Значимость дидактических игр в логопедической работе

Аксентьева Ольга Александровна
Значимость дидактических игр в логопедической работе

«Значимость использования дидактического материала по правильному произношению звуков родного языка»

(1 слайд) В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Недостатки звукопроизношения, восприятия звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это, в разной степени влияет на всестороннее развитие личности детей, их интеллекта.

В работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, я ставлю перед собой следующие задачи: (2 слайд)

• Широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. • С помощью игры увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.

• При проведении игры учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.

Для решения всех задач речевого развития я использую дидактический материал. (3 слайд). Что такое дидактический материал? Это вид учебных наглядных пособий; особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени.

Учитывая, что игра – ведущий вид деятельности для дошкольников, я максимально использую дидактические игры (4 слайд). Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. В зависимости от того в какой момент используется игра меняется и её значение: в начале занятия игра организует, заинтересовывает ребенка; в середине – подводит к усвоению программы; в конце – носит поисковый характер. Принципы отбора игр для логопедических занятий: (5 слайд)

• Игра должна опираться на программный материал;

• Игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительный и тактильный);

Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр, должны быть понятны детям;

• Пособия для игры должны быть внешне привлекательными;

• Условия игры и количество пособий, используемых в игре, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.

Работа логопеда ДОУ нуждается в использовании игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятий. В игре ребенок не утомляется, длительное время держит интерес, он в ней активен. Дидактические игры имеют особое воспитательное значение. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе, без помощи логопеда.

Примеры дидактических игр для формирования правильного звукопроизношения:

«Поезд», «Звуковой домик» (6 слайд)

«По дорожке слов», «Сказочная азбука» (7 слайд)

«Чудо – дерево Ель» (8 слайд)

«Ребусы», «Составь слово по первым звукам» (9 слайд)

«Звонкий - глухой» (10 слайд)

«Подбери картинку» (11 слайд)

«Фонетическая зарядка» (12 слайд)

«Логопедическое лото» (13 слайд)

«Домики для звуков» (14 слайд)

«Рифмочки и нерифмушки», «Рыбаки» (15 слайд)

«Картинная галерея», «Цепочка слов» (16 слайд)

«Произнеси правильно» (17 слайд)

Примеры наглядно-демонстрационных пособий:

«Энциклопедия развития и обучения дошкольников» А. С. Герасимовой, «Альбом для логопеда» О. Б. Иншаковой, «Альбом по развитию речи» В. С. Володиной, Н. И. Соколенко «Посмотри и назови», Резниченко Т. С. «Говорим правильно», «Автоматизация звука в игровых упражнениях» Л. А. Комаровой, «Уроки логопеда» Е. Косиновой, Светловой «Домашний логопед» и др. (18 – 19 слайд)

«Логопедические игры», «95 игр с роботом Робиком» (20 слайд)

• Серия книг для логопеда (21 слайд)

«Звуковые загадки» (22 слайд)

• Д/материал к артикуляционной гимнастике (23 слайд)

Итак, совокупность использования дидактического материала позволило мне добиться определенных положительных результатов в коррекции звукопроизношения. На начало сентября 2013 г. недостатки в произношении были у 25 дошкольников (100%, зачисленных на логопункт. В марте недостатки остались лишь у 8 дошкольников (32%). (24 слайд)

Публикации по теме:

Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова. Часть 1 Муниципальное учреждение «Психолого-социальный центр системы образования «НАДЕЖДА». ПРИЛОЖЕНИЕ «Использование дидактических.

«Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова» часть 2 Игры, направленные на формирование фонематического восприятия Упражнение №1. Взрослый даёт ребёнку два кружка – красный и зелёный – и предлагает.

Использование наглядного материала и дидактических игр в работе по исправлению недостатков речи у дошкольников У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игр 2-3 года Д/и «Олины помощники» Задачи: Образовывать форму множественного числа глаголов. - Оборудование: кукла.

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игр (по 5 игр для каждой возрастной группы) 2-3 года д/и «Олины помощники» Задачи: Образовывать форму множественного.

Картотека дидактических игр по обучению грамоте.Картотека дидактических игр по обучению грамоте. Учебная программа дошкольного образования определяет содержание работы с дошкольниками по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей.

Картотека коррекционно-дидактических игр в работе с детьми со стертой формой дизартрии Раздел коррекционно-дидактических игр на нормализацию мышечного тонуса. Цель: Сформировать двигательные навыки ребенка, развивать основные.

Подборка дидактических игр «Моя станица»Подборка дидактических игр «Моя станица» Дидактическая игра «Моя станица» Возраст детей: 5 - 7 лет Игровая задача: назови и расскажи о предприятиях и организациях нашей станицы.

Задачи дидактических игр В каждой дидактической игре содержится своя задача. Ее решение требует от ребенка определенной умственной работы. Дидактические игры могут.

Значение дидактических игр Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка. В наше время дидактические игры включаются во все.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Значимость дидактических игр в логопедической работе
Опубликовано: 25 сентября 2017 в 10:58
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Огородная сказка
Жили-были дед и баба. Не любили они на печи лежать да в окошко глядеть. А любили трудиться, радость и любовь людям дарить. А огород у них был волшебный,...
Фотоотчет «Снеговик»
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее...
Подарок папам на 23 февраля
Вот какие замечательные открытки сделали мои ребята из средней группы. Мы старались, мы старались, Может быть не получалось, Мы ревели и...
Наш фотоотчёт об экоуроке
В рамках проведения Всероссийских экологических уроков и с целью повышения уровня экологической культуры дошкольников, в подготовительной группе «Солнышко»...
Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание сказки «Колобок» с использованием...
Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста. Рассказывание сказки «Колобок» ( с использованием метода моделирования. Задачи:...