. Предложите детям надуть мыльные пузыри.

- Почему мыльные шарики летят? Какие они? (разноцветные, маленькие, большие).

- Если мы бросим камешек, то он полетит? Почему? Сравним камешек и мыльный пузырь. Какие они? (пузырь легкий, а камень тяжелый). Мыльные шарики летят, потому что воздух легкий. Если бы воздух был тяжелый, то шарики, как камешки, падали бы на пол.

Подводя итог, попросим детей перечислить свойства воздуха. (невидимый, прозрачный, сильный, легкий)

Сегодня мы познакомились с некими свойствами воздуха, но разговор на этом не заканчивается. На следующих занятиях мы узнаем еще много интересного об этом таинственном невидимке.

Публикации по теме:

Проектирование развивающей среды в познавательно-исследовательской деятельности Гипотеза: На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах.

Проектная деятельность в ДОУПроектная деятельность в ДОУ Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение экспериментально-исследовательской деятельности для развития личности ребёнка-дошкольника
Опубликовано: 12 октября 2013 в 18:42
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение экспериментально-исследовательской деятельности для развития личности ребёнка-дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Мокушева (УИ 141504) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД